Осенью 2025 года, вездеходостроительная отрасль России отметит неофициальный юбилей – 10 лет, с момента первого показа «Шерп» на выставке Moscow Off-Road Show 2015. Важность события не столько в том, что «железная» модель «Шерп» была первым заводским аппаратом, сколько «переломом» шаблона – вездеход может выглядеть красиво, быть комфортным, и стоить дорого. «Шерп» дал тот самый импульс, благодаря которому сегодня только одних бортоповоротных вездеходов в России производят три десятка компаний.
Конечно, и до 2015 года строили вездеходы с самой разной колесной формулой – и 4х4, и 6х6, и даже 8х8, но все они были своего рода продвинутыми самоделками, призванными удовлетворить желания охотников, рыбаков и разного рода экстремалов-путешественников.
Мало кто думал, проектировал и строил промышленный вездеход под работу в индустриальном сегменте, заточенный на выполнение специфических работ, а не универсальную «игрушку» для отдыха.
Ощутимая разница между вездеходом для развлечения и вездеходом для работы присутствует и сегодня. Ведь хотеть продавать нефтяникам и газовикам, и действительно иметь специальный продукт, это две большие разницы, и между ними - внушительный список вопросов.
Увидеть, значит поверить.
Увидеть ту самую разницу между вездеходом для отдыха, и специальным аппаратом для работы, проще всего на вездеходе «Архант-10». Эта утилитарная техника из Санкт-Петербурга специально «заточена» под индустриальный сегмент. Под внешне консервативными формами и довольно простой конструкцией, скрывается далеко непростая история.
Мало вездеходов, чей потенциал нуждается в раскрытии. Как в музыке есть 7 нот, и бесчисленное количество вариаций, где встречается и Людвиг ван Бетховен – «Fur Elise», и «Смуглянка» – Анатолия Новикова, и «Smoke on the Water» – Deep Purple, так благодаря фирменному узлу сочленения «десятки» у этого вездехода удивительное количество «манипуляций» секциями, способствующих выходу из сложнейших внедорожных условий.
Заводские испытатели утверждают, что спустя годы регулярных тестов, периодически всплывают новые алгоритмы управления, удивляющие своей эффективностью, и ломающие стереотипы.
Базовый аспект любого вездехода – проходимость.
Традиционно мы оцениваем ее по 5 параметрам – диаметру шин, ширине профиля, величине дорожного просвета, длине колесной базы, и снаряженной массе в контексте водоизмещения шин. Это неплохо, но что, если вездеход застрял? Есть ли в его конструкции нечто, позволяющее выбраться из засады, помимо лебедки?
Да, любой двухсекционный вездеход (сочлененный), посредством «перелома» в горизонтальной плоскости, будет иметь преимущество перед цельнорамным аппаратом. И на серьезном бездорожье манипуляция секциями позволяет достичь определённого эффекта. Но данный прием является лишь малой частью того, что дает узел перелома «Архант-10».
Трехосный узел перелома.
Не секрет для специалистов, что у «Архант-10» помимо горизонтального перелома есть возможность принудительного «складывания» еще в двух системах координат (вертикальной и продольной), что позволяет «десятке» буквально «извлекать» саму себя из колеи, и «переставлять» на предпочтительный грунт. Как это работает?
Пара верхних гидроцилиндров узла сочленения поднимает внешние края передней и задней секции в воздух, оставляя «десятку» стоять в колее на двух задних колёсах передней, и двух передних колесах задней секции, вывешивая в воздухе остальные три пары колес, типа латинской буквы V. Это маневр раз.
На счет два, пилот поворачивает штурвал в сторону благоприятную для перестановки, при этом секции скручиваются относительно друг друга, смещая вывешенные в воздухе колеса над нетронутым ковром болота, например.
На счет три, секции складываются в вертикальной плоскости, опуская крайние колеса обоих секций на грунт, и поднимая среднюю часть, на манер «домика». После чего пилот переносит складыванием секций в горизонтальной плоскости «середину» вездехода.
Так, за счет трех манипуляций штурвалом, мы можем «достать» вездеход и «переставить» на 2 метра от прежней траектории движения. Хотите сместить его дальше? Вы знаете, что надо делать.
Этот технический эксклюзив складывания «Архант-10» - не надуманная история, а необходимость, которая позволяет решать широкий круг внедорожных ситуаций.
