Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Сострадание - слабость или сила?!

Периодически я мечтаю начать вести группу по навыкам CFT (терапии, сфокусированной на сострадании), потому что сама проходила терапию в этом подходе и тренировала свой сострадательный ум. И я точно знаю, какие это целительные, легкие и одновременно глубокие практики. И как в наших реалиях эти навыки облегчили и обогатили бы жизнь. Я делюсь этими идеями со своими друзьями, которые более преуспели в маркетинге или имеют организаторские способности.

Сначала мы бурно обсуждаем, как здорово было бы начать собирать группы, как можно развернуть свой потенциал и тому подобное. Но как только я перехожу к предложению создать группу по СFT, то получаю один обескураживающий ответ: "Это не будет продаваться". Я даже не успеваю рассказать суть практик, как услышав слово "сострадание", у них пропадает интерес.

Почти все книги по CFT, которые я прочла, начинаются с того, что развенчивают негативное восприятие слова "Сострадание". Также приходится поступать и мне на сессиях, показывая клиентам, что это не то, что они представляют.

А представляют они многое, вот некоторые примеры:

- сострадать себе - испытывать жалость к себе, расхолаживать себя;

- сострадание - это слабость, проявление чрезмерной мягкости доброты, и это может повлечь негативные последствия, например, мне сядут на шею;

- сострадать - значит страдать с другим вместе, а боль я испытывать не хочу;

- сострадать себе - это терять мотивацию к движению вперед.

Склонность к самокритике, обвинение себя в ошибках, нежелание испытывать боль, закрытость к чувствам другим, мотивация через страх и злость - вот идеалы, за которые мы цепляемся. Объясняя клиентам, что самокритика - не эффективная стратегия, что невозможно отгородиться от сложных чувств, не испытывать стыд или чувство вины, я всегда испытываю грусть. Я грущу потому, что бывает очень сложно пробиться сквозь броню шаблонов, которая не дает раненой уязвимой части освободиться, исцелиться под лучами собственной силы Самосострадания. А еще я грущу, потому что сама была такой же черствой по отношению к себе.

К сожалению, как бы мы не стремились к счастью и не тренировали свой позитивный ум, мы все, без исключения, сталкиваемся с душевной болью на всем протяжении своей жизни. Мы все кого-то или что-то теряем, проходим через кризисы, болеем, стареем, и все в конце концов умрем. Жить человеческой жизнью значит сталкиваться с болью.

Чтобы столкнуться со своими страхами, ощущением неполноценности, критикой, слабостью, стыдом, разочарованием требуется огромная смелость.

Сострадание предполагает, что мы позволяем себе быть тронутыми страданием и испытываем мотивацию помочь облегчить и предотвратить его. Сострадание рождается из признания того, что в глубине души мы все просто хотим быть счастливым. Мы включаем внутреннюю мудрость, которая дает возможность увидеть причинно-следственную связь наших и чужих чувств и поступков, признать, что все мы всего лишь люди. Эта мудрость ищет пути и способы выйти из сложной ситуации.

В сострадательных практиках мы учимся развивать осознанность, прислушиваться к своим эмоциям, выдерживать их, находить в них наши потребности, искать креативные пути их удовлетворения. Мы учимся смотреть на себя и других из внутренней мудрости, понимать мотивы поступков, как быть полезным себе, как научиться проявлять заботу к себе и поддерживать в сложные моменты. Как идти вперед к своим целям, не боясь падений. Мы обретаем безопасное убежище и безопасного поддерживающего Взрослого внутри себя.

Парадокс человеческого взаимодействия заключается в том, что испытывая радость за других мы приумножаем радость, а присоединяясь к негативным эмоциям другого, например, грусти, мы уменьшаем их. Присоединяясь к своей боли из своего сострадательного ума, используя мысль, что все люди в подобных условиях испытали бы такую же больше - мы уменьшаем ее, даже сводим на нет. Выйдя за пределы своих эмоций, мы можем активировать свои творческие способности, чтобы справиться к кризисом.

СFT - это в первую очередь научный подход. Терапия, разработанная Полом Гилбертом, сочетает в себе доказательные техники психотерапии и буддистскую философию. СFT - терапия, основанная на эволюционной и социальной психологии, многое черпает из теории привязанности, она также базируется на модели трех систем эмоциональной регуляции (нейробиология), когнитивно-поведенческой терапии и бихевиоризме.

Развитие сострадания - это одновременно одна из духовных практик, рекомендованных Буддой. Цель сострадания – устранить из ума невежество и загрязнения, которые мешают увидеть истинное положение вещей, а также, чтобы выбраться из скорлупы своего «эго» и ощутить единство и прочную связь с другими существами, населяющими мир, помогая им.

Источник: https://indiada.ru/religia/sostradanie.html

Лично я не вижу противоречия между научными основами терапии и ее духовной составляющей.

Хочу поделится частью притчи об Асанге, который 12!!!! лет практиковался для того, чтобы узреть Будду (с полной версией можно ознакомиться здесь https://staff.wikireading.ru/57334)

Теперь уже ничего не волновало Асангу. Ни о чем он не думал и ничего не желал, он не желал даже найти Майтрейю или достичь нирваны; ничто не трогало его. Пустота была в нем, и вокруг тоже была пустота.Но тут внезапно Асанга наткнулся на лежащую у дороги больную собаку. Услышав, как жалобно та скулит, Асанга подошел поближе и увидел, что у собаки ранена задняя нога и в этой ране полно кишащих червей. Бедная собака беспомощно лизала рану и жалостно смотрела гнойными, слезящимися глазами. Асанга принялся разглядывать несчастное животное, размышляя, какую же помощь он может оказать ему. Но вдруг внутри него все будто бы перевернулось, и спокойные, рассудочные мысли, о том, как помочь собаке, сменились страстным стремлением спасти ее во что бы то ни стало. Нагнувшись, он тронул рану и тут же с той же безумной силой, что и собаку, пожалел червей. С каждым мгновением чувство сострадания охватывало Асангу все сильнее, до тех пор, пока оно не овладело всем его существом – от кончиков волос до кончиков пальцев. В нем уже не существовало ничего, кроме желания спасти и собаку, и червей. Бессознательно выхватив нож, Асанга раскроил себе ногу и бережно принялся вытаскивать червей из собачьей раны, осторожно перенося их на свою окровавленную ногу. Как только последний червь присосался к его ране, собака, вспыхнув радугой, преобразилась в Майтрейю, именно в том его виде, какой представлял себе Асанга все эти двенадцать лет медитации.В изумлении пав на колени, Асанга воскликнул:– Для того ли я созерцал двенадцать мучительных лет, чтобы увидеть тебя в облике раненой собаки?!!– Все материальные идеи первоначально возникают из пустоты и лишь благодаря созидательной силе земли и воды объединяются между собой и становятся материальными объектами, – ответил Майтрейя. – Материальные объекты с их различными качествами: красотой или безобразием, полезностью или бесполезностью являются иллюзиями чувств. Эти иллюзии-чувства остаются с человеком до тех пор, пока он не достигнет просветления. С просветлением спадает завеса иллюзий, и человек становится способен познать подлинную природу вещей. Лишь тогда он способен лицезреть Будду. Ты, Асанга, лишь сейчас снял эту завесу иллюзий благодаря возникновению в тебе сострадания бодхисаттвы. И лишь теперь ты смог увидеть меня. А ведь я находился рядом с тобой с самого начала, как только ты сел лицезреть меня.

Если эту притчу использовать как метафору, перенося ее на психический план, мне открылся следующий смысл - Взрастив в себе Сострадательный Разум, мы не только исцеляем себя, но и обретаем связь своим внутренним Творцом!

Только одного понимания сути сострадания мало. Требуются регулярные усилия по тренировке своего Внутреннего Асанги. Для образования новых нейронных связей требуется время, практика и настойчивость.

Как-то рассказывая об СFT на одном мероприятии, я заметила, что все слушают очень внимательно, с интересом. Много теплых слов было в сторону буддизма и развития духовности. Но как только дело дошло до вопросов и одна девушка спросила меня, правильно ли она поступила в очень сложной для нее ситуации, как активная часть аудитории накинулась на нее с критикой и наставлениями. Обращаясь к "ее внутреннему Будде" я попросила взглянуть на эту ситуацию его глазами. И ответ был, что в критической ситуации, она действовала наиболее эффективным на тот момент образом и что другого решения у нее не было, т.к. она получила то воспитание, которое получила. Вот это и есть понимание сути вещей без лишней критики и самоедства.

Автор: Генова Диана Емилова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru