Часть 2. Лев Васильев
«Моя жизнь удалась!» – говорил Лев Васильев, и его слова не вызывали сомнения. Этот человек был любимцем самого Геракла, которого греки почитали как бога труда – фронтовик, Герой Социалистического Труда, отец «КАМАЗа» и министр машиностроения для легкой, пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. А начинал Лев Васильев свой славный трудовой путь с завода «КИМ», он же «МЗМА», «АЗЛК» и просто «Москвич».
Рождение автомобилиста
Но, все, конечно, началось гораздо раньше. Как вспоминал сам Васильев, когда он еще под стол пешком ходил. Именно тогда, в будущем «родителе» Камского автозавода родной отец, работающий шофером, зародил любовь к автомобилям. А в 10 лет Лева уже самостоятельно конструировал скутеры на хвостовых баллонах самолета «У-2» в автомобильной секции Дома пионеров. А однажды даже проехал на фанерном «броневике» мимо Мавзолея – тогда на Красной площади устроили парад после окончания Финской войны, и на мальчика была возложена роль бравого водителя броневой машины.
Настоящую машину – американский армейский автомобиль повышенной проходимости – «Виллис» Лев начал водить на фронте второй мировой, когда ему только что исполнилось 18 лет. Возил начальника оперативного отдела 96-й гвардейской стрелковой дивизии, но не долго – месяца полтора. Командира серьезно ранило и парню дали в руки автомат. Вскоре «пуля-дура» настигла и Васильева – выжил чудом. Пуля от противотанкового ружья прошла в одном сантиметре от позвоночника, выбив четыре ребра, при этом не задев печень и легкое. Однако череп был пробит, один из осколков так и остался на «память» до конца жизни.
«Москвич»
Окончательно машины приковали к своей «баранке» Льва Васильева после демобилизации, когда тот устроился водителем на речной флот. Сидел за рулем «ЗИС-101». «Плохие были машины, не успевали на них свечи менять», вспоминал позже Васильев. Потом пересел за руль новеньких «Побед» в Госснабе СССР. Как-то отвозил домой начальника приема автомобилей, а тот и спросил, не надоело, мол за рулем сидеть, настоящая жизнь она не здесь – на заводе. И оставил свой телефон. Это решило судьбу молодого шофера – в 22 года ему открылись двери «МЗМА» – Московского завода малолитражных автомобилей, который более известен в миру как «Москвич». Молодого инженера поставили на должность инспектора по приемке готовой продукции. А в 38 лет – в 1963 году Лев Васильев уже принимал завод как директор, став одним из самых молодых руководителей предприятий в стране.
Тогда «Москвич» шел нарасхват – как вспоминал сам герой, делали 100 тысяч машин в год, из них 65% экспортировали в Швецию, Францию, Италию, Норвегию, Финляндию. Однажды на завод приехал американец и сделал заказ на пять тысяч автомобилей. Тогда на предприятии были кое-какие изъяны с покраской, поэтому было решено красить машины не электростатикой, а обычным путем – пульверизатором. Труд подвластный только потомкам «стахановцев», зато советские «Москвичи» все же догнали Америку!
Однако догнать московскую «малолитражку» не могло даже советская ГАИ. Однажды Васильев на «Москвич-412» рванул из Москвы на Ленинградский завод резинотехники по срочному вопросу. Вернуться нужно было в тот же день, преодолев 700 километров. Легковушка мчалась по трассе, выжимая рекордные 130-140 километров. «Нас остановили только в Москве с криками: «Сукины дети, что вы делаете? С одного поста на другой не успевают позвонить, с такой скоростью вы едете!» – вспоминал Васильев.
Директор
А вот коллеги Льва Васильева вспоминали его жесткий, но справедливый стиль руководства и феноменальную память, требовательность к себе и окружающим, знание всех тонкостей автопроизводства и исключительную работоспособность.
По воспоминаниям бывшего главного энергетика АЗЛК Михаила Бернера, перед директором Львом Васильевым тогда стояла сложная задача – нарастить выпуск автомобилей, увеличив экспортную составляющую. В 1963 году с конвейера «Москвича» сошло 79 095 автомобилей, из них на экспорт ушло 25 980 штук. Через четыре года объем производства превышал 90 тысяч легковых машин, экспорт – 46 тысяч.
Чтобы добиться таких результатов Васильев провел реконструкцию действующих цехов, внедрив новые техпроцессы, так как действующие цеха завода на Волгоградском проспекте, 32 были построены под фордовскую модель автомобиля с расчетным выпуском 24 тысячи штук в год.
«В первый год директорства Лев Васильев посетил некоторые зарубежные автомобильные заводы, ознакомившись с новыми технологическими процессами. Вернувшись домой он собрал конструкторов, которые занимались проектированием технологической оснасткой, технологов и поставил задачу модернизировать сборочные конвейеры. Работы были завершены в течение двух лет, при этом темпы сборки автомобилей не снижались», – вспоминает Михаил Бернер.
