Найти в Дзене

Как изменились пассажиры в транспорте за сорок лет.

Как изменились пассажиры в транспорте за сорок лет.

Давно уже хотел поделиться своими многолетними наблюдениями , за изменениями в поведении людей в общественном транспорте и не только , за период , лет примерно в сорок . Но не хватало чего-то , и в последние пару недель , пара коротких , в несколько секунд событий , всё - таки побудили протянуть ленивые руки к клавиатуре и соорудить сей текст .

В качестве предисловия - моё сочинение нужно воспринимать как фельетон

( сатирическое художественное произведение , обличающее некоторые недостатки общества ). Если кому - то тяжело осмысливать большие массивы информации , то и не стоит начинать , но если вдруг осилите , и узнаете в этом произведении себя , то не нужно расстраиваться - вы всего лишь художественный вымысел автора . А если несогласие и гнев не удастся победить , то злобные комменты под текстом с удовольствием почитаю ...

Наступила весна . С каждым днём , всё теплее . Под яркими лучами солнца на городских улицах медленно тает снег , и появляются "подснежники" - тысячи пластиковых и стеклянных бутылок , сотни тысяч окурков , тысячи куч и луж собачьих (и не только) экскрементов , а так же , неподдающиеся подсчётам упаковки из под всякой съедобной дряни .

К чему это я , а к тому , что любая поездка в общественном транспорте начинается именно с этих , радующих глаза и нос , картин ...

Глава первая - биомусор , курильщики , вонь .

В последние пару лет , личным автотранспортом пользуюсь в основном по выходным , до этого , пользовался постоянно , и все "приятные ощущения" от общественного транспорта получал только лишь при поездках в крупные города и европейские страны , но , всё меняется .

Мой путь до работы , если пешком , составляет примерно 6300 шагов , половина этого пути преодолевается на общественном транспорте - четыре остановки на трамвае , или шесть остановок на троллейбусе , или семь остановок на автобусе .

И , как я уже говорил , до транспорта надо ещё дойти . Выходишь на лестничную клетку , и сразу же вдыхаешь созданный соседом-алкоголиком , аромат дешёвого табачного дымка . Думали при выходе на улицу станет посвежее ? И не мечтайте - запашище будет сопровождать вас по всему пути следования до пункта "Б" (курильщики в лифте , они же у подъездов домов , идущие рядом , или дымящие на остановках , а потом зашедшие в транспорт и воняющие , словно немытые десяток лет пепельницы ).

Чуть не забыл , дорога это почти минное поле . Ничего не имею против собаководов , милые прекрасные люди , собачек любят (и мне собачки нравятся) , но почему-то эти граждане думают , а скорей всего им просто пофиг , что окружающих радуют кучи собачьего дерьма ежедневно извергаемые их питомцами . И к сожалению за 40 лет почти ничего не изменилось . Кстати одним из мотиваторов для написания этого рассказа , стало недавнее чудесное событие - впервые в жизни увидал , как женщина собрала в пакетик биомусор за своим питомцем , но к сожалению таких людей в нашем королевстве мало , или мне просто померещилось)) ...

Так же , я ничего не имею против вредных привычек , но только в том случае , когда эти увлечения доставляют удовольствие самому потребителю , но почему то , некоторые граждане считают , что их личная радость , точно так же греет душу всем остальным - нет , мы просто ощущаем вонь.

Заходишь в общественный транспорт , и обязательно , недалеко от тебя стоит какой нибудь субъект , с запахом гнилых и неочищенных зубов , или просто немытый , или воняющий куревом , перегаром , или , обладающий всеми этими ароматами сразу , плюс сдобренный каким нибудь мерзким дезодорантом ...

Но кое что изменилось за эти годы . Во времена моего детства , в нашем городишке , народ в транспорте курил и бухал , но после развала союза , в городском транспорте вновь появились кондукторы , и такие представления стали большой редкостью ...

Глава вторая - толпы у дверей , или миллионы страдающих скрытой формой фроттеризма...

