Найти в Дзене

Тень ночи: тяжелый ночной истребитель Northrop P-61 Black Widow

Оглавление

Во любой время войны новые боевые самолёты обычно нужны "уже вчера" и побольше. В годы Второй мировой нормой был запуск техники в серию прямо с чертёжной доски, а постройка серийных машин часто шла параллельно с испытаниями прототипов. К счастью P-61 "Black Widow" не смотря на свой вид отличной справился со своей задачей. Давай посмотрим, что скрывается за этим необычным названием.

Описание конструкции и разработка.

К началу Второй мировой у США не было ночных истребителей. В основном из-за позднего начала их разработки, проблем с РЛС наведения и отсутствовия опыта боевого применения. В отличие от Европы, воздушная война над Тихим океаном и Китаем шла в основном днем и только в хорошую погоду, по ночам японская авиация спала. А в Европе после провала дневных рейдов Люфтваффе на Британию, немцы перешли на ночной режим.

Американские военные очень опасались подобного шага от самураев и настаивали на специализированном ночном истребителе-перехватчике,

Часть генералов хотела использовать уже проверенные в боях британские ночные истребителей Bristol Beaufighter и De Havilland Mosquito, а часть выступала за собственный проект – ночной истребитель Northrop P-61. В конечном итоге командование остановилось на Northrop P-61 "Black Widow", до начала его серийного выпуска на вооружении ВВС США было всего несколько адаптированных для ночных действий версий "Лайтинг" Р-38М и специализированных версий бомбардировщика А-20 "Хэвок". Их, за исключением некоторых "экспериментальных" машин, использовали только на территории США для подготовки и тренировки экипажей.

Эскизный проект инженеров Нортроп имел двухбалочную схему, ее выбрали по рекомендации заказчиков( они решили, что два хвоста добавят устойчивости при попадении в спутную струю атакованного бомбардировщика), наступательное вооружение из 4 пушек в носу и верхней турели на 4 пулемета. Двигатели выбрали воздушного охлаждения 2000-сильные R-2800 "Дабл Уосп" и добавили оборонительную кормовую турель.

Pratt - Whitney R2800 Double Wasp - авиационный радиальный двухрядный поршневой двигатель воздушного охлаждения с 18 (2x9) цилиндрами производства компании "Пратт энд Уитни". Выпускался до 1961 года.
Pratt - Whitney R2800 Double Wasp - авиационный радиальный двухрядный поршневой двигатель воздушного охлаждения с 18 (2x9) цилиндрами производства компании "Пратт энд Уитни". Выпускался до 1961 года.

Генерал-майор Генри Арнольд выступал на стороне двухмоторных трёхместных аппаратов с двумя турелями. Изначально он хотел самолёт на базе P-38 «Лайтнинг» или опытного морского XF5F "Скайрокет", но так глубоко их модифицировать оказалось просто невозможно.

22 октября 1940 "Нортроп" получила официальный заказ, а уже 5 ноября она представила военным проект NS-8A, в очертаниях которого уже просматривалась "Чёрная Вдова".

Трёхместный (пилот, стрелок и стрелок-оператор радара) ночной истребитель в первом варианте имел по четыре крупнокалиберных пулемёта в носовой и кормовой турелях с дистанционным управлением. После уточнения информации по "устройству для обнаружения вражеских самолётов в темноте" истребитель сделали четырёхместным, и перенесли вооружение в верхнюю и нижнюю турели на четыре и два пулемёта соответственно. Эти перемещения освободили место для рада в носовой части.

14 ноября с проектом ознакомился заказчик, но остался недоволен. 22 ноября представили эскизы, в которых "Нортроп" вернулись к экипажу из трех человек: пилот, стрелок и стрелок-оператор радара. Нижнюю турель убрали, вместе нее в плоскости установи 4 автоматические пушки калибром 20 мм. Военным такой вариант пришелся по душе и 10 января 1940 года с "Нортроп" подписали контракт на 2 прототипа YP - 61 и 2 модели для испытаний в аэродинамической трубе масштабами 1:20 и 1:30. Руководство компании тоже проявили инициативу и самостоятельно собрали макет 1:8.

