- Когда мать ругает отца, вздыхает и снова берет все на себя, я готова убить их обоих. Я ненавижу, какой он жалкий. И ее за то, что она бессмертная и сильная. - Она с первой минуты начинает прорывать пространство таким ярким и режущим чувством, что мне остается только внимательно слушать и принимать ее в этом опыте.
Она продолжает говорить, смакуя каждую историю, связанную с отцом и всеми другими мужчинами, которые используют жалость, чтобы рядом оказалась сильная женщина и решила все их проблемы.
Прошла одна треть нашей встречи и в мимолетной паузе я успеваю ответить:
- Чувство жалости такое манкое, - я тяну это медленно, смакуя звуки.
- Я его ощущаю совсем другим! Что в нем манкого? Оно же отвратительное! - Она больше не может сдерживать своего надрыва, в котором уже бурлят накаленные чувства.
- После него человек автоматически передает большую часть ответственности тому, кто жалеет и (уже) вместо напряжения чувствует расслабление и свободу. - Я смотрю на Нее и хочу понять, слышит ли она именно эту мою фразу. Мне так хочется, чтобы она услышала. Поняла мою мысль.
И вижу, как она замирает и начинает смотреть в одну точку.
Для меня это хороший знак. Значит, можно продолжать. Тем более, что она останавливается и в этой паузе есть ее готовность. Готовность слушать дальше. И я продолжаю:
- В этом состоянии он снова ощущает себя ребенком, которому больше не нужно выживать, проявлять инициативу и решать задачи. Ведь это все как раз связано с ответственностью и проявлением себя.
С предъявлением своих способностей миру, людям и самому себе.
Демонстрации своих возможностей.
И переживанию всех сопутствующих чувств через те эмоции, которые для него легальны. - я спокойно произношу все это и могу еще продолжать, потому что Она внимательно слушает. Но я останавливаюсь, чтобы услышать Ее.
Пауза между нами кажется такой долгой, что мне уже кажется, будто я ее вижу. Паузу. Как будто тонкие прозрачные нити между нами натягиваются и звенят.
И тут в унисон им раздается Ее голос:
- Мой отец не монстр.... он просто ребенок, которому страшно.....какой ужас! - Ее лицо становится таким живым и внимательным. Будто оно прорвалось в реальность и теперь ясно видит и переживает это. - Так я теперь могу ему об этом сказать! Могу помочь!
Это самая распространенная реакция на выход. Человек нашел выход и пытается всем его показать.
- Пока ты проявляешь инициативу и приносишь готовые решения, с той стороны человек не проявляет инициативу и не идет в поиск решения....понимаешь, что ты сейчас хочешь делать? - Я произношу это осторожно, ведь Спасателя сложно удержать на месте, когда он видит выход.
- Так что тогда делать-то? - Ей становится достаточно страшно. Я вижу это по ее резким движениям, прерывистому дыханию и глазам, которые не слышат, но уже бегут к отцу.
- Знаешь, избегать ответственность через жалость - это всего лишь один из всех возможных способов избегать ее. Твой отец сам решает, продолжать ему избегать ответственности? Продолжать избегать ответственности, вызывая жалость?
А вот ты в этом месте подключаешься к нему и видишь проблему, которую хочешь устранить. Но он уже выбрал. Уже принял решение. Видишь?
- Моя помощь ему не нужна? - Ее голос становится таким безжизненным и ломким.
Я не спешу отвечать на ее вопрос. Мне кажется в этот момент, что эта фраза предназначена не мне. Будто послана в воздух. Чтобы мысль, которая была в голове, оказалась снаружи. Окутанная звучанием. Вернулась к ней обратно. И приняла другое значение.
Так и вышло.
Она прожила прямо сейчас какой-то важный момент своей жизни и заговорила о себе:
- Знаешь, а ведь я ему завидовала всегда. Что вот так можно взять и прикинуться беспомощным, слабым, несчастным. Что сразу прибегут люди и начнут сочувствовать, жалеть, помогать, делиться своим, делать за него что-то.
Я так никогда не могла. Я видела с детства сильной маму. Она показывала мне, что ни при каких обстоятельствах нельзя расслабляться. Нельзя давить на жалость. Что это мерзко и ниже твоего достоинства. Что слабость унижает и разрушает в тебе Личность....., - Ее речь звучит так, что отражается в моем дыхании.
Мне хочется плакать. Расслабиться через слезы. Я понимаю, что столько напряжения в этой встрече я больше не могу выдерживать. Я делаю глубокий вдох и на выдохе по щекам выпускаю тонкие слезы.
Я смотрю на Нее:
- Ты живая. Ты сильная. И слабая. Ты разная. Ты отдаешь. И принимаешь. Ты показываешь слезы или скрываешь. При любых условиях и обстоятельствах ты разная и живая. И ты можешь переживать стыд за свою слабость. Или гордость за возможность быть такой, слабой. Чувственной.
Но ты всегда остаешься взрослым человеком, который уже умеет выживать, жить и находить выход.....
Автор: Анжелика Ставцева
Психолог, Сексолог Травматерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru