Стартует новый мотосезон! И владельцам «железных коней» предстоит расконсервация мотоциклов, проверка их технического состояния и, естественно, замена масла и фильтров.
Какое выбрать? В чем разница между маслами для двухтактных и четырехтактных мотоциклов? И можно ли заменить мотоциклетное масло машинным? Об этом и о многом другом в сегодняшнем ликбезе.
Масла для мотоциклов придумали не просто так. Вся фишка в конструкции двигателя двухколесного транспортного средства. Он собран по принципу легкости и компактности, поэтому двигатель, коробку передач и даже распределитель зажигания, генератор и ряд другого оборудования утрамбовали в единый блок. И всю эту конструкцию должно омывать масло, сочетая в себе функции моторной и трансмиссионной смазки.
Функции мотомасел
- защита деталей от механического воздействия;
- уплотнение зазоров между элементами;
- защита от коррозии;
- растворение нагара и прочих твердых отложений, удаление их из зоны трения;
- охлаждение клапанов, поршней и стенок цилиндра;
- контроль количества выхлопных газов.
Очевидно, что машинное масло не справится с такой задачей и вот почему.
Почему не стоит заливать в мотобайк автомобильное масло
- Коэффициент трения у мотомасел ниже.
- Они имеют большую вязкость, устойчивы к высоким температурам, пенообразованию.
- Имеют высокую температуру вспышки и низкую испаряемость.
- Щелочное число и зольность ниже, чем у автомобильных масел — 6-8 мг/гр против 12 мг/гр.
- В мотосмазках нет того коктейля присадок, который характерен для автомасел, т.к последние слишком агрессивны для материалов, из которых сделаны детали мотоцикла.
- Разные условия эксплуатации:
- мотоциклы чаще работают на высоких оборотах, поэтому масло должно обеспечивать надежную защиту от трения;
- мотомасло нагревается до более высоких температур из-за чего увеличивается количество отложений и окисление;
- езда только в теплое время года, а значит нет необходимости в стабилизации низкотемпературной вязкости масла.
База
Как и у автомобильных масел, в основе мотосмазок базовые масла II (минеральные), III (гидрокрекинговые) и IV (ПАО) групп.
Минералка, хоть и прошлый век, но продолжает использоваться в летнее время в моторах раритетных мотоциклов, а также мотоциклов с сухим сцеплением, с V-образным двигателем и трансмиссией.
Полусинтетика или гидрокрекинговые масла в основном используются в современных мотоциклах с небольшим объемом цилиндров.
Синтетика заливается в современные высокофорсированные мотодвигатели.
2-тактный vs 4-тактный
Двигатели на мотоциклах бывают 2 видов: двухтактные (2Т) и четырехтактные (4Т).
Двухтактные моторы устанавливаются на небольших мотоциклах и скутерах. Особенность их в том, что масло в таких двигателях заливается прямо в топливный бак, где в нужных пропорциях смешивается с бензином, и вместе с ним сгорает в процессе эксплуатации. Именно поэтому смазка для мототехники с 2-тактным мотором должна отвечать ряду требований:
- хорошо растворяться в топливе и хорошо сгорать;
- образовывать минимум дыма, сажи и золы;
- быть биоразлагаемой, чтобы не загрязнять воздух и почву.
Четырехтактные моторы стоят на тяжелых и мощных современных мотобайках. Здесь уже не происходит смешивание топлива и масла. Главная функция масел для 4Т-моторов — смазка деталей. И основной критерий качества таких смазок — поведение двигателя при мокром сцеплении, когда сцепление находится вместе с мотором в одной масляной ванне. Здесь акцент делается на антифрикционные свойства, высокие противозадирные характеристики и низкую вспениваемость. Поэтому в 4Т-маслах больше присадок.
Классификация мотоциклетных масел
Деление мотоциклетных масел на классы предусмотрено только в японском стандарте JASO (Japanese Automotive Standards Organization) и называется JASO M. В него входят только масла для четырехтактных двигателей. Все остальные смазки Стандарт относит к моторным маслам, в том числе и те, которые рекомендованы производителями мотоциклов с двухтактными моторами.
4Т-масла делятся на 3 класса:
МВ – масла со сниженным коэффициентом трения, которые не подходят для мотоциклов с мокрым сцеплением.
МА – масла с нормальным коэффициентом трения, подходящие для использования при мокром сцеплении;
МА2 – масла под мокрое сцепление с улучшенными моющими свойствами для двигателей повышенной мощности.
Помимо класса по JASO, мотосмазка может иметь соответствие американской классификации API, например: JASO MA примерно соответствует API SG, а JASO MA2 — API SL-SM.
Классы для 2Т-масел:
FD – бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии.
FС – бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии.
FB – масла для двухтактных двигателей мотоциклов и машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии.
FA – масла для двухтактных двигателей мотоциклов и машин, предназначенные для применения в развивающихся странах.
Street или Offroad?
По условиям эксплуатации мотомасла делятся на 2 категории — Street и Offroad.
Street
Масла этой категории предназначены для езды по городу с частыми разгонами и торможениями на светофорах. Их фишка в том, что эти смазки усилены антиокислительными и антипенными компонентами, чтобы предотвратить термический отказ двигателя.
Offroad
Эта смазка заточена под внедорожные модели, длительное время работающие на высокой мощности. Она способна хорошо отделять воду и препятствовать потере вязкости из-за нагрева и попадания частиц топлива и воды в масло. Кроме того, обладает усиленными противокоррозионными и противоударными компонентами.
Какое выбрать?
Золотое правило — выбирай то, что указано в рекомендации производителя к транспортному средству.
В отношении мотоциклов смотреть следует на тип двигателя (2Т или 4Т) и класс масла по JASO. А дальше дело техники — выбрать понравившуюся марку среди представленных на рынке.
Среди масел бренда Havens есть масла для двухтактных и четырехтактных мотодвигателей.
HAVENS 4T SAE 10W40 API SN JASO MA/MA-2 — полностью синтетическое масло для 4-тактных двигателей мотоциклов,особенно Hero, Yamaha и Honda с двигателями объемом <150 см3. Подходит для каталитических нейтрализаторов.
ОСОБЕННОСТИ:
- Отличная стойкость к сдвигу и защита двигателя и коробки передач.
- Обеспечивает плавное переключение передач.
- Хорошая защита от износа.
- Термическая и окислительная стабильность.
- Помогает поддерживать чистоту двигателя для более плавной работы.
- Способствует продлению срока службы двигателя.
Соответствует и превосходит:
- API SN / SM / SL / SJ / SH / SG ;
- JASO MA / MA2
HAVENS 2T SAE 30 API TC JASO FC — масло для 2-тактных двигателей мотоциклов, скутеров с премиксной или инжекторной системой смазки, работающих на высоких оборотах. Также подходит для использования в снегоходах и бензопилах с низким соотношением масла и топлива.
ОСОБЕННОСТИ
- Имеет усиленные синтетические базовые компоненты для превосходного сопротивления масляной пленки и защиты от износа.
- Минимизирует дым и отложения.
- Обеспечивает хорошую защиту от износа.
- Обладает термической и окислительной стабильностью и контролем отложений.
- Уменьшает предварительное воспламенение.
- Имеет хорошие антикоррозионные свойства.
Соответствует и превосходит: API TC; JASO FC.
Узнать о бренде Havens подробнее и познакомиться с нашим ассортиментом можно на сайте havenslubricants.ru
Приобрести высококачественные масла бренда Havens можно на Wildberries, OZON или у дилеров в более 30 городах и более 150 точках продаж.