Поддержке своей пехоты, немецкая армия Второй Мировой уделяла большое внимание. Прошедшие на заре своей карьеры тяжелые, убийственные штурмы глубоко эшелонированных укреплений противника на полях Первой Мировой, генералитет уделял этому повышенное внимание. Вместе с тем в рамках новой концепции молниеносной войны или Блицкрига, орудия поддержки должны были быть мобильными и достаточно живучими на поле боя. Если с орудием все было ясно - в его качестве применяли вполне себе успешную гаубицу с калибром 150 мм s.I.G 33 (за время войны немцы выпустили их 4155 штук), то с выбором шасси были проблемы.
Дальность стрельбы гаубицы составляла всего 4 700 метров. Поэтому нужно было что б шасси было бронированным. Первой серийной САУ стал так называемый "Бизон". Устаревшие Pz.1 не могли уже быть успешными в боях с пушечными танками. Это ясно показала уже война в Испании. Зато его шасси было хорошо освоено промышленностью гитлеровской Германии. Вывод напрашивался сам за себя - немецкие инженеры просто вкатили гаубицу на колесах на шасси танка (предварительно сняв с него башню), закрепили орудие и возвели щит из противопульной брони. САУ получилось неустойчивой, слабо бронированной и перетяжеленной. Но в Европе вовсю полыхала война и немецкой армии необходимо было подобное решение. Война являлась мощным стимулом развития промышленности, инженерии. Необходимы были все более мощные, все более надежные образцы техники. Развитие средств поддержки пехоты в Германии шло по двум направлениям, это как разработка САУ с использование шасси имеющихся танков, но с глубокой проработкой проекта, с полным бронированием (Stug, Brummbar), так и создание эрзац САУ как было и в случае с Grille.
В случае с "Бизоном" мера была временная - проходимость САУ оставляла желать лучшего, к тому же шасси оказались сильно перегруженным. Тем не менее на начальном этапе Второй мировой, эта САУ вполне справлялась с поставленными задачами. Однако время шло, все меньше оставалось исправных шасси от Pz.1 да и не соответствовали они уже требованиям Вермахта в области проходимости и скорости, особенно когда началась Великая Отечественная. Необходимы были все более мощные, все более надежные образцы техники. Развитие средств поддержки пехоты в Германии шло по двум направлениям, это как разработка САУ с использование шасси имеющихся танков, но с глубокой проработкой проекта, с полным бронированием (Stug, Brummbar), так и создание эрзац САУ как было и в случае с Grille.
В марте 1942 года, активно сотрудничающая с немцами корпорация BMM, предложила разработку САУ на базе стремительно устаревающего Pz.38 (t) (чешский танк, активно использовавшийся Германией в начальный период ВМВ). Мысль была неплоха - танк сам по себе был отлично освоен промышленностью Чехословакии, стоял на вооружении Вермахта, а значит имелся хороший запас запчастей, опыт механиков - водителей.
Зимой 1943 года машина получив наименование SD.KFZ 138/1 Ausf.H "Grille" была запущена в производство. Шасси танка Pz. 38 (t) Ausf. H осталось без изменений, башню сняли, установив по центру корпуса легкобронированную рубку открытую сверху. Лобовой лист танка тоже сняли, поставив вместо него бронелист толщиной 25 мм. Он же был и в роли щита все той же гаубицы s.I.G 33. Борта рубки состояли из 15 мм бронелистов и рубка имела сверху вид шестигранника. Двигатель стоял Praga EPA/2 с мощностью 125 л.с. Экипаж состоял из 4 человек. Для самообороны предполагался ручной пулемет и ручное стрелковое оружие перевозимые в рубке. Боезапас составлял всего 15 выстрелов. Но машина получилась в целом удовлетворительной. Боевой дебют ее состоялся ев Курской дуге, где она неплохо проявила себя.
Вместе с тем, почти сразу после запуска Grille в производство, чехи вместе с, имеющей большой опыт в создании САУ на базе имеющейся техники, фирмой Alkett. Приступили к разработке более совершенного и в то же время более простого в производстве самоходного орудия "Grille M". Базой разумеется послужил Pz.38 (t) но модификации М. Инженеры приняли решение сместить рубку назад, как это было успешно реализовано в противотанковом самоходном орудии "Мардер". Для этого корпус был капитально переработан. В ходовой оставили по одному поддерживающему ролику, двигатель Praga AC (более мощный - 145 л.с.) перенесли в среднюю часть. Его выхлопная система выходила теперь из корпуса справа и, огибая рубку, заканчивалась глушителем сзади. Механик-водитель был отделен от остального экипажа. Для него с правой стороны корпуса сделали полностью бронированную рубку с двустворчатым люком на крыше. Перенесенный вперед двигатель, позволил не устанавливать боевую платформу и, по сути днище танка стало полом боевого отделения, что позволило снизить общую высоту, а значит и заметность САУ. Первый Grille M выехал из ворот завода на испытания в ноябре 1943 года.
