Найти тему
WorkTruck

Так работать нельзя, почему рынок грузоперевозок ждут перемены

Оглавление

Друзья, в 2024 году перевозчикам нужно будет решать старые-новые проблемы на фоне изменчивого рынка. Это и нехватка водителей, рост себестоимости услуг, нестабильность клиентской базы.

Знакомо? Но ведь эти задачи никто не отменял. А как в этом поможет цифровизация? Давайте разбираться. Поехали!

Проверка на прочность

Назвать другими словами нынешнее состояние логистической отрасли язык не повернется. Да, с началом известных событий мир изменился. Многим российским ТК пришлось искать обходные пути, альтернативные решения и менять схемы бизнеса.

Все отразилось в создании новых цепочек поставки, поиске новых партнеров. Да, острая стадия кризиса миновала. Однако и расслабляться пока рано. Процессы адаптации бизнеса перевозок продолжаются.

В настоящее в РФ наблюдается сразу несколько трендов в логистике. Первое, бурный рост внутренних перевозок. Так, в 2023 году этот сектор рынка по сравнению с 2022 годом прирос сразу на 51%. То есть увеличение емкости направления сразу в 1,5 раза.

Потихоньку продолжают расти товарооборот и на международных маршрутах. Прошлый год стал временем повышения числа заявок на экспортные перевозки (+21%). Лидером естественно стал Китай, в эту страну российские ТК стали ездить чаще в 3 раза.

Это удивительно, так как львиная доля грузопоток в/из НР обслуживается железной дорогой и морским транспортом. Расклад по международным перевозкам в прошлом году сложился такой:

  • Беларусь (+48 %);
  • Казахстан (+54 %);
  • Кыргызстан (+58 %);
  • Узбекистан (+56 %);
  • Таджикистан (+51 %).
  • Грузия - нет изменений;
  • Армения (-19 %);
  • Турция (+21 %).

Общее число заявок на доставку грузов в РФ выросло на 6%.

Конкретная раскладка по странам-транзитерам выглядит так:

  • Беларусь (+41%);
  • Китай (+88%);
  • Кыргызстан (+70%);
  • Казахстан (-3%);
  • Армения (-64%);
  • Грузия (-41%);
  • Турция (-37%).

В Северном Кавказе явно не справляется с объемами единственный погранпункт Верхний Ларс.

Динамика по перевозкам в реальном времени становится неплохим инструментом для понимания стратегии развития ТК. И цифровые сервисы делают этот процесс наглядным, удобным, оперативным.

Дефицит не только водителей

Если глянуть на сервис «Авито Работа», с января 2024 года число вакансий в логистике выросло в 2,4 раза. Предложения по ЗП также потянулись вверх (+12%). Впрочем, нехватка рабочих рук касается и таких специальностей как: работники склада, грузчики, курьеры, экспедиторы. И рынок видит выход в активизации беспилотных перевозок.

ИИ все активнее будут использовать не только на автомашинах, но и в обслуживании логистических процессов. Это даст больший эффект при отсутствии огромного штата сотрудников.

Первой “ласточкой” стала система электронного документооборота (ЭДО), которая позволяет водителям быстрее и проще  оформлять сопроводительные бумаги (транспортные накладные, путевые листы и т. д.). При этом сделать меньше ошибок. Попутно снижаются затраты на печать, хранение и проводку документов.

Уже сейчас ИИ участвует в распределении водителей по маршрутам и отслеживает их эффективность работы, не допуская порожняка, лишних разговоров по телефону и т.д.

На складах вводятся электронные очереди, которые позволяют заранее выбрать удобное время под разгрузку/погрузку. В некоторых случаях экономия времени достигает существенных результатов - с нескольких часов до 18 минут(!).

Оптимизация

На 100 самых популярных направлений в РФ цены в сегменте грузоперевозок в 2023 году выросли на 27,9%, из которых прирост на 6,1% произошло за последние три месяца.

Так, из Москвы в Нижний Новгород ценник подрос на 72,6%. А вот из Екатеринбурга в Москву, наоборот, упал на 7,4%. Международный трек также подорожал. В среднем на 16% (экспорт) и на 12% (импорт).

За счет чего такой рост:

  • увеличение фонда ЗП водителям, грузчикам и др.;
  • удорожание ГСМ;
  • ТО тягачей.

Многие руководители начали экспериментировать с форматом транспорта, анализировать случаи длительного простоя. В этом плане специальное ПО помогает им выстроить более эффективный маршрут, отыскать выгодный заказ, промониторить перспективные направления по перевозкам.

Есть подвижки и в сервисах агрегаторов заказов. Помимо аналитики «Средних ставок» по заказам, на базе ИИ запустят и автоматизированные биржи торгов. В этом случае нейросеть сама подскажет, какой порог цен является для перевозчика рентабельным и безопасным.

Такие вот пироги!

Желаем всем терпения и удачи!