LADA Vesta с автоматической трансмиссией вышла в продажу. Для отечественного авто это новый агрегат, но в мире он применяется уже широко, на множестве разных автомобилей. Сразу после официальной презентации журналисты быстро нашли в Интернете и фотографии трансмиссии в разобранном виде, и полную информацию о ее ремонте. По отчетам механиков выходит, что коробка передач достаточно современная и надежная. Журналисты удовлетворенно кивнули: информация от независимых экспертов совпадает с фактами, которые озвучивает АВТОВАЗ. А фактов этих немало, и вот ключевые.
Двигатель EVO: новинка для автомобилей с АТ
«Веста» с автоматической трансмиссией оснащается и новой версией мотора. Модернизированный двигатель объёмом 1,8 л и мощностью 122 л.с., получивший название EVO, разработан и настроен специально под «двухпедальный» автомобиль.
Неубиваемый
Одно из нововведений в двигателе — это «невтычная» поршневая группа, исключающая контакт с клапанами при нештатных ситуациях, например, при обрыве ремня ГРМ. Не так давно «невтычные» поршни появились на всей линейке моторов 1,6 л. А теперь и двигатель 1.8 EVO выполнен таким же «неубиваемым». Благодаря новым поршням были улучшены показатели по качеству топливо-воздушной смеси, улучшен отвод тепла от поршня. А для повышения надежности и прочности модернизирован блок цилиндров, у которого появились дополнительные ребра жёсткости.
А что с расходом масла?
На прошлых вариантах двигателя 1,8 л были нарекания по этому вопросу. Но в процессе перехода на модель EVO, и даже чуть раньше, конструкция была доработана. Применены новые 3-компонентные маслосъемные кольца, изменена направляющая втулки клапана, улучшена уплотняющая кромка маслосъемных колпачков. Все это устраняет потери масла.
Эластичный характер
Помимо повышенной надежности, при разработке мотора 1.8 EVO инженеры постарались обеспечить хорошую эластичность двигателя и, как следствие, комфорт вождения. Для этого применили топливные форсунки с увеличенной на 30% производительностью. Это повышает стабильность подачи топлива. Также для повышения эластичности двигателя применены и новые полиамидные топливные трубки увеличенного диаметра с участком переменного сечения. Такие небольшие и, может быть, неочевидные решения, улучшили работу мотора на разных режимах.
Специально для АТ
Двигатель 1.8 EVO стал первым в истории LADA, на котором проведен полный цикл калибровки для применения автоматической трансмиссии. А еще с целью установки АТ были применены новые, более прочные опоры двигателя, вместо прежнего маховика внедрен приводной диск. А функцию маховика теперь выполняет гидротрансформатор в АТ.
Почему именно эта АТ?
Знатоки в Интернете любят идеи типа «взять и скопировать японский автомат». Однако автомобильная индустрия «немного» сложнее, чем их теории. Поэтому при выборе автоматической трансмиссии использовались реалистичные критерии: АТ должна хорошо и быстро интегрироваться в моторный отсек «Весты», не меняя полмашины, и не тратя на это космические деньги. Разумно? А главное – результативно!
Учитывался и такой фактор, как готовность поставщика сотрудничать и дорабатывать агрегат под автомобили LADA (что там насчёт просто «взять и скопировать»?)
Что это за АТ?
Трансмиссия для LADA Vesta — это вариатор, в котором предусмотрен классический функционал: автоматический и ручной режим с 7 виртуальными передачами. Это если по-простому. А есть и нюансы, как без них!
Адаптирована к тяжелым условиям
И в «железе», и в программном обеспечении реализованы системы, помогающие избежать повреждения механизмов в таких ситуациях, как, например, резкая смена сцепления с дорожным покрытием. Коробка передач по прочности сделана с запасом и даже рассчитана на более высокий воспринимаемый крутящий момент (180 Нм), чем может развить двигатель (170 Нм).
Настроена на LADA Vesta
Не только мотор и сам автомобиль были адаптированы к АТ, но и трансмиссия — к автомобилю. Это и оригинальные настройки программного обеспечения, и доработка корпуса для стыковки с двигателем 1.8 EVO. Попутно поставщик оптимизировал механизм переключения передач, чтобы более четко и легко выключать режим «Паркинг».
Ремень, насос и масло
Как мы упоминали, информации о конструкции АТ уже немало. На конструктивном уровне надежность обеспечивают несколько решений. Ремень вариатора выполнен из стальных элементов, а кромки полос обработаны лазером для большей долговечности.
Для перекачки масла применен лопастной насос, на 30% более эффективный. Само масло (а его в системе более 7 литров!) специальное, рассчитанное на работу в широком диапазоне температур, начиная от минус 40. В течение срока эксплуатации предусмотрена однократная замена масла на 30 тысячах км. Есть и такая фишка как раздельное управление масляными контурами… Но это уже совсем «дебри».
Надежность, подтвержденная тестами
На дорожные и лабораторные тесты вышли более 50 автомобилей LADA Vesta c АТ. Их гоняли в горы с полной нагрузкой, имитировали тропические условия и, конечно, замораживали, насколько это возможно. Стоит ли говорить, что вопросов к надежности АТ, которая давно известна в автоиндустрии, не возникло?
Отметив прочность трансмиссии, инженеры поделились интересным наблюдением. В АТ «зашита» страховка от перегрева. Это и предупреждающие сообщения для водителя, и «аварийная» программа работы. Так вот, на испытаниях в обычных дорожных условиях вывести автомобиль в режим защиты не удалось! Настолько высокий запас прочности. И только на стендах, создав запредельные нагрузки, испытатели «поймали» этот режим. Кстати, о стендовых тестах. Два силовых агрегата (мотор плюс АТ) благополучно «отъездили» на стендах по 300 тысяч км!
А с точки зрения водителя?
Автомобилист может годами ездить и не знать, какие механизмы трудятся там под капотом. Водителю достаточно давить на педаль и получать удовольствие. И вот именно на удовольствие была нацелена вся работа по настройкам силового агрегата. В итоге удалось получить бодрый характер автомобиля, но при этом низкий уровень шумов и вибраций. Мотор работает на оптимальных режимах, не «зависая» в зоне высоких и «громких» оборотов. Даже при интенсивном разгоне система держит высокие обороты двигателя ровно столько, сколько нужно. Машина легко откликается на педаль газа, уверенно тянет на любой скорости.
Не забыты и сложные условия. Например, на скользкой дороге АТ позволяет стартовать в мануальном режиме со 2 и даже с 3 передачи! Да и дорожный просвет автомобиля остался прежним — 178 мм для обычных LADA Vesta и 203 мм для авто из линейки Cross.
Таким образом, LADA снова реализовала один из своих девизов: «Уверенность в любой ситуации».