Макет Р-61 масштаба 1:8 во время испытаний в аэродинамической трубе.
Макет Р-61 масштаба 1:8 во время испытаний в аэродинамической трубе.

в 1940 году США в войну еще не вступили, но обстановка была тревожной. Поэтому процесс запуска новых вооружений в серию сильно упростили и сократили. По итогам первых испытаний уже через 2 месяца военные приняли решение о поставке еще 13 предсерийных образцов YP-61 для новых проверок и один планер.

Предсерийный YP-61 во время войсковых испытаний.
Предсерийный YP-61 во время войсковых испытаний.

Сроки были очень сжатыми, инженеры фирмы едва успели закончить расчёты, а планер собрали только к началу апреля.

2 апреля специалисты Авиационного Корпуса Армии США вместе с коллегами из Королевского Военно-воздушных Сил Великобритании ознакомились с макетом. В итоге пушки из крыльев переместили в нижнюю часть гондолы, а освободившееся место в крыльях решили использовать для топлива. Емкость баков выросла с 540 галлонов (2045 литров) до 646 галлонов (2445 литров), но даже этого оказалось недостаточно для достижения плановых 6 часов полета на крейсерской скорости. Чтобы добиться такой продолжительности военные настояли на использовании подвесных баков.

Обсуждали вопрос использования турбокомпрессоров, но прирост скорости на 80км/ч (примерно) и потолка на 3 000м в ущерб продолжительности патрулирования посчитали плохой альтернативой. Поэтому решили использовать движки с приводным нагнетателем R-2800-25s.

P-61 схема
P-61 схема

На подготовку новых чертежей с учетом всех пожеланий конструкторам "Нортроп" потребовался месяц. Проекту YP-61 присвоили приоритет "высокий, но не жизненно важный". Это плохо повлияло на поставки различных дефицитных частей и материалов. К примеру турель так и не поставили, поэтому вместо нее пришлось использовать массогабаритный макет.

1 сентября 1941 года ВВС решили запускать P-61 в серию. Формальный заказ на 100 бортов поступил только 24 декабря, уже после Пёрл-Харбора. 17 января 1942 года заказ увеличили до 150 машин, а 12 февраля прошлый контракт отменили и заключили новый, уже на 410 истребителей. По плану поставки начинались в апреле 1943 года с отправки в апреле-мае первых 50 самолетов по ленд-лизу в Англию и следующих истребителей в ВВС США до января 1944 года.

Первый прототип XP-61 с серийным №41-19509. Принято считать, именно за матовую чёрную окраску этого самолёта за ним закрепилось прозвище "Чёрная Вдова" . позднее оноо станет официальным названием.
Первый прототип XP-61 с серийным №41-19509. Принято считать, именно за матовую чёрную окраску этого самолёта за ним закрепилось прозвище "Чёрная Вдова" . позднее оноо станет официальным названием.

8 мая 1942 года первый прототип "Черной вдовы" закончили и приступили к заводским испытаниям почти в тот же день. 21 мая во время скоростной пробежки машина совершила первый подскок, а 26 мая — и первый полноценный полёт.

Фактический вес YP-61 оказался выше расчетного, 8 620 кг сухой массы. Не смотря на внушительный вес и габариты — 66 футов (20,12 метра) размаха и 48 футов 11 дюймов длины (14,91 метра) — прототип показал истребительную манёвренность и скорость в 370 миль/час (595 км/час).При своих размерах P-61 оказался на удивление летучим, прощал многие ошибки пилотирования — крайне неохотно сваливался в штопор и быстро выходил из него. Развитая механизации крыла истребителя дала ему хорошие взлётно-посадочные характеристики, это крайне важно для действий ночью.

