Невнимание к дорожной ситуации, игнорирование правил безопасности, порой может стоить жизни. Смертельные ДТП в Приморье, где жертвами стали дети, оказались наиболее резонансными в крае. Что надо делать, чтобы избежать трагедии, этим вопросам задались в медиастудии ГТРК «Владивосток» уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова и заместитель начальника управления ГИБДД России по Приморскому краю, полковник полиции Юрий Колесников.
Сергей Нелюбин:
- Здравствуйте дорогие друзья вы смотрите программу «Недетский разговор». Очередной выпуск с вами как всегда я Сергей Нелюбин, ведущий программы, и со мной Ольга Романова соведущая программы, уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае.
Сегодня мы будем говорить о безопасности детей на дорогах и в данном случае, наверное, о безопасности в автомобиле.
У нас в студии заместитель начальника управления ГИБДД России по Приморскому краю, полковник полиции Юрий Колесников.
Юрий Геннадьевич, здравствуйте!
Юрий Колесников:
- Добрый день!
Сергей Нелюбин:
- Мы за кулисами по-моему разговаривали, что ни столько опасен ребенок в салоне автомобиля, сколько опасен тот, кто его везет. Действительно статистика свидетельствует, что у нас дети и травмируются и гибнут будучи пешеходами, будучи пассажирами.
Юрий Колесников:
- Абсолютно верно. Еще добавлю, что в эту категорию добавлю детей водителей (прим. ред.) По статистике за 2023 год, из-за халатного отношения взрослых и как раз родителей, в частности, когда они допускают ребенка к управлению транспортным средством, будь то мопед, будь то мотоцикл, либо даже автомобиль, совершаются самые тяжкие ДТП. Потому что нет навыков, нет опыта, нет той возможности предусмотреть, что будет за перекрестками, за каким-то переходом.
К сожалению, в 2023 году у нас были смертельные ДТП, в том числе, где родители давали то свои транспортные средства своим детям, халатно дали, оставили ключи, предоставляли ранее какую-то возможность поуправлять под своим, может быть, присмотрим. Ребенок понял, что это безнаказанно, можно делать, садиться за руль
.
И, к сожалению, да, на сегодняшний день у нас 90% раненых детей - это практически дети – пассажиры, и здесь, конечно же, вина полностью на взрослых. Т.е. и когда дети водители тоже вина взрослого. А здесь 100% -ная вина того человека, кто управляет транспортным средством.
Если взять одно из последних ДТП, производство которых у нас даже два уже. Так, в утреннее время, в 7 часов утра едет водитель женщина за рулем. перевозит троих детей двое своих, одного ребенка на соревнования в Спасск-Дальний. Понятно, что в утренние часы - тот период времени, когда зрение еще не адаптировалась, когда все серое вокруг, сама дорога сложная (а еще осадки были у нас, и дождь, и снег). И на одном из поворотов, который не опасный поворот, по большому счету, по траектории своего движения при повороте значит не справляется с управлением и совершает выезд на встречную полосу. В результате совершается ДТП, и трое человек погибает в том числе и водитель погибает. Мы все видели это видео, и действие как будто что-то внутри самого салона произошло, может быть, что-то водителя отвлекло.
Ведь случается и такое. Если сегодня водительский состав - те, кто управляет у нас, уберут телефон во время вождения, то аварийность снизится (прим. ред.). И сам разговор по телефону за рулем тоже является нарушением правил дорожного движения.
Когда водитель отвлекает свой взгляд от дороги, от дорожной обстановки, он перестает ее контролировать. Он переводит взгляд, переключает внимание на телефон, начинает переписываться, начинает составлять какой-то текст, отправлять его, ищет там какую-то информацию, тоже отправляет ее, порой фотографирует какие-то объекты в салоне, и занят этим процессом. И когда он поднимает опять глаза на дорогу, несколько секунд нужно, чтобы понять, что происходит, поворот ли это, либо перекресток, либо вы подъехали, и вот уже перед вами транспортное средство другое притормозило, и вам нужно остановить срочно. И вот эти вот секунды, которые тратятся, они, конечно, порой, бывают летальными.
Может быть, в случае, про который ДТП мы сейчас говорим в Спасске, там такая же ситуация была, что-то отвлекло?
Скоростной режимы (это посмотрели по камерам), не превышал установленную скорость, но в тот момент, когда передвигался водитель, были осадки, были утренние часы, сцепление, конечно же, с асфальтом не такое было, учитывая, что там небольшой поворот есть, водитель, возможно, поздно начал совершать маневр поворота, и плюс еще добавил туда и торможение. И, возможно, вот это в совокупности все, что поздно начал поворачивать, нажал на педаль тормоза, повлияло на то, что машина получила неуправляемость, что вынесло ее на полосу встречного движения. Вот в результате чего мы получили такие тяжелейшие последствия.
Подняв голову на проезжую часть, нужны какие-то секунды, но это все равно время, которое нужно, чтобы оценить обстановку, которая происходит, а она здесь развивается в данном случае совершенно реактивно.
Я сейчас скажу ситуацию такую, что ДТП, где совершается наезд на пешеходов, на пешеходных переходах, вот 2023-й год мы анализировали, в этом году таких ДТП немного, и пока нет основания полагать, что там такие нарушения были, но ряд ДТП, где тормозной путь, начинается уже после того, когда совершается наезд. Это что значит? Что водитель не контролирует, он просто увел свой взгляд на какой-то объект в автосалоне, а мы подозреваем, что это все-таки был телефон, не контролирует до конца ситуацию, и поднимает глаза, когда уже от удара, понимает, что он на кого-то наехал, и только после этого начинает тормозить. Ряд таких ДТП у нас было в 2023-м году, это было летом, и вот осенью мы анализировали и приводим свою мысль вот к этому выводу.
Второе ДТП, тяжелое также произошло, там пострадали и тяжелейший вред здоровью причинен, и как в последующем эти дети будут себя чувствовать не известно. Дай Бог, чтобы медики и врач помогли, и в последующем восстановление прошло нормально.
Михайловская территория, водитель микроавтобуса управляет транспортным средством, совершает выезд также на встречную полосу. Возможно, повлияло так же поворот, какой-то там был, хотя прямая дорога там была, но перед тем, как зайти поворот, водитель не может справиться с управлением, как объясняют некоторые очевидцы, очень сильный боковой ветер там был.
Но если сильный боковой ветер, да, мы знаем, где открытая территория, и у нас в Приморье, когда бывают такие порывы серьезные, а микроавтобус парусность все-таки побольше имеет, возможно, какой-то может эффект быть, что его на встречную полосу вынесет, либо наоборот, если бы ветер с другой стороны будет, с левой, то его, может быть, приведет к съезду с дороги, то нужно вести транспортное средство с меньшей скоростью.
Тяжелейший вред получили дети, опять же, дети грудниковые, и тяжелый вред. И врачи пока сейчас вот анализ дают, прогноз, вернее, нам дают, что тяжелые, но стабильные дети. Показательно, в одном случае и в другом случае оба факта есть нарушение правил дорожного движения со стороны водительского состава. Если бы скоростной режим соответствовал конкретным дорожным условиям в той обстановке, когда совершались ДТП, этих ДТП бы не было.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».