Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Рецепт любви” (2023, La passion de Dodin Bouffant): Свежесть и поэзия повседневной жизни

Оглавление

Французский режиссёр вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг (Trần Anh Hùng) сделал трогательную романтическую драму о жизни в целом, в которой есть любовь, смерть и пища, лишив сюжет глобальной интриги и конфликта (какой есть в “Дюне”, например). Но этот фильм очень хорош, как изысканный десерт “Норвежский омлет”, один из тех, которые появляются в кадре.

Мне совершенно не нравится локализованный перевод названия как “Рецепт любви”. Скорее всего, в нём скрывается смысл цитаты Святого Августина, которую Доден Буффан произнёс своей возлюбленной Эжени: “Счастье – это продолжать желать то, что тебе уже принадлежит”. Дословный перевод названия “Страсть Додена Буффана” тоже отлично отражает происходящее в этой истории – месье Буффан любил Эжени и искусство кулинарии, а особенно то, как Эжени превращала продукты в кулинарные шедевры, какой живой была кухня, когда Эжени там готовила.

месье Доден Буффан (в исполнении Бенуа Мажимель)
месье Доден Буффан (в исполнении Бенуа Мажимель)

На кинофестивале в Каннах 2023 года романтическая драма “Страсть Додена Буффана” была в двух номинациях “Лучший режиссёр” (и здесь Чан Ань Хунг победил) и претендент на Золотую пальмовую ветвь.

Семья Чан Ань Хунга переехал в Париж в 1975 году. Там он изучал искусство кинематографа в Школе Люмьер (The École nationale supérieure Louis-Lumière), а потом создал свои первые киноработы – короткометражные фильмы "Роковая Мария Нам Сюонг" (1989, La Femme Mariée de Nam Xuong) и "Камень ожидания" (1991, La pierre de l'attente). Через два года, в 1993 году, состоялась премьера его первого полнометражного художественного фильма – “Аромат зелёной папайи” (The Scent of Green Papaya).

Сюжет драмы “Страсть Додена Буффана”

Конец 19 века. Эжени (Жюльет Бинош) и месье Доден Буффан (Бенуа Мажимель) живут под одной крышей в его поместье уже двадцать лет. Она готовит для него лично и на разные мероприятия, которые устраивает Буффан.

Он влюблён в Эжени и несколько раз делал ей предложение, но она отклоняет его, считая, что они и так похожи на супругов, проводя всё время вместе в кухне и за разговорами.

Доден Буффан тем не менее не отступает от попыток надеть кольцо на палец своей независимой возлюбленной, а попутно они вместе планируют обучить юную девочку Полину искусству кулинарии, потому что она проявляет талант, а также Буффан хочет устроить ответный званый ужин для Принца, чтобы показать ему, что торжественный приём не обязательно должен быть “сложной и тяжёлой конструкцией”, он может быть лёгким, вкусным и утончённым.

Мысли и впечатления после просмотра

Чан Ань Хунг верен себе, он делает элегантные истории, он включает мелодраматический элемент как украшение, не пытаясь мелодрамой подсластить содержание или нечестным способом вызвать ненужную эмоцию.

В его драме “Страсть Додена Буффана” тесно связаны любовь и приготовление еды. Куда уж более мелодраматично можно поступить. Нет, Ань Хунг превратил историю в произведение искусства.

В повествование не включили дополнительного саундтрека в виде каких-либо классических музыкальных произведений, звуки здесь диегетические, чтобы усилить ощущение жизни, потому что в центре внимания два самых лучших удовольствия для человека – любовь и еда. Обходительный месье Доден Буффан, обожающий Эжени, и она в кухне, в своей стихии, дочь кондитера из Парижа, которая продолжила семейную линию и тоже занялась кулинарным мастерством. Вместо музыки здесь ворчание масла на раскалённой сковороде, бульканье воды, заваривающейся в наваристый бульон, звон ножа в руках, выученным движением ловко разделывающихся с куском мяса или рыбы, хруст хитина при чистке раков, стук деревянной лопатки о чугунную стенку кастрюли при помешивании жарящихся овощей. Музыка не нужна, все выше описанные звуки отлично поддерживают эстетичные движения Эжени, Буффана и их помощницы Виолетты (и совсем ещё юной Полины) по пространству кухни, это точно похоже на танец, в котором хореография идеально выверена.

