Найти в Дзене
СберПро

Как увольнять сотрудников так, чтобы не портить с ними отношения

Оглавление

Увольнение сотрудника может стать стрессом даже для опытного руководителя. В этот момент важно подобрать нужные слова, обосновать свою позицию и экологично расстаться с работником. Рассказываем, как правильно сообщать об увольнении, чтобы репутация работодателя не пострадала.

Увольнять или нет?

Проанализировать абсолютно все качества сотрудника при найме невозможно. Многое может вскрыться уже после того, как работник приступит к обязанностям. Причиной увольнения могут стать: конфликтность, невнимательность, безынициативность и другие особенности поведения человека. Если руководитель понимает, что тратит много времени на разрешение конфликтов вместо стратегического планирования, то с сотрудником стоит расстаться. Даже если этот человек ведёт несколько успешных проектов.

Отдельного внимание заслуживает ситуация увольнения по статье 81 Трудового кодекса. Причиной могут быть прогулы, нарушение трудовой дисциплины, конфликт интересов и другие серьёзные нарушения.

Предупреждения

Если вам кажется, что сотрудник плохо работает, сделайте ему несколько предупреждений. Фиксируйте успехи и провалы, давая регулярную обратную связь. Если увольнение неизбежно, заранее обозначьте позицию компании. Тогда расставание не станет неожиданностью и не вызовет бурные эмоции.

Гармонично выстраивать отношения с коллективом руководителю помогут метанавыки. Что это такое и как их развивать, рассказываем в статье.

Удобное время

Об увольнении лучше сообщать в начале недели, тогда сотрудник сможет быстро приступить к поиску новой работы. Кроме того, если озвучить новость перед выходными, человек пойдёт отдыхать с негативными мыслями. Разговор стоит назначать на вечер — сотруднику не придётся отвечать на вопросы коллег, у него будет возможность прожить эмоции дома. Также не стоит передавать информацию через других сотрудников, в том числе HR, поговорить стоит тет-а-тет.

Как построить разговор об увольнении

Не стоит использовать оскорбляющие формулировки или те, что могут вызвать негатив. Примеры стоп-фраз: «Ты не подходишь для этой работы», «Мы разочарованы твоей работой». Также не стоит переходить на личность, критиковать и обвинять.

Беседу можно построить на чередовании негативной и позитивной информации. Например, руководитель сказал человеку о решении его уволить, следом можно поблагодарить за совместную работу, отметить сильные стороны. После обсуждения причин увольнения может иметь место небольшой разговор о будущем.

Почему так важно расстаться с сотрудником по-доброму

«Экологичный офбординг важен потому, что бывшие сотрудники всегда могут вернуться, например, в качестве клиентов. Кроме того, они вносят вклад в формирование HR-бренда, а значит, могут повлиять на то, как быстро компания будет закрывать ключевые вакансии».

Не всегда увольнение связано с некомпетентностью сотрудника или его психологической несовместимостью с руководством или коллективом. Основанием может стать реорганизация компании либо оптимизация процессов. В этом случае хороший тон — аутплейсмент. Речь о помощи в трудоустройстве по инициативе работодателя. Это позволяет смягчить негатив от увольнения и сохранить хорошую репутацию компании на рынке труда.

В каких случаях в увольнении виноват руководитель

Руководителю стоит оценивать не только сотрудников, но и себя. В некоторых ситуациях сотрудник не может проявить себя на рабочем месте из-за неправильных управленческих решений. Подробнее рассказываем на СберПро Медиа.

Больше материалов по теме HR:
Пет-проекты и пятница без звонков. Гибкие подходы к организации рабочего процесса
Новый поворот. Как изменились требования к кандидатам высокого грейда и топ-менеджерам
Well-being и прибыль. Три нестандартных примера заботы о сотрудниках
Понравиться кандидату. На что обратить внимание при развитии HR-бренда и формировании корпоративной культуры

#HR #Лидерство