Перед началом поблагодарю Дмитрия Владимировича, постоянного читателя, который поддержал загруженного автора в процессе написания статьи. Почувствовал, что не зря тут расписываю и устраиваю баталии.
Да, поговорим опять, как «там всё плохо». Да нет, конечно, нет никакой радости от того, что там происходит. Гражданская авиация международная. А те ограничения, которые сейчас устанавливаются – удар ниже пояса, так как гражданская авиация не имеет отношения к военным действиям и перевозит обычных людей, не имеющих отношения к военным действиям. Ну и вообще, санкции принимает только Совбез ООН. Но на правила сейчас все забили, никакого международного права нет. Взывать к нему бессмысленно.
Тем не менее, монополии не должно быть. Монополия ведёт к деградации. Один Эрбас, один ОАК, один Боинг или один СОМАС приведут авиацию в тупик. Копеечная разница в расходе топлива приводит к намного более высоким лизинговым платежам за более дорогой лайнер. А в некоторых случаях эта зацикленность на расходе топлива приводит к остановкам парка и банкротству авиакомпаний из-за несовершенства двигателя.
Вот на мой взгляд, А-320 и Боинг-737-800 – предел возможностей и эффективности по имеющейся схеме. Двигатель CFM56 лучший по надёжности и стоимости. В попытках повышения заработка лучшие и сбалансированные схемы стали модернизировать путём ремоторизации на менее надёжные двигатели с иной аэродинамикой и характеристиками. Это привело к текущему дисбалансу всего производимого узкофюзеляжного парка. С одной стороны Максы, растерявшие всё качество, с другой – Эрбас, заземливший треть парка с Праттами, которые навязывались более активно.
Боинг больше не синоним слова «качество», а 737-ую модель больше не воспринимают, как надёжную и простую, как «трактор». А новых разработок нет. Эрбас робко заявляет. Что при финансовой поддержке ЕС готов подумать про более экологичную модель в будущем, возможно, на водороде. То есть, плана развития нет. Нет его и у Боинга.
А конкурентов нет. СОМАС, как и ОАК – локальные игроки, которые пока не в состоянии насытить и собственные рынки. Эмбраер повязан теми же проблемами с Праттами, да и выпускает самолёты, в том же количестве, что и мы когда-то Суперджеты. Бомбардье, как авиационный игрок, перестал существовать.
Вот Юнайтед заявил, что отказывается от модели МАХ 10, но Боингу это мало интересно. Куда пойти – А-321XLR уже четыре года беспросветно так же завяз в сертификации. Только совсем отказываться от ниши узкофюзеляжных дальнемагистральников.
Генеральный директор Юнайтеда Скотт Кирби высказался, что из-за продолжающихся проблем у Боинга авиакомпании придется рассматривать будущие планы без MAX 10, который еще не сертифицирован. Кирби не заявил прямо, отменит ли Юнайтед весь свой заказ на MAX 10 из 277 самолётов, но указал на необходимость планировать непредсказуемое будущее и искать альтернативы. Авиакомпания опубликовала свой подробный ежегодный отчёт о ее финансовых результатах. В отчёте говорится, что Юнайтед начал планировать расширение своего флота без типа MAX 10. В отдельном разделе отчёта изложены ожидаемые поставки самолётов и количество, сколько компания ожидает получить в ближайшие годы. Согласно контракту с Боингом, Юнайтед должен был получить 80 самолетов 737 MAX 10 уже в 2024 году, но теперь вообще ничего не ожидает.
В общем, должны были в этом году, но всё сместилось на неопределённый срок. А это просто удлинённая модификация производящегося Макса, сделанного на основе проверенного годами 60-летнего планера. Понятно, что Боинг производит сотни самолётов в год. Но в будущем внятного ничего. Хотя есть рынок, который никуда не сбежит и будет покупать, что дают, как советский Аэрофлот когда-то. Конкуренции нет, производителей нет, у конкурента проблемы другие, но не менее серьёзные. В Эрбасе нет проблем со сборкой, как у Боинга, да и с качеством претензий намного меньше. Так, краска слезла у Катара, Эрбас признал и отремонтировал.
Курс на экономию топлива пока что заключается в регулярной замене двигателей на текущих отличных планерах без изменений их самих. Ну кроме масштабирования. А двигатели получаются за счёт увеличения диаметра вентилятора и регулирования передачи от ТНД к вентилятору. Используются редукторы (Пратты) и гипертрофированные турбины (Липы). У каждой схемы кроме плюс в виде экономии появляются минусы в виде надежности. Да и не такая экономия, чтобы прям стоила того. Потому для простого пассажира эта экономия не ощущается в виде снижения тарифов. Да даже их стабилизации.
FAA заявило, что дает Боингу 90 дней на разработку плана по устранению проблем с качеством и соблюдению стандартов безопасности при строительстве самолётов. Как сообщило FAA, ультиматум был выдвинут высшим должностным лицам Боинга руководителем агентства Маком Уитакером после обсуждения вопросов безопасности в штаб-квартире FAA. Уитакер сообщил, что ожидает от Боинга “комплексный план действий для решения системных проблем контроля качества”. «Боинг должен взять на себя обязательства по реальным и глубоким улучшениям. Для фундаментальных изменений потребуются постоянные усилия со стороны руководства Боинга, и мы собираемся привлечь их к ответственности на каждом этапе пути», — заявил администратор Майк Уитакер. В свою очередь глава Боинга Дэвид Кэлхун заявил: «У нас есть четкое представление о том, что необходимо сделать» благодаря компаниям и независимым заключениям. Боинг разработает комплексный план действий с измеримыми критериями, который продемонстрирует глубокие изменения, которых требуют администратор Уитакер и FAA».
Где-то я это видел. Точно, КАЗ примерно то же самое говорил в оправдание, почему ничего толком не сделано. Ну и ультиматум тоже получил, правда, как и в случае с FAA – без уточнения, что будет, если не будет. Ну у Мантурова побольше рычагов воздействия. Да и ситуация сложнее. Одно дело КАЗу (как филиалу Туполева) начать с нуля, импортозаместить. В случае с Боингом задача – не потерять что есть.
Гражданская авиация нуждается в новых проектах и концептах. А то на текущий момент она уперлась в тупик – двухмоторный низкоплан с турбовентиляторными двигателями. А может был бы смысл двигатели перенести снова в хвост, где больше пространства для вентилятора. Можно было бы вспомнить концепт НК-93 или вообще Д-27. Может быть нужны в большом количестве электродвигатели на крыле, а электричество вырабатывать будет 1-2 газовых турбины, расположенные в фюзеляже. Как будет выглядеть беспилотный пассажирский самолёт? Этими вопросами и должны, по идее, заниматься лидеры. А не о том, как сертифицировать самолёт с трескающимся кожухом или топливным баком в багажнике, который заморозит ноги пассажиров.
А насчёт местных линий, то хорошо бы сделать не экономичный, а дешёвый и надёжный массовый самолёт. Однако, это снизит выручку, поэтому производители об этом не думают. Хотя есть же перевозчики лоукостеры, неплохо было бы ещё и придумать недорогие самолёты. Интересно, если бы продолжился сейчас выпуск 737-800 параллельно с Максом, то были бы ещё на Макс заказчики, если бы 737-800 производился как раньше – без сбоев и скандалов?
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/409241.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/