Здесь красиво всё – крупные планы продуктов, методичный процесс приготовления и те, кто готовит, увлечённые этим процессом. Любовь здесь идёт очень лёгкой сквозной линией – не только человека к другому человеку, но и к своему делу. Она подразумевается, увязываясь с кухонными ритуалами. Именно интимные сцены между месье Доденом и Эжени остаются за кадром, хотя отчётливо демонстрируется намерение, намёк очевиден, каким будет продолжение, когда Доден Буффан приходит к ней в спальню, или “стучится в её дверь”, и дверь при этом для него открыта. Здесь важно то, что сам процесс приготовления, озвучивание рецепта или нюанса для правильного приготовления приравниваются к построению отношений, ухаживаниям и практически сексу.

Потофё (pot-au-feu, что переводится как “котелок на огне”) – это блюдо, которое хотел подать Буффан на обеде с Принцем. Для него нужно взять самое свежее мясо, которое только удастся найти, обязательно с лучшим соотношением жира и мяса. Птицу связывают, чтобы она не деформировалась при приготовлении. Её кладут в котелок, завязанной в материю. Если приготовить должным образом, птица не растеряет аромат, вкус будет изумительный. Чем не метафора того, с каким трудом нужно подойти к построению взаимоотношений, как угадать все слова и фразы, чтобы собеседник не развернулся, чтобы уйти навсегда, иначе говоря, чтобы общение не деформировалось. Неспроста Буффан прилагал усилия, чтобы приготовить это блюдо, он делал это снова и снова, каждый раз находя недостаток.

Пусть Эжени усомнилась в уместности этого блюда в меню торжественного мероприятия, считая, что этот рецепт слишком простой и деревенский. Но “очень французский”, парировал Буффан. Даже больше, потофё во Франции – это символ благополучной семейной жизни. Логично, что он так хотел приготовить это блюдо. Оно для него означало его дом, в котором всегда была Эжени с её элегантной красотой и ненавязчивым присутствием. Она никогда не пыталась занять место среди его гостей, считая, что её достаточно в блюдах, которая она готовит.

В том, как подробно Чан Ань Хунг прописывает присутствие счастья между Эжени и Доденом Буффаном, используя все эти звуки, на которые может никто и не обращает внимания в реальной жизни, он опять же верен сам себе. Он в своих фильмах старается привнести определённую свежесть и поэзию в повседневную жизнь. В его дебюте “Аромат зелёной папайи” он тоже также здорово работает со звуками, но посвящает их своему родному Вьетнаму. Дождь капает на керамический пол, нож касается зелёной папайи, рис словно с громким шёпотом наполняет пустую банку.

-5

Буффан на торжественном обеде в честь помолвки с Эжени сказал, что они решили объединить их судьбы с приходом осени жизни. И об “осени” (опять же не стоит воспринимать это слово в прямом смысле, здесь оно даётся в более широком понимании) он сказал очень хорошо. Осень – это мудрый сезон, также это время для гастрономии, осенние розы – самые изысканные (причём, говоря эту фразу, он указал на свою невесту), осенью на рынок привозят свежие овощи, фрукты, дичь, появляются каштаны, артишоки, груши, виноград. Где-то жара никогда не заканчивается, а в Нормандии в это время начинаются первые заморозки по ночам, световой день уменьшается – даже лучше, тем больше удовольствия приносят ужины. “Осень – то время года, когда мы радуемся и вкушаем дары природы перед наступлением зимы. Эжени чем-то похожа на осень, своими щедростью и красотой”.

Для него жизнь в его огромном поместье с Эжени, постоянным приготовлением еды, со сменой сезонов была полной, составляла единую картину. Это было его страстью.

Еда и чувство любви тесно связаны, даже существует утверждение, что готовка еды для кого-то является проявлением тёплого чувства в адрес того, кому готовят. Даже сцена с предложением тут “приготовлена” с особой тщательностью, и кольцо было подано в составе очень красивого десерта с грушей. А потом эту грушу “зарифмовали” с обнажённой Эжени, лежащей в своей кровати в ожидании Буффана.

-6
-7

В этом фильме отброшены в сторону практические вопросы жизни, хотя бы то, откуда у Додена Буффана деньги на содержание огромного поместья, зарплату прислуге и на такие роскошные продукты. На два часа это не должно никого волновать. Романтическая драма “Страсть Додена Буффана” – это напоминание о том, что в жизни есть что-то простое. Эжени, изысканная как “норвежский омлет” (omelette norvégienne), Доден, простой как “котелок на огне”, покажут это.