Измененная рубка теперь позволяла хранить внутри на 5 снарядов больше чем мог возить предшественник. Толщина брони рубки составляла 10-20 мм. Вместе с тем, было изготовлено около 100 подвозчиков боеприпасов. Они почти ничем не отличались от САУ. Орудие отсутствовало, амбразура под орудие закрывалось бронезаслонкой. В принципе любое САУ поврежденное в бою, могло быть переоборудовано в подвозчик боеприпасов силами даже прифронтовых мастерских. Экипаж, по-прежнему, составлял 4 человека, но радист теперь находился в боевом отделении. Самоходные орудия этого типа применялись до конца войны на всех фронтах, но преимущественно на Восточном фронте и в Италии. Точное количество выпущенных машин обеих модификаций (не считая транспортеров боеприпасов) в разных источниках разнятся. Но в среднем все сходятся что было выпущено около 400 штук. Связано это с тем, что на заключительном этапе войны, немцы бросали в бой все что могло ездить и стрелять, даже снятые с вооружения Pz.38 (t), при этом они переоборудовали в САУ практически все танки поступающие на ремонт на BMM. Вполне возможно что та или иная машина, ушедшая сразу из ворот завода на фронт не была учтена в документах Вермахта. До момента агонии фашизма, САУ Grille обоих типов поступали на вооружение только танковых, панцергренадерских дивизий. Как обычных, так и войск СС. По штату полагалось иметь 12 машин, но на практике их всегда было меньше. Тем не менее, несмотря на свое слабое бронирование на март 1945 года в частях Вермахта находилось еще около 170 САУ. Однако, к сожалению, до наших дней сохранился всего один экземпляр. Он находится в музее Абердинского полигона в США. Вот неплохой фотообзор (валк) по этому экземпляру.
Перейдемте теперь к реинкарнации этой самоходной установки в модельном мире. В 1/72 довольно много моделей (UM, Italery, Attack и др.) а вот в 1/35 удивительная ниша возможностей....Выпускают или по старым пресс-формам наши MSD и Ark models, дешево но с сомнительным качеством или же хорошо но очень дорого Dragon. Это прямо удивительно. Машина не мелкосерийная, а выбора нет...В общем у меня модель от АРКа оказалась вообще случайно. Продавал один товарищ за ненадобностью дрова от АРКа (несколько наборов) среди которых был и "Bison" (тот самый о котором я говорил в начале, на базе Pz.1) ну и другие бюджетные модели. Мне приглянулся тягач от CMK. А что б было интереснее ехать, я решил взять и "Бизона". Ну так вот написал я ему, встретились, открываю пакет и вижу там тягач и Grille. Я ж "Бизона" просил, говорю продавцу. На что он возразил, мол надо было уточнять какого из...На коробке и правда был напечатан бред:
Самое смешное, что внутри лежала инструкция в которой описывались краткая история и характеристики Sturmpanzer 2! То есть третьего образца бронетехники, не имеющего никакого отношения ни к Grille ни к Bison)))
Качество модели... Утяжины были практически на каждой более-менее крупной детали. Сборные гусеницы имели недоливы и переливы во многих местах, помимо этого, если ставить стойки под снаряды согласно инструкции вы никогда не сможете установить тумбу под орудие. Она банально не влезает. Стыковка деталей между собой ужасна, остаются огромные щели, которые "съели" дикое количество ревелловской шпатлевки, а наличие клепки крайне осложняет обработку стыков. В общем хуже качества набора я еще не встречал. Стройка растянулась на два месяца. Временами мне хотелось отложить ее до лучших времен. Разумеется в матчасть я не влезал, работы напильником хватало и без копания матчасти. Поскольку кое-где повылезали недостатки моей сборки после покраски, нигде кроме своего блога, я эту модель не выставлял. Красил аэрографом, краской Тамия, смывка и фильтры самодельные. Попробовал так же жидкость для имитации дождевых потеков от AK Interactive. Отдельно хотелось бы остановиться на схеме окраски от производителя. Ее просто нет. Есть декаль из серии догадайся сам куда что переводить и упоминание о том что красить надо в темно-желтый и с камуфляжем или без! Ну и в общем вот что у меня получилось.