Система удержания полосы движения мотоцикла LKAS сейчас все еще допиливается в Хонде, но ее способы применения уже патентуются. Теперь это помощь при боковом ветре.
Системы помощи водителю всегда воспринимались неоднозначно. Сверхчувствительные системы, которые пытаются обойти водителя без необходимости, так же раздражают, как и те, которые не в состоянии обнаружить реальные угрозы. Удастся ли Хонде, когда она, наконец, дойдет до производства, достичь того тонкого баланса, который отличает помощь от помехи, еще предстоит увидеть, но, судя по патентам, компания активно работает в этом направлении.
Некоторым, особо одаренным мотоциклистам, поклонникам секты “рулим-поворотом-головы” такие новшества явно не помешают. Если сверхразум, садясь на мотоцикл не понял почему он поворачивает, то это сделает за него компьютер.
Как и предыдущие патенты Honda, новый патент подразумевает использование сервоусилителя рулевого управления. Как я уже писал, это что-то среднее где-то между активным рулевым демпфером и системой автоматического подруливания. Сам привод смонтирован за рулевой колонкой, прикреплен с помощью простого рычага к верхней траверсе. Визуально он похож на обычный рулевой демпфер, но вместо того, чтобы просто демпфировать колебания, он может поворачивать руль по команде бортового компьютера. Этот компьютер получает информацию из множества источников, включая датчики ускорения и скорости, угла наклона мотоцикла, датчики крутящего момента и угла поворота руля, а кое-где даже данные радара и камеры.
В нормальных условиях привод ничего не делает, оставляя водителю полный контроль над мотоциклом, но при необходимости он может вмешаться, как ABS на тормозах или трекшн для газа.
Последняя патентная заявка показывает, как Хонда надеется противостоять эффектам бокового ветра, будь то устойчивый или порывистый, чтобы удержать мотоцикл на выбранной траектории. Для этого компьютер разделяет полосу на несколько узких «виртуальных полос», показанных пунктирными линиями на патентных чертежах, и пытается удержать мотоцикл в пределах одной из них.
Система предназначена для подключения к набору вспомогательных средств для водителя, включая адаптивный круиз-контроль, поэтому она знает о положении других близлежащих транспортных средств, а также о краях дороги, поэтому вмешательство может быть более или менее агрессивным в зависимости от того, насколько срочно необходимо вернуть мотоцикл на траекторию.
Но и это еще не все. Honda подала еще один патент на более простую часть своей системы помощи в виде тактильной обратной связи для водителя. В автомобилях уже давно используют эту идею, причем некоторые из них имеют системы, которые заставляют вибрировать рулевое колесо или сиденье, если вы начинаете смещаться с полосы движения или вторгаться в пространство другого автомобиля, часто в качестве предвестника активного вмешательства. Поскольку звуковые предупреждения бесполезны на мотоцикле, а индикаторы приборной панели легко пропустить, идея Хонды состоит в том, чтобы вибрировать в левом или правом клипоне (или в обоих одновременно), чтобы достучаться до пациента.
Как в игровых консолях, которые использовались в видеоиграх в течение многих лет, в рукоятках руля будет размещен электродвигатель с грузиками, создающий вибрацию, которой можно управлять с помощью компьютера. Точно так же, как и в игровом контроллере, вибрациям можно придать различную скорость и ритм, чтобы передать различные сообщения, типа про удержание полосы движения или предупреждения о мониторинге слепых зон.