С самого детства , родители , а потом и жизненные обстоятельства , закрепили очень важную поведенческую установку - если в транспорте свободно , то у дверей стоять не нужно : "это неудобно и тебе , и окружающим , тебя будут толкать , о тебя будут тереться , и это весьма неприятно , и т.д и т.п., а к дверям нужно подходить за пару минут до выхода".

Заходишь сейчас в полупустой транспорт , и наблюдаешь одну и ту же картину - какие нибудь молодые , или не очень особи , заходят в дверь , вцепляются в ближайший поручень , и очень удивлённо - странноватым взглядом смотрят , когда выходящие и входящие задевают их .

Особенно вспоминается поездка в Москву перед самым началом коронабесия . Забегаем с утра в метро (потемнела Москва), и невольно посетили мысли - а мы точно в столице?. Ну и как положено -"двуногие столбы" укореняются своими "опорами" у дверей . С какой радостью мы проехались чемоданными колесиками по "опорам" у парочки таких столбов))).

Уже на поверхности пересаживаемся в троллейбус , у каждой двери которого , словно клещи , вцепившиеся в ляшки грибника , стояли особо агрессивные идивиды , выходить они не собирались , но и впускать нас особо не хотели , а на весь троллейбус этих представителей гомо сапиенс было штук пятнадцать , но мы протиснулись , и сели на свободные места , выходить пришлось так же - "прорубая" плотную поросль в "джунглях".

При виде стоящих у дверей персонажей , мне сразу же вспоминается советская шутка про то , что человек может уйти из деревни , а вот деревня из человека уйти не может

(никак не хотел обидеть жителей деревни , просто в данном случае имел ввиду , что межличностные дистанции в городе и деревне разные , но у некоторых , при смене места жительства , они остаются прежними).

Давным давно , особенно в больших городах , меня как то особенно восхищало , как люди шустро передвигаются по переходам метро , как умудряются в таких потоках не наступать на ноги , не толпиться у дверей , мешая другим пассажирам , то же самое наблюдалось и в наземном транспорте . Но , времена идут , социальная инженерия сделала своё дело ,и, очень многие , даже не зная названия , были поражены некой формой заболевания , о котором я прочитал ещё тогда , когда никаких интернетов у простых граждан не было. В 90-е годы , в головы граждан стали внедрять много "нового и интересного , а порой ранее запретного", печатного материала. Меня тогда увлекла психологическая , и психиатрическая литература , и вот тогда я впервые прочёл про фроттеризм. Годы прошли , литературные пристрастия изменились , словечко подзабылось , но наблюдения за теперешними любителями телесного трения , всколыхнули воспоминания о когда-то прочитанном...

Глава третья . Способы оплаты , контролёры , коронабесие , намордники .

В нашем городке , в конце 70-х , бумажные билетики продавались в ларьках на остановках , или покупались у водителя , купленный билетик надо было сунуть в т.н. компостер , дёрнуть за ручку , и на билетике пробивалось несколько дырочек в виде незамысловатых символов . Если в транспорт заходили проверяющие , то по форме этого символа они распознавали , что билетик был продырявлен именно здесь.

Так же в ларьках продавались месячные проездные билеты.

В крупных городах , в городском транспорте стояли т.н. кассы-копилки (ящики похожие на высокую урну), в которых билет покупался пассажиром самостоятельно (бросаешь в щёлочку монетки , потом крутишь сбоку цилиндрик , и из другой щёлочки выкручиваешь себе билетик). Устройства эти были рассчитаны на порядочных пассажиров , имеющих желание оплатить проезд , ну а тех кто за проезд не платил , рано или поздно ждала встреча с контролёрами.

Вот уж чего не изменилось за 40 лет , так это представители данной профессии - наглые тётки мужиковатого вида , и хамоватые мужики с румяными от давления лицами и пивными животами ( видимо когда то кем-то обиженные , и желающие хоть где то проявить свою козявочную власть) , скорей всего , параметры спец-отбора для этой категории не меняются десятилетиями.

Естественно , встречи безбилетников с контролёрами , и тогда и сейчас не обходятся без скандалов и разборок , и наблюдать эти спектакли было очень интересно , но сейчас увидеть такое получается крайне редко .

