25,2K подписчиков

Какие автомобили АвтоВАЗа сыграют в игру на выбывание. Или почему универсалы стали "культовыми" для российского автогиганта

1,6K прочитали
Через год в модельном ряду выпускаемых АвтоВАЗом легковых автомобилей, будет шесть универсалов(!).

Через год в модельном ряду выпускаемых АвтоВАЗом легковых автомобилей, будет шесть универсалов(!). Зачем российское предприятие концентрирует такое количество автомобилей с этим типом кузова на довольно-таки тесном рыночном пространстве? Сделаем прогноз.

Первое на что хотелось бы обратить внимание, а соответствует ли данный тип кузова ментальному российскому автомобильному коду, или как принято сегодня говорить ДНК? В России, как и в Турции, и в Китае, исторически сложился культ седанов. А вот в Европе универсал – это признак успешного человека. У такого автомобилиста есть средства и время на занятие активным отдыхом: летом - велосипед, зимой - лыжи. В таких поездках необходим именно универсал, который на европейском автомобильном рынке является весьма востребованным типом автомобиля.

Volkswagen Passat 2024
Volkswagen Passat 2024

Иллюстрирует это недавнее появление нового поколения Volkswagen Passat и Skoda SuperB, с самого начала продаж немецкий и чешский автопроизводители предлагают бюргеру автомобили с кузовом универсал.

В свою очередь, в российской автомобильной действительности универсал получил обидное прозвище. «Сарай» означает помещение для хранения всяческих, часто ненужных вещей. Таким образом, автомобили-универсалы для россиян выполняют чисто утилитарную функцию. Нужно переместить что-то объемное, что не влезет в багажник седана. Вот для таких целей и нужен такой автомобиль. Перевозки различных грузов по работе, на дачу, мелкого бизнеса, вылазки на природу и т.п. Оставим за скобками нашего повествования вопрос об успешности и достатке владельца такого автомобиля. Вернемся к АвтоВАЗу.

Новинки АвтоВАЗа 2015 года - хэтчбек Lada Xray и седан Lada Vesta
Новинки АвтоВАЗа 2015 года - хэтчбек Lada Xray и седан Lada Vesta

Сегодня мало кто вспомнит такой факт. В феврале 2015 года стартовал пилотный выпуск нового семейства автомобилей Lada Vesta, на закрытую презентацию пригласили ведущих автомобильных журналистов страны. Выступая перед ними, представители команды вазовских топ-менеджеров и разработчиков отмечали, что первым на конвейере Ижевского завода появился седан Vesta, затем появится хэтчбек, и далее, универсал. Но жизнь сломала этот запланированный порядок. Хорошо известно, что было решено не выпускать двухобъемный хэтчбек, а приступить сразу к выпуску универсала.

В выпуске издания Авторевю, в материале-репортаже с этого события редакция опубликовала эскиз Lada Vesta хэтчбек, который был показан в презентации в Ижевске. Вот, к сожалению, все что осталось от версии этого автомобиля Vesta.

Впрочем, автовазовские маркетологи приняли правильное решение. Поскольку хэтчбек Vesta мог «перейти дорогу» также выводимому в тот 2015 год Lada XRay. Вдобавок, ниша таких хэтчбеков все же была занята моделями других автопроизводителей, например, Renault Sandero, Hyundai Solaris и KIA Rio, Ford Fiesta и др. А вот сегмент универсалов этого размерного класса на российском автомобильном рынке был практически пуст (за исключением Largus).

Семейство Lada Largus
Семейство Lada Largus

Напомним, что бывший руководитель АвтоВАЗа и Рено Россия француз Николя Мор в те годы сделал примечательное заявление:

«У Renault нет планов выводить на рынок России и Беларуси универсал Renault (Dacia) Logan MCV. На данный момент эта модель доступна в Западной и Восточной Европе и в Украине. Если вам нравятся универсалы, есть Lada Vesta SW».

