Найти в Дзене
А. Ш.

БМП-1 в Германии

Оглавление

С 1968 года вооруженные силы ГДР начали получать на вооружение боевые машины пехоты - БМП-1. Всего, до 1988 год Восточногерманская армия получила в общей сложности около 1133 БМП-1, включая несколько БВП-1, произведенных в соседней Чехословакии. БМП-1 была единственной боевой машиной пехоты (за исключением небольшой партии БМП-2), находившейся на вооружении ННА (Национальной народной армии). После объединения Германии в 1990 году, парк восточногерманских БМП-1 был унаследован западногерманским Бундесвером, которому теперь пришлось размышлять, что делать с таким большим количеством боевых машин пехоты, сильно отличавшихся от его собственных «Мардеров».

Больше интересных постов - в моем Телеграм-канале

В последние дни ННА БМП-1 были оснащены шесть мотострелковых полков. К концу 80-х на вооружении находилось 1112 БМП-1, остальные машины были списаны из-за износа. В это число вошли как некоторые базовые БМП-1, так и значительное количество машин, прошедших модернизацию БМП-1П, в ходе которой ракета «Малютка» была заменена на более современный «Конкурс», новую систему пожаротушения для борьбы с напалмом, а также комплекс шесть 81-мм дымовых гранат «Туча», расположенных на задней крыше башни. На вооружении Восточной Германии машины были известны как Schützenpanzer BMP-1 .

После объединения Германии в 1990 году, большое количество оборудования, оставленного ННА, было передано компании Material Depot Service Gesellschaft для хранения и обслуживания. В декабре 1990 года было решено, что БМП-1 станет одной из единиц техники бывшей ННА, которая какое-то время будет эксплуатироваться Бундесвером. Около 764 машин должны были быть возвращены в строй.

БМП-1 должны были укомплектовать шесть подразделений, созданных в апреле 1991 года в результате переформирования шести восточногерманских дивизий, двух танковых и четырех мотострелковых дивизий. Они стали Heimatschutzbrigade - бригадами территориально обороны 37, 38, 39, 40, 41 и 42. Heimatschutzbrigade 37 и 41 были сформированы из бывших танковых дивизий СВА, в их состав также входили танки Т-72.

Модернизация

Техника бывшей ННА на заводе в Нойбранденбурге. По мимо БМП-1 (слева), в центре МТ-ЛБ, справа - БТР-70
Техника бывшей ННА на заводе в Нойбранденбурге. По мимо БМП-1 (слева), в центре МТ-ЛБ, справа - БТР-70

При оценке БМП-1 было установлено, что машина не соответствует многим стандартам, предъявляемым к боевым бронированным машинам Бундесвера – скорее по эргономическим качествам, чем по боевым элементам.

Передние и задние фонари автомобиля не соответствовали стандартам западногерманских автомобилей. Отмечалось отсутствие крыльевых зеркал. Еще более тревожно то, что в БМП-1 был обнаружен ряд элементов, которые не соответствовали западногерманским стандартам безопасности и гигиены труда. Считалось, что топливные баки, встроенные в задние двери, представляют опасность. Как и подавляющему большинству эксплуатантов этого типа, в Бундесвере салон оказался тесным. Было обнаружено, что при стрельбе из 73-мм боеприпасов Грома выделяется потенциально токсичный нитроглицерин, а из спаренного 7,62-мм ПКТ потенциально может выделяться ртуть. Токсичный асбест также присутствовал в тормозных лентах, накладках сцепления и прокладках.

Чтобы БМП-1 осталась на вооружении Бундесвера, эти проблемы необходимо было устранить. Модернизации были разработаны компаниями SIVG ( System-Instandsetzungsund Verwertungsgesellschaft /Компания по ремонту и восстановлению систем) и FUG ( Fahrzeug und Umwelttechnik Gesellschaft mbH /Компания по технологиям транспортных средств и окружающей среды). SIVG специализировалась на демилитаризации боевых бронированных машин, а FUG производила коммерческие автомобили. Судя по всему, первый из них ранее был объектом технического обслуживания в Восточной Германии, а второй — объектом, расположенным на Западе. Первые три машины были переоборудованы в прототипы в Reparaturwerk Neubrandenburg (ремонтная мастерская Нойбранденбурга), которая была основным предприятием по техническому обслуживанию БМП-1 в Восточной Германии. Этот завод был создан еще в 1953 году для обслуживания советских и восточногерманских автомобилей и имел репутацию одного из крупнейших в Европе. В нем работало около 4700 человек. Эти первые три переоборудования произошли с января по март 1991 года. После того, как они оказались удовлетворительными, модернизация была стандартизирована как БМП-1А1 «Ост» («Восток»). Еще 100 БМП были переоборудованы в Нойбранденбурге с мая по сентябрь 1991 года и еще 399 на том же предприятии с октября 1991 года по январь 1993 года. Еще 83 автомобиля были модернизированы на ремонтной базе SIZ 890, расположенной в Доберлуге, еще одном городе Германии. провинции Бранденбург. Для модернизации были выбраны машины БМП-1 в наилучшем состоянии, которыми обычно были БМП-1П. Общая стоимость этих преобразований, которую Министерство обороны Германии разделило с Бундестагом, на тот момент составила 36,6 миллиона немецких марок (DM). Цель программы модернизации заключалась в том, чтобы обеспечить временный интервал до тех пор, пока Marder 2 не будет введен в эксплуатацию, что на тот момент было запланировано на 1996 год. Этого так и не произошло, поскольку проект Marder 2 был отменен. Однако у такого переоборудования была и политическая мотивация, поскольку оно продемонстрировало бы, что Бундесвер активно интегрирует оборудование из Восточной Германии. Переоборудование БМП занимало от 250 до 268 рабочих часов, что обычно занимало около 18 дней.

