Любая форма движения в упражнении - минимальное и еле заметное стороннему наблюдателю или проявленное и широко амплитудное - это своего рода комплекс процессов, координаций, качественных регуляций и действий в сознании, на которых концентрируется наше внимание.
В первой части статьи я предлагала попробовать в знакомых упражнениях увидеть объем внутренних процессов и глубину медитативных возможностей, задач и навыков. Опознать несколько доступных и понятных слоёв внутренней работы и удерживать их во внимании одновременно.
А теперь хочу поделиться небольшим видео фрагментом онлайн занятия, где в объяснении внутренних задач упражнения я пробую выделить некоторые "слои" взаимодействия нашего внимания с телом, дыханием, направлением мысли, с искомыми качествами, характеристиками движения, направления, согласованности.
Этот разбор концентраций и внутренних требований к упражнению - далеко не полный, да и само упражнение цигун "Толкать лодку по течению" мы на этом видео осваиваем в упрощённом виде. Но даже это даёт представление как можно "послойно" увеличить объем присутствия внимания и перевести его с привычных, зачастую автоматических и рефлекторных областей и реакций, на принципы, создающие условия для целостности, качества внутреннего равновесия и развития сознания.
Предлагаю выполнить эту короткую практику вместе 🙏
Послойность - это лишь методический прием, во многих случаях помогающий создать условия для объемного внимания. И это видео не охватывает все необходимые концентрации и качества, но может дать ключ к углублению внутренней работы даже в уже знакомых движениях.
Кратко, акценты можно сделать на следующем: самое первое и базовое качество, которое мы взращиваем в практике, - Целостность. Сохранение Целостности и расслабления при изменениях в движении - можно условно назвать первым "слоем", на котором присутствует наше внимание. Другой "слой" - опознание "расширения и сжатия" (Кай-Хэ), как источника каждого движения. Также можно выделить удержание направления мысли в пространстве, за которой следует движение.
Как уже написала выше, это не все присутствующие в этом упражнении аспекты и концентрации. Но в данном случае хотелось выделить принципы, применимые к любой динамической практике цигун, и касающийся непосредственно работы с умом.
В этом, также как и в любом другом упражнении цигун, можно выделять и другие области внимания (некоторые из которых могут служить подспорьем на определенном этапе практике, а затем отходить на второй план или просто становится часть целостного присутствия, не требующего выделения отдельных элементов). Обозначу еще пару медитативных аспектов:
- Если по мере освоения и повторения упражнения можно обнаружить, что на самом движении и его качестве становится сложнее удерживать весь объем внимания, если движения простые и тело начинает выполнять их автоматически. Тогда мы вдруг посреди упражнения можем обнаружить себя отвлекшимися на что-то, или заметить, что параллельно с упражнением в нашем уме много разных мыслей и внутренняя речь очень активна, словно некая мысленная жвачка, которую никак не удаётся выкинуть (особенно, если вы начали заниматься не так давно).
И здесь ценным может стать такое простое (и казалось бы малозначительное) требование, как мысленный подсчёт количества выполненых упражнений или количество повторений движений внутри упражнения, которые нередко чётко лимитированы. Это простое действие займёт часть нашего внимания (и "болталку" ума) в процессе практики, а также удержит нас в осознанности, ведь потеря счёта сразу просигнализирует нам о потере внимания. Конечно, этот подсчёт также не должен стать автоматическим, просто как перебор цифр, его следует выполнять в соответствии с заданным (или выбранным) количеством повторений, согласованно с движениями и осознанно присутствуя в процессе.
- И хочется отдельно добавить про расслабление. Общий для всех практик принцип, развивающий навык расслабления без потери формы упражнения и ясности внимания. В каждый момент практики мы расслабляем все, что не удерживает форму и рисунок движения в упражнении. Всё, что обнаруживаем, будь то напряжение тела или ума, в каждый доступный для нашего внимания момент времени, мы учимся расслаблять и отпускать.
И если внутренний счёт - это способ вытесненить отвлечения другой концентрацией, то есть помимо способности обнаружения отвлечений мы тренируем внимание на удержание. То отпускание - более тонкая техника, где мы развиваем способность отлеплять внимание от нежелательных объектов (физических или ментальных, хотя и это разделение условно) и расслаблять, "разжимать хватку" ума, приближаясь к изначальной природе ума как беграничного пространства осознавания. В котором в том числе протекает наша динамическая практика. В котором протекает и каждое мгновение нашей жизни.
Но зачастую этого пространства и течения сквозь него мы не замечаем, и как правило не от того, что мы ежедневно заняты делами (хотя конечно заняты). А потому, что ежеминутно мы заняты тем, что и ежеминутно мы заняты думаем. Мыслительный процесс практически не останавливается, иногда становясь громче и интенсивнее, иногда расслаиваясь, иногда переходя в бессвязные вспоминания. Наше обыденное мышление зачастую компульсивно и навязчиво, когда мы не можем освободиться не только от интересных мыслей или внутреннего монолога, связанного с какой-то деятельностью, но и от деструктивных, беспокоящих, приносящих страдание размышлений. Здесь речь не об объективных тяжелых жизненных ситуациях, проживании горя, радикальных перемен или других сильных переживаниях. Имеется в виду знакомое всем мышление, походящее на «заезженные пластинки», от которых мы часто сами устаем.
Получается, что немалая часть мыслей - не живое осознавание и не конструктивный инструмент, помогающей в нашей деятельности, а поверхностный и реактивный поток, который порой может иметь даже разрушительный характер для нас самих и нашего взаимодействия с окружающими. Внимание и мысль идет привычным руслом, цепляясь за знакомый набор раздражителей, реакций и суждений - о других и о себе, не успеваем мы заметить, как интерпретация происходящего и оценка внутри уже появились. А ведь наши мысли и осмысление - не одно и то же)
Результатом такого стиля мышления может стать устойчивое негативное самоощущение, стресс, эмоциональный дисбаланс. Любой вид медитации снижает скорость "реактивности" в мышлении, и позволяет научиться опознавать возникновение мыслей в уме, проникновение в них внимания, не вовлекаясь, без оценки и осуждения. А динамическая медитация (имею в виду знакомые мне цигун и тайцзи) - воздействует и на реактивность в теле, через навык осознанного расслабления, отпускания, соединения, создавая новые паттерны.
Постепенно практикующий становится менее включен или зависим от процессов поверхностного мышления и больше соединен с глубокими сферами внутреннего мира и осознанным присутствием во внешнем мире. Как минимум, это позволяет становится более спокойными, опираться на это состояние самому и транслировать его через себя, через взаимодействие. И успокаиваясь внутри, начинать видеть больше в реальном мире, замечать его красоту в самых разных проявлениях и находить его более удовлетворительным и интересным, не смотря на трудности.
Ну вы поняли, друзья, к чему это я)) Даже без далеко идущих целей практика дает свои плоды, и кажется этих причин достаточно, чтобы попробовать (или не бросать), правда?