В конце 1966 года «Москвич» посетил Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Предсовмина поставил задачу удвоить выпуск автомобилей – до 200 тысяч в год. Однако на старых промышленных площадях невозможно. Рассматривалось несколько вариантов. Лев Васильев предложил построить новые корпуса на заболоченной местности и свалке в районе Печатников. Говорят, когда Косыгин вместе с Васильевым решил осмотреть это место, он увидел неприглядную картину – заболоченное поле, кочаны растущей капусты и запустение. «Не гоже, чтобы в центре Москвы росла капуста! Согласуйте с руководством города строительство новых корпусов завода», – отрезал Косыгин.
Так появились административные здания и производственные корпуса, куда были перемещена вся сборка автомобилей. Ныне в этих корпусах, известных под номерами 5 и 24, располагаются производства резидентов ОЭЗ «Технополис Москва». Когда в 1971 году строительство площадки АЗЛК в Текстильщиках было завершено, Лев Васильев уже строил другой гигант – КАМАЗ. Но это уже совсем другая история.
Самый обаятельный и привлекательный: «Москвич 408»
«Москвич 408» называли самым элегантным автомобилем. Он был настоящей звездой второй половины 1960-х, и не только в СССР. Эта модель, как и все предыдущие «Москвичи», была продуктом эволюции, которая, как известно, была на стороне сильнейших. «Москвич 408» многое унаследовал от своих предшественников – 403 и 407. Но его кузов, как отмечали эксперты, был абсолютно новым и стилистически революционный. В ходе естественного отбора родился лаконичный, гармоничный и элегантный автомобиль, даже на фоне иномарок того времени. Не машина, а писк моды!
Стилистика салона 408-го гармонично сочеталась с внешностью – тонкий руль с хромированным кольцом звукового сигнала. «Баранка» была черной – по последней моде. Рычаг переключения передач – под рулем. Удобно! Вытянутая шкала спидометра и овальные циферблаты – тоже в тренде. Был даже радиоприемник.
Мощность красавца была всего 50 л.с. – немного, но для малолитражки 60-х – вполне. Коробка передач – четырехступенчатая. Подвески – спереди – пружинная, сзади – рессорная обеспечивали плавное передвижение. Машина была прочной и выносливой. На государственных испытаниях «Москвич-408» безоговорочно выиграл у иномарок в проходимости, а по устойчивости и управляемости даже превзошел Skoda Octavia и Wartburg 311. Но отмечался и недостаток – жесткая педаль тормозов, в которых еще не было усилителя.
Как писали эксперты, все это в совокупности с ездовыми качествами автомобиля нашло отклик в сердцах иностранцев. К концу 1960-х на экспорт отправляли до 65% «Москвичей». Именно «Москвич-408» стал в мае 1967 года миллионным автомобилем МЗМА. А еще он вошел в истории тем, что его выпускали на трех заводах – родном в Москве, в Ижевсе и болгарском Ловече на заводе Балканкар, поначалу даже с собственным именем Рила-1400.
Лев Васильев еженедельно контролировал ход проектирования и начало производства автомобиля «Москвич 408». Новую модель и ее модификации начали выпускать с 1964 года.
Не только «Москвичи»
Как вспоминает Михаил Бернер, при Васильеве получило развитие и строительное подразделение завода, которому поручали работы по реконструкции предприятия. Так МЗМА было передано здание мебельной фабрики в 2-м Южнопортовом проезде с целью вывода с основной территории деревообрабатывающего цеха и строительство на этом месте нового прессового корпуса. Полное переустройство цехов фабрики под нужды МЗМА было выполнено строительным подразделением завода. Гарантийная станция завода находилась на Трифоновской улице и вызывала нарекание жителей. Станция была переведена в Останкино и реконструирована силами заводских строителей и монтажников. Васильев держал под контролем работу строительного подразделения. Улучшение жилищных условий автозаводцев так же контролировалось директором.
В 44 года Лев Васильев отправился строить Камский завод по производству большегрузных автомобилей, известный на весь мир «КАМАЗ». Опыт МЗМА ему пригодился. В 2009 году вышла книга «Генеральный директор». Один из первых экземпляров книги он подарил Михаилу Бернеру с надписью «Глубоко уважаемому другу по совместной работе, где я проходил школу организации и управления производством 10.02.09».
На «Москвич» Васильев вернулся в 1981 году, но всего на год. Ему предстояло наладить производство, значительно сократить рекламации, закончить строительство нового прессового корпуса, подготовиться к выпуску современной модели «Москвич 2141». Дальше была работа на посту заместителя председателя Госплана СССР, министра машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР, заместителя председателя Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.
«В начале мая 2023 года Лев Васильев позвонил мне и попросил приехать. Вместе пообедали. Встреча длилась 3 часа. 21 августа Льва Борисовича не стало», – вспоминает бывший главный энергетик Михаил Бернер. Легенде советского автопрома было 98 лет. Васильева похоронили на Троекуровском кладбище.
Память о Льве Васильеве сохраняют улицы, различные учреждения, названные в его честь, перед зданием заводоуправления «КАМАЗ» установлен его бюст. В Москве рядом с вестибюлем станции метро «Тропарёво» открыт памятник героям автомобилистам. На стеле позади памятника нанесены имена героев, в том числе участнику Великой Отечественной Войны, герою социалистического труда Льву Васильеву.
P.S. Пока готовился материал, стало известно, что Комиссия по государственным знакам почтовой оплаты приняла решение выпустить в 2025 году художественный конверт с портретом Льва Васильева в связи со 100-летием со дня рождения.