«Мерседес?» Никогда о них не слышал», не сказал абсолютно ни один человек, имеющий хотя бы смутное представление о существовании двигателей внутреннего сгорания. Это имя во многом является синонимом автомобиля, и не зря. В конце концов, немецкий бренд заложил основу того автомобиля, каким мы его знаем. Но откуда взялось его название.
Все начинается с австрийского политического деятеля, питающего слабость к автофургонам, острого делового чутья. Затем дело продолжается богатым британским издателем и дворянином с парой немецких инженеров, Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом. Два механически наклоненных редуктора основали компанию Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) в 1890 году. Годом ранее у Эмиля Еллинека, известного дипломата, родилась некая Мерседес Адриенн Рамона Мануэла Еллинек. К 1894 году семья Еллинеков переехала в Ниццу на Французской Ривьере, поскольку глава семьи был назначен генеральным консулом Австрийской империи. Однако его самые горячие страсти были связаны с автомобильным бизнесом, а не с мировой геополитикой.
В 1896 году Эмиль Еллинек узнал о новом автомобиле производства DMG и лично поехал в Штутгарт, чтобы посетить завод и встретиться с двумя предпринимателями. Два года спустя он стал официальным агентом DMG на Французской Ривьере. В то время одним из крупнейших автомобильных рынков в мире, уступающем только Парижу. Да, было время, когда французы были ведущими автопроизводителями в мире.
Однако Еллинеку не понравился ни стиль автомобиля, ни его слишком немецкое название. Взаимная франко-германская ненависть тогда была на высокой отметке, после войны между двумя странами начала 1870-х годов. Вместо этого он продавал автомобили под именем своей дочери «Мерседес». Любопытно, что это слово по-испански означает «милосердие» и просил DMG построить автомобиль в соответствии с его спецификациями.
Daimler согласился, и это оказалось лучшим решением, которое компания когда-либо принимала: новые автомобили были стильными, прочными и надежными. В 1901 году модель Mercedes 35 HP выиграла несколько заметных автомобильных гонок, навсегда закрепив это имя. В 1902 году DMG зарегистрировала торговую марку для всех своих будущих автомобилей. У этого соглашения об именах был один юридический аспект. Даймлер лицензировал производство своих двигателей во Франции двумя известными на тот момент отраслевыми компаниями, Panhard&Levassor и Peugeot. По иронии судьбы изобретатель и производитель автомобиля не мог использовать свое имя для собственного автомобиля из-за бюрократических связей. «Мерседес» решил все проблемы быстро и легко, без каких-либо юридических последствий.
В 1902 году DMG также выпустила Simplex, 40-сильный вариант модели 1901 года. Кроме того она начала разработку еще более совершенной версии двигателя. К концу года Mercedes-Simplex 60 HP был готов и, дебютировав, просто разгромил всех своих соперников на гоночных соревнованиях по всей Франции и Англии. Четырехцилиндровый двигатель объемом 9,25 литра имеет квадратную форму с верхними клапанами. Диаметр цилиндра и ход поршня 140 x 150 мм. Имея максимальную скорость 130 километров час, Simplex 60 HP был невероятно быстрым и быстро продаваемым среди состоятельных любителей бренда.
С 1902 по 1905 год было собрано сто два автомобиля, и до наших дней, как известно, сохранилось только пять. Один из них находится в музее Mercedes-Benz – это первый из когда-либо созданных экземпляров, который купил и использовал Эмиль Еллинек, французский представитель DMG. Еще один, первый Simplex 60, проданный в Великобритании, приобретенный другим производителем мирового масштаба. Британский издательский магнат Альфред Хармсворт, клиент, который в 1902 году заказал один из современных автомобилей Mercs. Очень влиятельный и богатый медиа-магнат, Хармсворт был также фанатичным любителем авто. Его частная коллекция была самой обширной во всей Англии, включая первый автомобиль Mercedes, проданный в Великобритании, Simplex мощностью 40 л.с. 1901 года. Поэтому неудивительно, что последняя модель завода Даймлера нашла дом в гараже Хармсворта.
Но история о его Simplex 60 только началась. Мужчина купил машину в 1902 году и хранил ее до своей смерти два десятилетия спустя. Его 12-летний сын унаследовал машину и передал ее одному из своих потомков примерно 65 лет спустя. С 1987 по 2024 год у автомобиля было еще два владельца.
Давайте посчитаем. Каждый пятый очень ранний автомобиль Mercedes оставался в одной семье в течение 121 года. Почти половину своей жизни он провел в музее в Англии, но никогда никому не продавался. 1 марта 2024 года он стал самым дорогим старинным автомобилем, до 1930 года, когда-либо проданным на аукционе, после того как на мероприятии на острове Амелия за него было отдано 11 миллионов долларов. Предыдущий рекорд принадлежал Hispano-Suiza H6C ‘Tulipwood’ Torpedo 1924 года выпуска за 9 245 000 долларов и был установлен в 2022 году.