Суммарно первый был заказ на 560 штук, а через год, прикинув возможности «Нортроп», ВВС заказали еще 207 машин, чтобы полностью загрузить производственные мощности фирмы до лета 1945 года.

Производство и испытания детища "Нортроп" шли не совсем гладко. На XP-61 использовали опытный вариант двигателя, который отличался отвратительной надёжностью, и в июле самолёт перевели на R-2800-10 такой же мощности. Он и стал сердцем для следующих экземпляров ночного истребителя. Вскрывшиеся проблемы с выдвижными посадочными щитками заставили полностью переработать посадочную механизацию и рулевые поверхности. Для внесения доработок требовалось время и второй прототип закончили только к ноябрю 1942 год.

В процессе работы над вторвм прототипом XP-61 он лишился чёрной ночной окраски, получил жёлтые капоты двигателей — характерное отличие опытных конструкций фирмы "Нортроп".
В процессе работы над вторвм прототипом XP-61 он лишился чёрной ночной окраски, получил жёлтые капоты двигателей — характерное отличие опытных конструкций фирмы "Нортроп".

К июню 1943 года завод "Нортроп" закончил работы над предсерийной партией. YP-61 получили более простую конструкцию хвостовых балок и немного измененное вертикальное оперение.

В апреле 1943 "Черная вдова" получила радар системы SCR-520A

На снимке хорошо видно как и куда был установлен радар
На снимке хорошо видно как и куда был установлен радар

С июля по сентябрь все YP-61 проход ли военную приемку, после нее их отправили по исследовательским центрам ВВС.

Разумеется военные выкатили большой список жалоб и предложений. Главными проблемами стали недостаток скорости на больших высотах, небольшое время полета, случайные и непредсказуемые колебания хвостовой части машины (бафтинг) при повороте турели или подъеме стволов. Устранять это все пришлось уже в ходе серийного производства.

YP-61 с серийным №41-18877 во время испытаний на авиабазе Райт-Филд, вторая половина 1943 года. Самолёт уже оснащён радаром. На турели оставили только два пулемёта, чтобы уменьшить бафтинг хвостового оперения.
YP-61 с серийным №41-18877 во время испытаний на авиабазе Райт-Филд, вторая половина 1943 года. Самолёт уже оснащён радаром. На турели оставили только два пулемёта, чтобы уменьшить бафтинг хвостового оперения.

В октябре 1943 первые P-61A-1 начали выходить с завода "Нортроп" . Они отличались от предсерийных машин только установкой более совершенного радара SCR-720A (гибрид американского передатчика от SCR-520A и британского приёмника от AI Mk.VIII) и изменёнными ветровыми козырьками кабин пилота и стрелка. Фонари стали менее обтекаемыми, зато не давали оптических искажений и имели встроенные бронестёкла.

серийный P-61A-1 №42-5507 во время заводских испытаний.
серийный P-61A-1 №42-5507 во время заводских испытаний.

Вскоре фирма "Дженерал Электрик", разработчик и поставщик пулемётной турели А-4, известила контрагентов, что останавливает её производство, чтобы сосредоточиться на выполнении контрактов с более высоким приоритетом — таких, как поставки вооружения для тяжёлых бомбардировщиков B-29 "Суперфортресс".

После таких новостей инженеры "Нортроп" опробовали версию P-61A-1 без башни. В двухместном варианте, без турели и её системы дистанционного управления, но с сохранением всей необходимой проводки. "Вдова" похудела аж на 1640 фунтов (740 кг), а отсутствие выступающего «горба» над фюзеляжем немного улучшило аэродинамику. В результате скорость выросла на 3 мили (4,8 км) в час, немного улучшились манёвренность и управляемость. Начиная с 38-го экземпляра (февраль 1944 года) все P-61A стали выпускаться без турели, но номер субмодификации оставили без изменений, поскольку пулемётную установку можно было вернуть на место в любой момент.