Времена шли , техника менялась, в транспорте нашего городка после развала союза , вновь появились кондукторы , чуть позже у них появились терминалы печатающие билетики , появилась возможность расплачиваться контактными банковскими картами , или транспортными картами купленными заранее в ларьках , потом бесконтактными банковскими картами и ПСУ (персональными следящими устройствами - смартфонами) , а сейчас (как когда-то предсказывала академик Бехтерева) наступили времена цифрового рабства , и кондукторов постепенно заменяют на глючные приборы для самостоятельной оплаты проезда. Изменения оплаты в крупных городах были примерно такими же , только в начале 2000-х в транспорт начали ставить "облегчающие" жизнь пассажиров турникеты , от которых стали избавляться после 2013 года , а сейчас везде установлены карточные валидаторы .

Ещё в памяти остаются годы коронабесия . Тему широко раскрывать не стану , но с самых первых дней я читал и слушал информацию не от проплаченных журналистских проституток , а от учёных , и правильные выводы сделал сразу . Когда это планетарное , и заранее спланированное событие началось , я сразу вспомнил фильм "КинДзаДза" , и теперь уже знаменитую фразу -

"пацаки? , а почему без намордников?". Например в Белоруссии пошли своим путём , и над людьми жёстких социальных экспериментов не ставили , а вот жители Москвы точно припомнят , как людей массово штрафовали в транспорте за отсутствие намордников и перчаток. Кстати в нашем городке лютого жесткача в отношении людей в транспорте не было , хотя в прессе случаи такие описывались...

Глава четвертая .Человечность как нечто древнее , скандальные ситуации , или дебилизация населения прошла успешно .

Поведенческие установки закладываются в детстве. В семье постоянно напоминалось , что в транспорте надо уступать место старичкам , потому что им уже тяжеловато и здоровье у них у них не очень , и постоянно говорилось , что вы не будете вечно молодыми , и со временем тоже будете старенькими. Так же говорилось о том , что нужно уступать место инвалидам - им тяжело , и судьба такая штука , что не всем в этой жизни светит удача. То же самое говорилось про беременных женщин и про женщин с детьми на руках . Те же установки потом внедрялись в начальной школе , и всё это дополнялось такими понятиями как человечность , уважение , человеколюбие , милосердие ( сейчас , при капитализме , все эти понятия ушли в небытие , в приоритете - конкуренция , ненависть , презрение , равнодушие , пофигизм , в общем человек человеку волк ).

Очень часто в детстве наблюдал ситуации , когда какая нибудь бабулька сгоняла с кресла о чём то замечтавшегося подростка , чтобы он уступил место ей , или инвалиду , или женщине с ребенком на руках , и это воспринималось лично мной неоднозначно ,но в большинстве подобных случаев я был с такими требованиями согласен , и сам уступаю место таким пассажирам до сих пор. А вот раздражало другое , когда такого мечтательного подростка сгоняла с места какая нибудь обешенелая кричащая мамаша , и сажала на освободившееся кресло , своё вполне здоровое , ходящее и пышущее энергией "дитя" . Такие , пышущие энергией дети выросли , и породили поколение эгоистов , о которых в следующем абзаце.

Кстати вторым мотиватором для написания рассказа , был случай , когда в переполненном трамвае , место бабульке уступил таджик , возрастом около 50-и , причем большинство сидячих мест было занято студнями , уткнувшими свои физиономии в телефоны, и хоть бы одно из этих тел подорвалось , чтобы уступить место стоявшим тут же женщинам с детьми , и беременным ... Да , дебилизация на этой территории евразии прошла успешно ...

И в завершение рифма на эту тему:

Впечатления от поездки в транспорте..

И стар и млад в любых местах

в свои свободные минуты,

Уткнув в экраны томный взгляд,

а у кого-то долбанутый..

Теряют разумы в страстях,

иль пишут гадости кому-то.

Тик-токи разные глядят,

с подтекстом явно шизанутым..

Сдурел народ на радостях-

с мозгов ума спадают путы.

Стране кердык,но все твердят-

жизнь с интернетом это круто...