Найти тему
Записки бешеного графомана

Воспоминания про Ту-154

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**

Не буду ничего писать за или против самолёта Ту-154. Ничего не могу сказать про другие типы самолётов, потому что этому кормильцу я отдал 32 года своей производственной жизни (3 года на земле, обслуживая его технически и 29 лет в воздухе). Я бортинженер, освоил все его модификации и вне земли провёл на его борту почти 17 000 часов.

А теперь только факты. За все эти годы в воздухе произошёл только один некритичный отказ двигателя, вторая неприятность - заклинивание стабилизатора на взлёте (более неприятно из-за дефицита времени на принятие решения). А третий инцидент самый серьёзный: при полёте глухой ночью происходят последовательные отказы двух гидросистем из трёх (1-ой и 2-ой, самых главных).

В случае посадки в поле (как у Уральских авиалиний) подобрать площадку с воздуха невозможно из-за тёмного времени суток. Тем не менее, наш Ту производит вынужденную посадку на ближайшем аэродроме; а спящие пассажиры даже не поняли, что их не довезли до места назначения. Так что основная причина гибели Ту-154: отсутствие контроля экипажа за режимами полёта; даже диспетчер полёта, который не сидит в кабине экипажа видит, что на борту не всё в порядке и командует, что им делать. А у экипажа все приборы и рычаги в руках, а они роняют самолёт на землю. Не осуждаю погибших лётчиков.

**

Я пришёл студентом во Внуковские авиалинии в 2002 году. Попал к старому технику на Ту-154М, он в МАИ был научным руководителем и преподавал. Через день к нему приезжали однополчане с КБ, да КВС инструкторы. В первый день сижу в ангаре, жду машину из Нягани.

Техник заходит, говорит: «Почему сидишь? Машина твоя на глиссаде, пошли встречать!» Научил слушать двигатели на посадке, сечь тормоза, смотреть за балансиром тележек при касании. Он меня взял с собой по обмену опытом в Ферихедь в 2003 году, впечатления на всю жизнь!

В 2004 году летали в Иран с ним, опять же по обмену опытом. В 2006 году он ушёл на пенсию. Сейчас его уже нет, как и авиатехников таких. Он, кстати, летал бортинженером на машинах Ильюшина. Командиров таких тоже нет уже, которые посреди ночи приходили посмотреть, как машину готовят, потому что не спалось им, а потом спали в салоне до медосмотра.

Дисциплина была железная! Летал в кабине Ту-154М на месте радиста в Иране. Самые лучшие впечатления! Машину эту отличает от всех какая-то мощь на взлёте. Больше такого ощущения не довелось ни на одном ВС испытать.

**

Для меня, пассажира, Ту-154 вроде бы нормальный. Самый жуткий самолёт для меня - это Ил-76. Я служил в спецназе ВВ МВД СССР 1987-1989 и во время службы много пришлось полетать на нём по командировкам. Я понимаю, что самолёт транспортный, но звукоизоляции нет совсем.

Читайте также: Заметки про субординацию на флоте и другие армейские байки

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.