Нарцисс не только ненавидит себя, но и злится на самого себя, ему стыдно за себя, и, как ни странно, он завидует самому себе. Это мы сейчас и попробуем прояснить. Чтобы понять, почему нарцисс завидует самому себе, стоит вспомнить о перфекционизме нарцисса и его ненависти к вам.
Итак, чтобы понять весь этот крайне нелогичный процесс, нам нужно вернуться к неизбежному — к Мелани Кляйн. Она предположила, что мать расстраивает своего ребёнка. Иногда он получает то, чего хочет, а иногда она отсутствует или отказывается дать ему то, что он хочет.
✅ У ребёнка начинает возникать амбивалентность — у него оказывается две матери: плохая и хорошая. Мелани Кляйн назвала это «плохая грудь» и «хорошая грудь». Таким образом, ребёнок делит мать на плохой и хороший объект. Согласно её концепции, ребёнок оценивает себя, интернализует (усваивает) хороший объект и экстернализует (проецирует) плохой объект на мать.
Получается, что есть мать, у которой всё плохо, и ребёнок, у которого всё хорошо, и это называется шизоидно-параноидальным решением проблемы. А потом ребёнок растёт и вдруг понимает, что мама не такая уж плохая — у мамы есть и хорошие черты, и что он сам не такой уж хороший, у него есть и плохие стороны.
Иногда он ведёт себя непослушно и начинает замечать существование других людей, которые говорят ему то же самое. Таким образом у него развивается депрессивная позиция, которая на самом деле является актом здорового взросления, здорового личностного роста, потому что ребёнок учится объединять абсолютно плохие объекты с абсолютно хорошими объектами, и когда он складывает их вместе, он получает детальный с оттенками взгляд на человека.
Он понимает, что люди иногда бывают хорошими, иногда плохими, отчасти хорошими и отчасти плохими, он учится принимать это как должное. Конечно же, это очень пугает его, потому что хотелось бы утверждать, что всё хорошо. Но это важная часть взросления — воспринимать мир таким, каков он есть.
✅ Мы взрослеем, переживая потери. Потери — это двигатель, который движет взрослением личности, её созреванием. И ребёнок теряет то, что приносит ему блага — это и есть депрессивная стадия развития. Когда ребёнок объединяет воедино плохой и хороший объекты, тогда у него получается единое интегрированное Эго, в котором есть как плохие, так и хорошие аспекты. Это из теории Мелани Кляйн.
Но есть и совсем другая точка зрения. Действительно, ребёнок делит мать на хорошую и плохую. Очевидно, что ребёнок испытывает разочарование из-за матери: иногда её нет рядом, и да, ребёнок далеко не всегда получает то, что он хочет. И неважно, как он плачет, и то, что он очень зол, он расстроен и становится агрессивным.
Для ребёнка есть плохое и хорошее, и ему приходится делать выбор. Кляйн говорит, что ребёнок усваивает хороший объект и проецирует плохой объект вовне, делая маму совсем плохой. Но практика и исследования показывают обратную картину: ребёнок усваивает плохой объект и считает маму полностью хорошей.
И на это есть веская причина. Ребёнок не может себе позволить думать о матери как о совершенно плохом объекте — это вызывает тревогу, это очень опасно. Ведь жизнь ребёнка полностью зависит от его матери: мама его кормит, даёт ему защиту, и самое главное — она подтверждает его существование, её взгляд определяет его. Благодаря маминому вниманию он становится самостоятельной личностью.
Если мать перестанет поддерживать жизнь ребёнка, сам он уже не сможет выжить ни при каких обстоятельствах. Поэтому ребёнок не может позволить себе думать о матери как о плохом объекте, потому что это опасный способ с риском потерять всё.
✅ Когда мать перестаёт любить ребёнка, он не перестаёт любить её, он просто перестаёт любить себя. Ведь мама знает больше, и у неё возможностей больше, поэтому проще согласиться с ней — так безопасней. И об этом перевороте в жизни ребёнка мы поговорим в следующий раз.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов