Найти тему
Техник СД

Phantom из VF-151 — 20 лет тихоокеанской ссылки

Оглавление

Строим Phantom F-4B Tamiya 1/48 с авианосца Midway середины 70-х. Особенности окраски палубных Фантомов вьетнамской войны.

Перед началом проекта, я в отдельной статье изучил особенности прототипа и модели. Открывая коробку, у меня был чётки образ результата: раний Фантом с Мидуэя, VF-151 в 1972 году. Самолёт прошедший войну, и ожидающий отправки на капитальный ремонт и доработку до уровня F-4N.

F-4B, авиабаза Атцуги, домашний аэродром авиагруппы CWV-5 с авианосца Midawy, 1972 год.
F-4B, авиабаза Атцуги, домашний аэродром авиагруппы CWV-5 с авианосца Midawy, 1972 год.

VF-151 получили первые Фантомы в 1964 году. И летали на них до самого снятия с вооружения на флоте, совершив последний взлёт палубного Фантома с палубы. И после, одними из первых истребительных эскадрилий, перевооружились на новейшие F/A-18A, сдав свои Фантомы на базу хранения.

Последний Фантом последней модификации последней эскадрилии — F-4S с Мидуэя на базе Хранения Дэвис-Монтан.
Последний Фантом последней модификации последней эскадрилии — F-4S с Мидуэя на базе Хранения Дэвис-Монтан.

Мой прототип, самолёт 151513 (NF-213) был выпущен в 1968 году, поставлен в VF-143 "Pukin Dogs". в 1971 году был передан в VF151. В 1976 году модернизирован до F-4N. В 1982 году передан из Флота в Морскую пехоту, и в этом же годe был разбит в тренировочном полёте у авиабазы Мирамар.

А о постройке Хорнета из VFA-151 я рассказывал в предыдущей статье.

VF-151 стала VFA-151 в 1986 году после сдачи своих Фантомов на базу хранения
VF-151 стала VFA-151 в 1986 году после сдачи своих Фантомов на базу хранения

Набор Тамии не просто хорошо стыкуется. Его продуманность членения, швов, расшивки, позволяет строить модель по узлам, буквально с конца. Не переживая что после покраски какой-то узел нужно будет напильником подгонять к месту. Поэтому я начал с хвоста. Буквально с киля.

Киль

Киль модели и прототипа
Киль модели и прототипа

Отличительная особенность эскадрилии. В моём варианте у меня была шикарная декаль Uprise URS487, F-4B/N/J/S Phantom VF-151

Uprise URS487
Uprise URS487

Вместе с декалью идёт маска для окраски фона, но я её ипользовать не стал. Начал с белого базового цвета. Это важно, потому что жёлтый на декали прозрачный. Декаль перевевлась очень хорошо. Использовал Softer и Setter от Mr. Hobby. Через сутки декаль отлично уселась в расшивку, можно задувать лаком. Не помня себя от счастья, залил всё глянцем от Mr. Hobby и сидел набюдал как декаль покоробилась и пошла пузырями от нитролаковой основы. Хорошо что в декали даётся два незначитлельно различающихся узора на киль. Всё смыл и проделал весь путь заново, на этот раз нанося лак сухим распылом в 6 проходов.

Закончив киль, я понял что ПВД из пластика никуда не годятся. Отпилил их и стал на уже окрашенной финишной детали делать ПВД из игл. Никому не рекомендую так делать.

Кабина

Очень хорошо детализированная, учитывающая особенности конкретного варианта. Сначала я честно пытался окрасить её без афтермаркета.

-8

Но когда декаль приборной доски не захотела усаживаться на огромный торчащий из приборной доски пилота селектор вооружения, заказал декали Quinta.

Сборка

Прошла достаточно скучно. Добавил немного трубопроводов в нишах шасси. В остальном модель собирается абсолютно без приключений. Каждая детать буквально сама просится на место.

Окраска

Начинается с анализа и плана. Как я уже писал в статье про Хорнет, палубные самолёты США часто моют и часто подкрашивают. Это связано с пребыванием в агрессивной солёной среде. Также стоит учитывать что самолёты светлые, однотонные, на них хорошо видны границы панелей, но только вблизи. Издалека самолёты кажутся одноцветными. Белый низ в местах частого обслуживания имеют красноватый оттенок загрязнений.

Значит план такой:

  1. Прешейдинг чтобы показать панели обшивки
  2. Тонировка серой краской чтобы расшивка не была сильно контрастной
  3. Постшейдинг грязными тонами базовых красок
  4. Выделение следов подкраски, ремонта ЛКП
  5. Смывка масляной краской
  6. Глянцевый финиш там, где блестит (Конус РЛС, жаропрочная сталь на хвосте)
  7. Матовый финиш там, где не блестит.

После каждого слоя я всегда шлифую поверхность губкой 2000 и наношу глянцевый лак.

Первый слой грунта и первая шлифовка. Не только чтобы добиться ровности покрытия, но также и убрать огрехи сборки, царапины, следы клея. Поэтому местами до пластика.
Первый слой грунта и первая шлифовка. Не только чтобы добиться ровности покрытия, но также и убрать огрехи сборки, царапины, следы клея. Поэтому местами до пластика.
Первый вариант прешейдинга. Я счёл его очень грубым и контрастным. Поэтом впоследствии почти полностью перекрасил.
Первый вариант прешейдинга. Я счёл его очень грубым и контрастным. Поэтом впоследствии почти полностью перекрасил.
Финальный вариант прешейдинга низа. Ручной узор с добавлением масок.
Финальный вариант прешейдинга низа. Ручной узор с добавлением масок.
Базовый Mr Hobby C315 FS16440
Базовый Mr Hobby C315 FS16440
Базовый Mr Hobby Cool White
Базовый Mr Hobby Cool White
Постшейдинг снизу. Серые акценты, сверху приглушенные белой базой.
Постшейдинг снизу. Серые акценты, сверху приглушенные белой базой.

Дорожки сверху фюзеляжа

Они есть почти на всех самолётах. То есть они есть не на всех самолётах. Также они бывают нескольких видов. Это нужно сверять по реальным фото прототипа.

Одина авиагруппа, одно время: без дорожки,, короткая дорожка, с неокрашенными стыками, с неокрашенным люком.
Одина авиагруппа, одно время: без дорожки,, короткая дорожка, с неокрашенными стыками, с неокрашенным люком.

Я решил дорожки накрасить, потому что нужно избегать декалей, если это возможно.

Жаропрочные панели и стабилизаторы

Характерная деталь Фантома. Всё, что нужно знать, так это то, что первые Фантомы имели кличку «Smoke trail» – Дымный след. Потому что двигатели первых серий имели открытую систему смазки и масло сгорало в камере сгорания. Следовательно копоти за соплом было очень много. На поздних Фантомах уже ставили двигатели с закрытой системой смазки, и они уже не коптили. Мой Фантом — ранний. Поэтому никаких разноцветных побежалостей и белой сажи. Только чёрная маслянистая копоть.

Финальный результат: тонировка чёрным маслом, полу-глянцевый лак.
Финальный результат: тонировка чёрным маслом, полу-глянцевый лак.
Обработка швов на стабилизаторе — маски. Прешейднг тёмными металликами.
Обработка швов на стабилизаторе — маски. Прешейднг тёмными металликами.

Декали

Я использовал тех надписи и опознавательные знаки от Tamiya. Они оказались достаточно толстыми, поэтому потребовали заливки тройным слоем густого лака.

Ранние (внизу) и поздние опознавательные знаки на крыле.
Ранние (внизу) и поздние опознавательные знаки на крыле.

В 1973 году изменился стандарт ОЗ US NAVY, знаки стали меньше. Мой самолёт несёт ранние огромные знаки.

-25

Декали от Tamiya оказались чувствительны к клею Mr Hobby Setter. Он их разъел. Поэтому я испортил пару надписей. А вот Mr Hobby Softer наоборот, приходилось наносить 3-5 раз. Большие элементы я поочерёдно размягчёл и усаживал в течение суток. Но в итоге всё приклеилось нормально.

Контрольное пересвеченое фото с бликами. Всю эту красоту в итоге скрыл лак, шлифовка и ещё раз лак. И ещё раз шлифовка. А потом ещё раз лак…
Контрольное пересвеченое фото с бликами. Всю эту красоту в итоге скрыл лак, шлифовка и ещё раз лак. И ещё раз шлифовка. А потом ещё раз лак…

Декали от Uprise клеились прекрасно, со всем жидкостями работали как надо.

Промежуточный резултат.
Промежуточный резултат.

Наверное, нанесение декалей был самый трудоёмкий этап постройки этой модели, и занял у меня 4 дня. Но всё исключительно из-за большого количества элементов.

Вооружение

Мой самолёт снаряжён для рутиной патрульной или BARCAP (Barrier close air patrol) мисси по прикрытию авианосца и улетающих-прилетающих групп ударных самолётов. Поскольку вьетнамские истребители не преследовали американцев над морем, то встреча с противником в районе авианосца cчиталась очень маловероятной. Поэтому загрузка меньше минимальной: два ранних AIM-9 Sidewinder и два AIM-7 Sparrow на задних фюзеляжных узлах. Для стрельбы с передних фюзеляжных узлов нужно было сбрасывать топливный бак, а при полётах над морем этого лучше не делать. Поэтому AIM-7 вешали только на задние узлы подвески.

Итог

Красивый самолёт, прекрасная модель. Наверное, это лучший Фантом в 1/48. Думаю, что я с удовольствием построю ещё один такой самолёт, например в поздней серой окраске.

F-4B VF-151 CVW-5 USS Midway, Atsugi naval air station, Japan, 1972.
F-4B VF-151 CVW-5 USS Midway, Atsugi naval air station, Japan, 1972.