Но это далеко не все изменения. В ходе серийного выпуска доработали и двигатель, и добились увеличения дальность за счет подвесных баков.

"Черная вдова" на службе США.

Первые YP-61 направили в войска еще в сентябре 1943 года. Тогда они достались исследовательским центрам, но 3 штуки все таки передали в 481 Ночную Истребительную Группу. Именно она занималась подготовкой экипажей ночных истребителей.

2 месяца новую технику освоили инструкторы, а с ноября начали готовить личный состав.

YP-61 с №41-18888 — одна из трёх предсерийных "Чёрных Вдов", попавших осенью 1943 года на баланс 481-й авиагруппы.
YP-61 с №41-18888 — одна из трёх предсерийных "Чёрных Вдов", попавших осенью 1943 года на баланс 481-й авиагруппы.

Первый боевой вылет P-61 совершил 31 мая 1944. Экипаж командира 419-й эскадрильи майора Эмерсона Баркера (Emerson Y. Barker) отправился на охоту за тяжёлой летающей лодкой с Рабаула, но не сумел обнаружить противника.

Р-61 после победы над противником
Р-61 после победы над противником

30 июня 1944 2-й лейтенант Дейл Хэберман (Dale F. Haberman) с оператором флайт-офицером Рэймондом Муни (Raymond P. Mooney) по командам с земли вышли на перехват двойной цели, на поверку оказавшейся бомбардировщиком G4M «Бетти», идущим в сопровождении истребителя A6M «Зеро» на высоте более 23 000 футов (7000 метров). Американский перехватчик находился ниже, но лётчик с кабрирования сумел расстрелять бомбардировщик, а потом пикированием ушёл от преследования истребителя, уклоняясь от трасс по командам следившего за задней полусферой напарника. Это была первая воздушная победа "Черной вдовы".

На Тихоокеанском ТВД Р-61 не только охотились за самолетами, но и проводили ночные атаки позиций противника.

А что же в Европе? Там они появились в мае 1944 года. И первое время британские лётчики с большой осторожностью относились к новым самолетам предпочитая проверенные "Москито". Но практические испытания показали, что "Черная вдова" превосходила предшественника. К июлю Р-61 стал признанным лидером в борьбе с бомбардировщиками противника. И пилотов переключили на охоту за самолетами-снарядами V1. 16.07 была одержана первая воздушная победа во время перехвата V1.

В августе 1944 года P-61 прикрывали войска в Нормандии.

Р-61А- 10 во Франции, 1944 год
Р-61А- 10 во Франции, 1944 год

7 августа 1-й лейтенант Рэймонд Андерсон (Raymond A. Anderson) с оператором 2-м лейтенантом Джоном Моррисом-младшим (John U. Morris Jr.) одержали первую "самолётную" победу. В ту же ночь другой экипаж на практике доказал, что в манёвренном бою "Чёрная Вдова" уверенно держится на хвосте у более лёгкого "Мессершмитта" Bf 110. Сам бой едва не закончился гибелью обеих машин: во время одного из манёвров самолёты зацепились крыльями и потеряли управление. Судьба противника осталась неизвестной, а американцы благополучно вернулись на базу.

В тоже время "Черные вдовы" вели свободную охоту по ночам за транспортами противника.

Со временем европейские Р-61 стали выполнять всё больше ударных заданий и всё меньше истребительных.

Заключение.

Проект ночного истребителя P-61 оказался вполне удачным, но это не спасло «Чёрную Вдову» ранних серий от длинного списка переделок и доработок, которые после испытаний прототипов и предсерийных образцов пришлось вносить в конструкцию еще стрящихся и выпущенных машин. В мае 1950 года, всего за месяц до начала войны в Корее, последний строевой P-61B сдали на базу хранения.

P-61 уже в качестве музейного экспоната.
P-61 уже в качестве музейного экспоната.

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!