Выгорание - это не то, что случается внезапно. «Вот я нюхал ромашки на лугу, а вот я с безучастным выражением лица пялюсь в стену и жду окончания рабочего дня, недели, года, жизни». Нет, это работает не так. Это точка в которую человек приходит. И не случайно, а что-то ему тут надо. Потому что нужно долго и с завидным упорством игнорировать сначала звоночки, потом звонки, а под конец и нормальную такую рынду, которая возвещает о том, что «Караул, беги, спасайся, вот еще чуть-чуть и тебе хана!» И человек такой: «О, нормально, я у цели, наконец-то скоро двину кони».
Начала я рассуждать о профессиональном выгорании в статье Человек работающий или человек живущий. И продолжила в частично шутливой форме здесь: Если звезды выгорают. Но если подробней и серьезней, то схема примерно такая:
📌 Первый стресс (как правило несильный) - адаптация. Ну действительно что такого? Без стрессов, напряжения и даже некоторых кризисов невозможно развитие и рост. Да, в этом есть доля истины.
📌 Второй стресс (более серьезный). По-хорошему, это повод задуматься, а не иду ли я… не туда? Или, может, не тем путем? Или пора перестать идти туда одному, потому что тащить стало тяжело и проще поделить это дело на двоих (троих, пятерых)? Но нет, снова адаптация. Во-первых, уже известно как это делать. Во-вторых, еще хватает ресурса. Ну и, в-третьих, делиться ведь придется не только нагрузкой, но и наваром, а это всегда не хочется.
📌 Угроза. Тоже стресс, но более серьезный. Это может быть угроза здоровью, семейной жизни, социальным связям. Утром трудно проснуться, ноги ватные, голова как в тумане, а ведь вчера даже не пил… Но даже это довольно внятное предупреждение об опасности расценивается человеком-работником как нечто не выходящее за границы нормы. «Тяжелый период». «А кому сейчас легко?» «Ничего, скоро отпуск» и т.д.
📌 Реализованная угроза. Нервный срыв/болезнь/развод. У всех по-разному. Но когда и организм и окружающее пространство кричат: «Все! Конец кина! Ищем двери и уходим из зала!», а человек продолжает сидеть и двери не искать. Потому что, во-первых, он так привык, а, во-вторых, у него уже нет сил ни спасаться, ни сопротивляться. И вот так тихо угасать он потом может годами. И это не самый плохой расклад.
Но! Было же много шансов соскочить. Были силы, были возможности. Но по всей видимости была и потребность оказаться именно в этой точке. Потребность неосознаваемая, глубинная, как правило даже не сформулированная. Это то, с чем мы работаем в сессиях - выясняем за каким-таким сокровищем человек спустился в это подземелье? Иногда обнаруживается подавленное чувство вины и стремление наказать себя, и человек выбирает именно такой путь. Иногда это единственный способ идентифицировать себя со своей семьей, своим родом: «Мои все так работали, а чем я лучше? Если я не сделаю так же, кто я тогда? Чьих буду так сказать?» А здесь уже и страх отвержения, равный по силе страху смерти (если разбираться, то это по сути одно и то же).
Увидеть истинную причину - уже половина дела. Ведь тогда ее можно попытаться оспорить. Или согласиться, но уже сознательно, с пониманием для чего и к какой цели идти. Самое главное - появляется выбор, которого раньше не было. И становится видно двери, в которые из этого кинозала с застрявшей в проекторе пленкой можно уже, наконец, выйти на воздух.
Если было интересно или полезно, мне будет ценно ваше «спасибо» по кнопке
▪ Цель моей работы – помочь вам увидеть происходящее с вами под другим углом, получить новые возможности решения старых проблем, выйти из замкнутого круга и обрести силы и поддержку для внутренних изменений.
▪ Работаю очно и онлайн.
Автор: Ольга Сельницкая
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru