В США обсуждают внезапную смерть 62-летнего Джона Барнетта, который три десятилетия работал в корпорации Boeing до выхода на пенсию в 2017 году. Барнетт с тех пор критиковал Boeing c позиции бывшего инженера по качеству.
До внезапной смерти специалист уже успел дать первые показания в американском суде по поводу проблем с качеством у авиапроизводителя. 11 марта Барнетт был обнаружен в грузовике мёртвым: официальная причина смерти — неосторожное обращение с оружием.
Вообще, компания Boeing привлекла пристальное внимание властей США после инцидента 5 января. Тогда во время полёта борта авиакомпании Alaska Airlines произошла разгерметизация двери. Чуть позже Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) обнаружило в ходе проверки производства Boeing ряд «недопустимых» нарушений в области качества.
Сегодня же материалы аудита оказались у журналистов The New York Times. Выяснилось, что по результатам проверки со стороны FAA было выявлено 97 нарушений. Из 89 проверок различных этапов производства Boeing нарушения были выявлены в 33 случаях. Более того, проверки были проведены и у одного из ключевых поставщиков Boeing — Spirit AeroSystems: по данным газеты, компания провалила 7 из 13 проведенных производственных тестов.
Конечно, такие факты взбудоражили американцев. Те стали обращать пристальное внимание на любые инциденты с самолётами Boeing. Только за последние семь дней таковых можно было насчитать четыре. СМИ стали писать, что некоторые путешественники, а также даже отдельные сотрудники Boeing стали отказываться от полётов на этих самолётах, выбирая «птичек» ключевого конкурента — Airbus.
На этом фоне сегодня СМИ Великобритании цитируют главу Airbus Гийома Фори. Руководитель крупнейшего европейского авиаконцерна ни разу не упомянул Boeing, но его заявления выглядят неслучайными. Гийом Фори посетовал на слишком большие закупки любых американских самолётов в Европу. Причём бывший пилот-испытатель военных вертолётов сделал акцент на необходимости Европе развивать собственный авиапарк боевых «птичек».
Действительно, тот же Boeing поставляет в Европу американские вертолёты Apache и Chinook, тяжёлые транспортники C-17, самолёты-шпионы P-8, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-7. Глава Airbus критически высказался и по поводу того, что заказы на F-35 от Lockheed Martin в Европе превосходят числом заказы на европейские Eurofighter и Rafale.
В Airbus заактивничали в поиске новых заказов. Скандал вокруг Boeing, как ни крути, им на руку. Но пока что на практике принципиально ничего не поменялось. Пассажиры пошумят и дальше будут летать на Boeing. Сегодня же American Airlines, например, сообщила о заказе 85 самолётов Boeing 737 MAX 10. Однако, одновременно с этим компания также заказывает 85 «птичек» Airbus A321neo и 90 Embraer E175. Так что в портфеле — самолёты от всех трёх крупнейших производителей в мире.
Но борьба за заказы будет продолжаться. И мыслить в «чёрно-белом» цвете (Boeing — плохой, а Airbus — хороший) было бы упрощением действительности. Мы не знаем, какие «скелеты» есть в шкафу у Airbus. Одно понятно: расходовать средства из ФНБ на выкуп самолётов Airbus или Boeing для российских нужд — очень сомнительная идея, хоть и продиктованная реальностью. Тем более, что оба концерна тратят деньги далеко не только на гражданские самолёты.