Взять, к примеру, глубокий и рыхлый снег. На «Архант-10» нет необходимости силового «пробивания» путика, которое грешит повышенной нагрузкой на трансмиссию и высоким расходом топлива. Мы просто приподнимаем переднюю секцию, плавно опускаем ее на свежий снег, аккуратно уплотняя его, после чего продвигаемся вперёд, и заново повторяем маневр. Никаких ударных или силовых нагрузок. Никакого застревания и потери времени.
Тот же узел сочленения позволяет без какого-либо напряжения переходить широкие рвы, брать уступы, крутые подъемы, и экстремальные спуски. Когда копируешь рельеф, или упреждая его прижиманием или забрасыванием одной из секций, возможности становятся много шире.
Даже казалось такой бытовой вопрос как погрузка или выгрузка вездехода в фуру, «Архант-10» решает по-своему элегантно. Он самостоятельно заезжает на прицеп, и самостоятельно съезжает, не требуя ни аппарелей, ни погрузочных приспособлений. Поднял переднюю секцию, подтянулся, и следом затащил заднюю. Выезд - в обратной последовательности.
Можно возразить, зачем? Почему вездеход должен быть беспомощным на погрузке, и на выгрузке, ведь данные манипуляции, это всего лишь вариация природного триала на сложном рельефе.
Вездеход для промышленной эксплуатации должен обладать не только хорошей проходимостью, но и высокой надежностью, которая происходит не только от грамотного конструктива, но и от качества сборки, материалов, культуры производства.
Может ли маленькая мастерская частника выдать такой продукт? Один, да, но это будет долго, дорого, сложно. А серия и вовсе не получится. Эксплуатанту, который закупает парк вездеходов, нужна и технологичность конструкции, и высокая ремонтопригодность, и 100% повторяемость узлов, решений, материалов. Бизнес не может позволить себе самоделки.
Ресурсные испытания.
У малого и среднего бизнеса, которые по сути являются основными производителями вездеходной техники, нет финансовой возможности в проведении длительных ресурсных испытаний. Они вынуждены оперативно строить, и также оперативно продавать, минимизируя временные разрывы финансовых поступлений. Истории, когда производитель может себе позволить пару сезонов обкатывать новую модель, можно пересчитать по пальцам. И «Архант-10» одна из них.
Во время экспедиции «На Восток» в 2017 году прототип «10-ки» за 6 месяцев прошел сложнейший маршрут длинной 9700 км. И на сегодняшний день российский вездеход «Архант-10» имеет 6 лет наката! Это серьезный аргумент.
«Архант-10» не корректно сравнивать с одноклассниками, по той причине, что их нет. Есть многоосные большие цельнорамные вездеходы 6х6, 8х8, есть сочлененные машины 8х8 и 10х10, но у них нет тех главных фишек «десятки», которые обеспечивают ее проходимость, маневренность, управляемость и универсальность.
Тот факт, что «Архант» строит «десятку» в базовой версии с грузовой платформой тоже продиктован индустриальным прагматизмом. Когда конкуренты заинтересованы в продаже максимально дорогой экспедиционно-пассажирской версии, Питерский завод держит наготове «голую» платформу, чтобы оперативно сдать заказчику вездеход на 100% построенный под его нужды.
Заводчане называют заднюю секцию «мультифункциональным шасси» и это не спроста, потому как его конструктив позволяет надстроить широкий спектр модулей и оборудования.
Секрет универсальности - в сверхнизкой компоновке трансмиссии, благодаря чему у «десятки» даже с высоким жилым модулем хорошая устойчивость как на сложном рельефе, так и на плаву.
10 колес, водоизмещением 850 литров каждое, вкупе с двумя герметичными секциями-лодками, все это гарантирует уверенные мореходные качества. А тот факт, что на воде вездеход поворачивает не притормаживанием борта, а изменением угла между секциями, позволяет ему не терять ход и иметь хорошую скорость на плаву за счет протекторов шин.
Сейчас «Архант-10» предлагает 10 базовых модификаций - это жилой модуль, пассажирский модуль-вахтовка, грузовая платформа с КМУ, платформа с буровой установкой, кабелеукладчик, топливозаправщик, трубовоз, медицинский модуль, КШМ. Завод может исполнить любую модификацию, под задачи Заказчика. И, конечно, еще не раз удивит рынок новаторскими решениями.