БМП-1А1 «Ост»
БМП-1А1 «Ост»

Многие из дополнений, внесенных в рамках модернизации Ost, были направлены на то, чтобы БМП-1 соответствовала правилам дорожного движения Западной Германии и соответствовала тем же стандартам, что и западногерманские машины. Это привело к тому, что фары автомобиля были заменены на такие же, как на Marder 1A3. Перед этими фарами были размещены маленькие оранжевые опознавательные огни. Был установлен тот же рожок, что и на Мардере.

Внешне видимые изменения включали пару боковых зеркал, расположенных за фарами. Их можно было убрать, при этом стекло было обращено к корпусу. Сзади были добавлены задние фонари для облегчения движения колонны. Если по тем или иным причинам приходилось выключать свет, на левой задней двери добавлялся Leitkreuz (направляющий крест). Это был зеленый резиновый лист, на котором был нарисован белый крест. В центре этого креста была установлена ​​небольшая лампа на 24 В, которая освещала его в ночное время и позволяла следующему автомобилю следовать за ним при движении в колоннах в ночное время.

Модернизация Ost также включала короткую металлическую лестницу в задней части левого крыла, чтобы облегчить подъем в автомобиль или спуск с него.

Модернизированные БМП «Ост» были очищены от всего асбеста, использование которого полностью запрещено в Германии. НА БМП была заблокирована 5-я передача, последняя в коробке передач, что снизило его максимальную скорость до 40 км/ч, вероятно, в целях облегчения технического обслуживания и уменьшения износа деталей. автомобиль. Транспортным средствам также было запрещено ездить по дорогам общего пользования, вероятно, из-за чрезмерного износа гусениц. На частных дорогах транспортным средствам запрещено двигаться со скоростью более 20 км/ч. Сцепление было оптимизировано для обеспечения плавного старта автомобиля, а тормозная система была модифицирована таким образом, чтобы на обеих гусеницах присутствовал ручной тормоз. В ходе модернизации был добавлен обогреватель для обеспечения комфорта экипажа в зимних условиях. Наконец, топливные баки, расположенные в задних дверях, были сняты и не допускались к заполнению.

В салоне машины были предприняты усилия по повышению комфортабельности БМП-1. Это проявилось в добавлении обогревателя, а также таких элементов, как чехлы, защищающие края приборов наблюдения, используемых при демонтаже, во избежание травм головы. Противоскользящее покрытие также было добавлено в ряде точек внешней части корпуса машины.

Многие проблемы машины так и не удалось устранить, и во многих отношениях БМП-1А1 уступала даже базовой БМП-1, если смотреть исключительно через призму боевых возможностей. Стоит отметить, что автомобиль также облегчили на 90 кг.

Самой острой проблемой, вероятно, было несоответствие вооружения правилам Бундесвера. Это так и не было исправлено, хотя, похоже, были некоторые мысли об исследовании 73-мм боеприпасов, которые не выбрасывали бы нитроцеллюлозу. 15 апреля 1991 года было дано разрешение на производство патронов для безопасных тренировок. Количество закупленных снарядов выросло до 80 000 снарядов калибра 73 мм и 3 миллионов снарядов калибра 7,62 мм, которые различались используемым порохом. Как следствие, нормативными актами было запрещено применение вооружения на БМП-1А1 «Ост» в мирное время. С машины также был снят автомат заряжания. БМП-1 можно легко перезарядить вручную, но это привело к дополнительной нагрузке на единственного члена экипажа в башне. Кроме того, в ходе модернизации «Оста» также были удалены пусковая установка ракет и аппаратура наведения, будь то «Малютка» или «Конкурс/Фагот». Из-за этого немецкие правила оценили машину как способную вести бой на дальностях от 2000 до 600 м днем ​​и ниже 400 м ночью.

-5

Эксплуатация

БМП-1А1 эксплуатировались в переходный период для Бундесвера, который включал в свой состав бывшую ННА. БМП-1А1 «Ост» как таковая в значительной степени задумывалась как учебная машина, а также как способ для Бундесвера поддерживать в эксплуатации последнее поколение призывников ННА с машинами без необходимости переподготовки их для совершенно разных западногерманских задач. Подразделения, эксплуатировавшие БМП-1А1, часто имели очень смешанную комплектацию: при демонтаже машины обычно наблюдали с использованием западногерманского пулемета MG3, но восточногерманской винтовки MPi AK-74. Действительно, похоже, что в стандартное оснащение отделений, установленных на машине, входил пулеметчик с MG3, в то время как в других случаях спешивающиеся использовали АК-74Н. Водитель и наводчик были вооружены автоматами АКС-74Н со складным прикладом. Планировалось также вооружить такие отделения противотанковыми орудиями Panzerfaust 3, но они еще не были приняты на вооружение. Точно так же их базовая форма — западногерманская, но они сохраняют некоторые элементы восточногерманской формы.

Учитывая роль БМП-1А1 «Ост» в качестве учебной машины, а также способа поддержания в боевом состоянии восточногерманских призывников на протяжении всего срока их службы, неудивительно, что эта машина недолго оставалась на вооружении Бундесвера.

Таким образом, БМП-1А1 «Ост» были выведены из эксплуатации в 1993–1994 годах, а решение о полном выводе машин из эксплуатации было принято еще в январе 1993 года. Машины были проданы в Грецию, Швецию и Финляндию, а в 2015 году они засветились в армии Ирака, куда попали из Греции

В Германии сохранилась как минимум одна БМП-1А1 «Ост». Он присутствует в Мюнстерском танковом музее рядом с немодернизированной БМП-1 ННА и единственной БМП-2 ННА, оставшейся в Германии.