Ну, или не любили. Давайте в этом разбираться. А то, знаете ли, встречаются две диаметрально противоположные точки зрения на один и тот же автомобиль. Так вот надо же понимать: с каким чувством собирать очередную модель? Соответственно: может, она у наших предков всю кровушку попортила, так и покрасить её надо подобающе☝🏽
Вообще, идейным вдохновителем и основным заказчиком этого автомобиля были военные. Ещё не успели затихнуть отголоски Второй Мировой войны, ещё тракторные плуги выворачивали на полях неразорвавшиеся мины и снаряды, а военные уже начали готовиться к Третьей Мировой.
Надо отдать должное: о ядерном оружии и последствиях его применения военные худо-бедно понимали. Детищем такого понимания стали "атомный танк" Т-55 и наш легендарный герой рассказа.
В общем-то военные заказали то, что сейчас бы назвали "Транспорт переднего края", а именно - автомобиль для эвакуации раненых. И погибших. Из зон радиоактивного заражения. Поэтому и требования к машине были соответствующие: простота конструкции, надёжность, проходимость. Отделение для пострадавших должно вмещать не менее пяти носилок для лежачих.
Всё так и было сделано: четверо носилок размещались на бортах: попарно друг над другом, а пятые носилки задвигались по полу между нижними двумя.
Собственно, к началу 50-ых годов стало понятно, что ядерный армагеддец пока откладывается на какое-то время. Военные отложили в долгий ящик возможную перевозку поражённых, и разместили заказ на производство общевойсковой машины, которая могла бы стать либо санитарным автомобилем, либо командно-штабной машиной.
Заводские дизайнеры подошли весьма творчески к созданию внешнего облика и, например, первые прототипы щеголяли огромной буквой "У" на фальшрадиаторной решётке моторного отсека.
Поговаривают, что прозвище - «Буханка» - прицепилось с лёгкой руки самих заводчан, увидевших сходство новой машины с хлебобулочными изделиями.
Надо отметить, что в основе "Буханки" лежали узлы и агрегаты легкового, хотя и проходимого ГАЗ-69. Даже рама была легковой - изогнутой.
Это впоследствии её заменили на прямую, более технологичную, сварную из швеллера раму с поперечными лонжеронами.
В 1958-ом году началось производство автомашины УАЗ-450, которому под разными числительными, под разными литерами, под разными прозвищами было суждено войти в нашу жизнь, да так в ней и остаться по сегодняшний день.
Да-да, первый прототип "Буханки" получил индекс "450" и более пяти лет выпускался под этими числами. Менялись только буквы: к индексу прибавлялась буква А для санитарного авто, В - для фургона и Д - для грузовика с деревянным кузовом.
Машина оснащалась 3-ступенчатой коробкой перемены передач и бензиновым мотором объемом 2.1 литра и мощностью в 52 л.с.. Всё в чистом виде от ГАЗ-69 (такой же мотор, кстати, ставился на ГАЗ-20 "Победа").
Но потом до машины добрались рационализаторы и решили, что для гражданского автомобиля слишком много будет два ведущих моста - хватит и одного, а спереди можно поставить двутавровую подрессоренную балку. Так родился УАЗ-451 - его можно встретить на редких снимках: очень хорошо заметен фигурный изгиб относительно тонкой передней балки:
Насколько удачным было такое предложение - могут рассказать водители той эпохи: да-да,они всё ещё среди нас живут и здравствуют. Правда, все сходятся к мнению: проходимость "одноногого" УАЗа оставляла желать лучшего. Сказывалась не самая удачная развесовка по осям.
Видимо, тогда и приклеилось к модификации УАЗа-головастика - УАЗ-451Д (С деревянной бортовой платформой) обидное прозвище "Додик".
Впоследствии, конечно, вернулся передний мост, породив целую плеяду УАЗ-452 (цифра "2" означала и номер модификации и по отраслевому индексу указывала на наличие двух ведущих мостов на машине). Но прозвище у "головастика" с кузовом так и осталось.
Впрочем, народный фольклор оказался не менее жесток и к микроавтобусу УАЗ-452В. Дело в том, что у завода решительно не хватало производственных мощностей для выпуска пассажирской версии фургона на базе "Буханки". И эту нишу занимали авторемонтные и механические заводы. Они переделывали фургоны в автобусы, врезая окна и устанавливая сиденья.
Такие машины, получившие прозвище "барбухайки", были лишены нормальной вентиляции, отопления и даже входа-выхода, но положение спасали.
И более того - "барбухайки" спровоцировали развитие целой новой отрасли советского автопрома: со временем на шасси "буханки"» стали производить вполне приличные микроавтобусы, иногда даже превосходящие заводской УАЗ-452В по комфорту. Но это уже другая история.
Так всё-таки, почему в СССР любили эти машины?
Полагаю, в СССР любили любую машину, которая появлялась в семье. Даже если это было служебное авто, на котором батя возил бидоны с молоком.
Неизбалованные обилием техники мы тянулись к любым машинам, которые появлялись в зоне видимости и досягаемости. Тогда ещё не было потребительского отношения к автомобилям да и вещам в целом.
Да, многие из этих машин были неказистыми, неудобными и очень сильно проигрывали в эргономике. Особенно, если сравнивать с современными авто. Но сравнивать лучше, всё-таки с современниками. А вот там окажется, что внешне дизайн фургона УАЗ-452 из начала 60-ых соответствует дизайну первых ФВ Транспортер из Германии. Просто автомобильная мода того времени была таковой.
Из-за невысокой надёжности отдельных узлов, а ещё из-за необходимости самостоятельно обслуживать «железных коней» советские люди собирались в гаражах и общались☝🏽 друг с другом. А ведь именно общение, на мой взгляд, это именно то, чего нам с вами не достаёт в сегодняшней жизни.
А вы как считаете?
Ваш Fon-Kraft ©, 2024 год
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно)