БелАЗ–540 на котором работал экипаж и примкнувший к ним автор, был старого образца. Переключение передач производилось механически ручкой расположенной на рулевой колонке. Почти как на ГАЗ–21, только размером по больше. Механическим был рычаг подъёма кузова. Эти детали создавали много неудобств. Особенно рычаг подъёма кузова, он мог самопроизвольно включить подъём кузова. Что только не придумывали водители, чтобы вовремя заметить самопроизвольный подъём кузова. У автора такие моменты случались несколько раз. Всё время удачно. Провода по карьеру кузовом собирать не пришлось. Но такие случаи были.
Сварщики к козырьку кузова приваривали контрольный пятачок который постоянно мельтешил перед глазами водителя. Это как поплавок на рыбалке, смотришь на него, смотришь, только отвернулся, поплавок утонул. Так и этот пятачок, за смену до того привыкнешь, что и не заметишь что он исчез, с поля зрения.
Автор приловчился определять самопроизвольный подъём кузова, по рулевому управлению. На ГМП БелАЗ стоит три масляных насоса типа НШ. При опущенном кузове в работе находится один насос НШ для рулевого управления. Когда включается подъём кузова, включаются в работу два кузовных НШ.
Одновременно к ним подключается НШ рулевого управления, в этот момент гидравлика на руле отключается. Это легко почувствовать. Когда руль стал тугим, сразу нужно правой рукой у дополнительного сидения в кабине, найти рычаг подъёма кузова и перевести его на опускание кузова самосвала.
Такое действие часто выручало автора в трудную минуту.
Такие моменты, когда самопроизвольно поднимался кузов случались в основном у начинающих водителей. Опытные водители выходили из такой ситуации каждый по своему.
Трудно заметить подъём порожнего кузова, машина идёт на спуск, поднимается кузов, все провода которые встретились на пути висят на кузове. Работа карьера останавливается. На место выезжает бригада электриков. Здесь работают профессионалы, очень острые на язык. По опорам передвигаются как по земле.
Чего только не наслушается водитель за это время.
Через 15 минут карьер продолжит работу.
Дальше всё зависит от мастера смены. Хорошо если только словесный нагоняй, бывает и похуже. Сор из избы выносится редко, если водитель проявляет рецидив. На первый раз обычно прощают. После словесного нагоняя, вначале от электрика, затем от мастера карьера, в завершении от освобождённого бригадира автобазы.
Заправка самосвалов непосредственно в карьере. Все с приподнятым кузовом. Значит так удобней водителю, хотя сейчас трудно разобраться, возможно заправщик сам и заливает в бак топливо.
В то время когда автор работал на БелАЗ, средний подъём кузова требовался для добавки веретённого масла в бак гидравлики. С опущенным кузовом залить туда масло было очень неудобно. Учитывая то, что веретённое масло заливали вёдрами. Здесь главное не переборщить, иначе масло при опускании кузова польётся через крышку горловины. Рассчитывать нужно на то, что в подъёмниках находится дополнительное масло. Здесь требуется тонкий расчёт.
Полный подъём кузова требовался когда требовалось добавить смесь веретённого масла с авиа маслом в ГМП. При этом водитель был обязан застопорить кузов, остановить работу дизеля, и только потом отворачивать заливную пробку ГМП.
В каждой машине имеется (вместе с вёдрами, вёдра хранятся под капотом, рядом с дизелем, это удобно, всегда тёплые и в рабочем состоянии) лейка для залива воды в расширительный бачок, и масла в двигатель. Эту же лейку используем для ГМП. Не только лейку, требуется ещё и шланг со стальным наконечником определённого размера. Наконечник в заливное отверстие, в шланг лейку. Лейка находится между ГМП и рамой автомобиля. Всё можно заливать масло. Щуп находится на пробке заливного отверстия.
Нелёгкая это работа маслами заправлять "Бегемота"!
Не забыть стравить конденсат из ресиверов тормозной системы и воздушного сигнала.
Без воздушного сигнала, БелАЗ не машина.
Чем чаще сливаете конденсат, тем чище воздух в тормозной системе. Загрязнённый воздух может испортить воздушный сигнал. На некоторых машинах стояло по два сигнала. Автор считал это дуристикой, достаточно и одного воздушного сигнала. Главное чтобы он был хорошо настроен. В запасе имеется и запасной электрический клаксон. Сигнал заднего хода включается самостоятельно, вместе с фарой и задней передачей.
Кричит прерывисто и громко.
О тормозной системе БелАЗ, это особый разговор, попытаемся поговорить в следующем тексте.
Не переключайтесь!
Не часто такое происходит, чтобы черешня и яблоня цвели одновременно. Да какая разница, главное чтобы ягоды, и клубни были.
Благодарю, за внимание!