Renault Group не вывели румынский универсал Dacia Logan MCV в Россию
Renault Group не вывели румынский универсал Dacia Logan MCV в Россию

Отсутствие внешней и внутренней конкуренции обусловило рыночный успех семейства автомобилей-универсалов Lada Vesta SW и Lada Vesta SW Cross, что подтверждается статистикой. До кризиса в 2021 году россияне приобрели 113.698 автомобилей всего семейства Lada Vesta. В тот год оно стало лидером российского авторынка, даже обогнав Lada Granta.

А теперь, внимание, почти половина «вест» пришлась на модификации с типом кузова универсал SW (54.597 шт.), точнее 48%. Согласитесь, это рыночный успех.

Через год в модельном ряду выпускаемых АвтоВАЗом легковых автомобилей, будет шесть универсалов(!).-6

А сегодня ситуация с универсалами такова. АвтоВАЗ восстановил выпуск моделей Lada Vesta SW и Lada Vesta SW Cross. 15 мая в Ижевске стартует серийное производство универсала Lada Largus. Заканчивается перенос оборудования и установка роботов в цехах ижевского филиала. Напомним, что ранее модель выпускалась на Линии №1 на основной площадке АвтоВАЗа в Тольятти.

Универсал Lada Granta Cross
Универсал Lada Granta Cross

Также недавно в конвейера Линии №5 стали сходить универсалы Granta Cross , темпы сборки которых растут. Вот такая на сегодня ситуация с этим типом автомобилей на АвтоВАЗе.

Впрочем, сага об универсалах российского автогиганта продолжается. И вот какой намечается разворот сюжета. Как известно, в начале июня на Петербургском экономическом форуме будет представлен новый автомобиль Lada Iskra. По традиции первым на конвейер станет седан. А вторым и третьим в очередности будут универсал и кросс-универсал. Седан станет пионером, потому что российский автомобильный ДНК таков, а универсалы следом.

Эскиз универсала Iskra
Эскиз универсала Iskra

Такой модельный ряд перспективного семейства и порядок выхода был определен еще при французских владельцах. Они были в курсе того, что у нас, в отличие от европейского авторынка, не слишком жалуют хэтчбеки.

И здесь АвтоВАЗ может столкнуться с пресловутым каннибализмом. Хотя из уст руководителей АвтоВАЗа мы постоянно слышим, что перспективная Lada Iskra будет рыночно «разведена» с флагманской Lada Vesta. Сегодня пока не опубликованы характеристики перспективного семейства и приходится обращаться к показателям автомобиля Dacia Logan-III, принимая их для будущего отечественного автомобиля. Получается, что габаритные размеры Vesta и Logan-III минимально различные. Разница в габаритной длине, например, седана составляет 4,5 см. Новый седан из Румынии шире на 8,5 см отечественного флагмана, высота практически не различается. Кто сказал, что с габаритами универсалов будет по-другому?

Конечно, все прояснится тогда, когда мы увидим реальные цифры. Но уже сегодня в воздухе висит какая-то смутная неопределенность, что АвтоВАЗ в самом ближайшем будущем выпустит «двойников» Vesta SW и Vesta SW Cross семейства Iskra. Можем сделать острожный прогноз. Поскольку автомобили Lada Iskra позиционируются несколько ниже, нежели Vesta, спрос на более бюджетные перспективные Iskra SW и Iskra SW Cross может начать подрывать крепкие рыночные позиции универсалов Vesta.

Lada Iskra SW и Lada Vesta SW
Lada Iskra SW и Lada Vesta SW

Надеемся, что все-таки маркетологи и конструкторы АвтоВАЗа смогут «развести» два семейства по целевым аудиториям. Для этого нужно обладать высокопрофессиональными навыками и умениями. АвтоВАЗовские специалисты уже много десятков лет работают с автомобилями фактически одного размерного класса, будем считать, что у них хватит опыта для решения этой задачи. И на домашнем рынке найдут свое место все шесть универсалов АвтоВАЗа.

Уважаемые читатели, а что вы думаете по данному вопросу? Пишите в комментариях

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

источник