Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ: ночные истребители Люфтваффе (1940-1945 гг.)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Вторая мировая война уже вскоре после ее начала приобрела черты войны тотальной, в которой массово уничтожались не только войска противника, но и гражданское население. Уже весной 1940 г. и немцы, и англичане приступили к бомбардировкам городов противника, стремясь таким образом подавить моральный дух его населения. Причем в основном такие бомбежки осуществлялись по ночам – в темноте бомбардировщикам было намного легче прорваться через истребительные заслоны врага. А после победы в воздушной «Битве за Англию» британцы начали переходить от разрозненных налетов на случайные объекты к планомерному уничтожению крупных промышленных центров Германии. Этим они стремились добиться сокращения немецкого производства путем бомбежек жилых кварталов городов, в основном населенных рабочими (британским командованием было запланировано уничтожение 43-х германских городов с общим населением в 15 млн. человек). Нарастающая массовость ночных налетов RAF заставила немцев начать формирование подразделений ночных перехватчиков, оснащавшихся истребителями, поспешно переделанными из двухмоторных самолетов Bf.110, Do-217 и Ju.88…

Ночной двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf.110G

-2

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный истребитель-моноплан с двухкилевым оперением, убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство: 1938–1945 гг. Первоначально Bf.110 представлял собой тяжелый дневной истребитель, но в ходе войны он фактически превратился в многоцелевой самолет. Всего изготовлено 6.162 Bf.110; из них в варианте ночного истребителя-перехватчика - 2.240 самолетов. Серийное производство в виде «ночника»: с инфракрасным индикатором – в 1940-1941 гг.; с РЛС - с декабря 1941 по февраль 1945 гг. Наиболее многочисленной ночной модификацией «стодесятки» была версия Bf.110G, выпускавшаяся в комплекте с РЛС с января 1943 г.

ТТХ версии Bf.110G-4 (ночной истребитель):

Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.605В-1 (по 1.475 л.с. каждый). Максимальная скорость: 540-550 км/ч (в зависимости от моделей РЛС с разными антеннами); потолок: 11.000 м; дальность: 900 км (с подвесными баками 2.100 км). Вес пустого 5.100 кг; вес взлетный: 9.400 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки, 4х7,92-мм пулемета вперед, 2х7,92-мм (спарка) назад. Часть самолетов дополнительно оборудовалась 2х20-мм пушками, направленными вверх (система «шраге мюзик»). Экипаж 3 человека. Средства обнаружения противника в темноте: бортовые РЛС от FuG-202 до FuG-220.

-3

Боевые качества:

Как дневной истребитель тяжелый «двухмоторник» Messerschmitt Bf.110 к 1941 г. уже практически не годился: одномоторным истребителям противника он безнадежно уступал и в маневренности, и в скорости. Тем не менее, Bf.110 был прост в управлении и доступен летчику даже низкой квалификации; он обладал хорошей живучестью и высокой огневой мощью. Поэтому от самолета не отказались, а просто его «переквалифицировали» в истребитель бомбардировщик и в ночной перехватчик.

Первые ночные Bf.110 в 1940-1941 оснащались инфракрасными индикаторами, на практике оказавшиеся малоэффективными; поэтому с весны 1942 предназначенные для ночных перехватов «стодесятки» стали оборудовать радиолокаторами FuG.202, с января 1943 – более надежными FuG.212, а с лета 1943 – эффективными FuG.220. С 1944 часть ночных Bf.110 для стрельбы «в брюхо» бомбардировщиков дополнительно получила систему «шраге мюзик» - 2х20-мм пушки в направленной вверх наклонной установке (при этом оборонительное вооружение в кабине стрелка снималось).

-4

Правда, дальность полета Bf.110, высокая по сравнению с одномоторными истребителями, для барражирования в небе в течение всей ночи оказалась недостаточной. Она обеспечивала только оборону территории Рейха и не годилась для наступательных действий - перехвата вражеских самолетов еще над британскими авиабазами.

Боевое применение:

В 1941-1943 гг. Messerschmitt Bf.110 являлся основным ночным истребителем Люфтваффе; с получением радиолокатора боевая эффективность «стодесятки» как ночного перехватчика оказалась достаточно высокой. Однако ввиду своей малой дальности полета Bf.110 мог действовать только над территорией Германии, да и то не всю ночь. Практически запас топлива на «стодесятке» позволял ей отразить лишь первую волну вражеских бомбардировщиков, после чего самолету требовалась дозаправка (подвесные баки мало помогали – ведь их приходилось сбрасывать при первой же атаке на противника). Из-за этого в течение 1943 г. самолеты Bf.110 в ночных авиачастях были значительно потеснены тяжелыми «ночниками» Ju.88, способными более длительное время находиться в воздухе.

Ночные двухмоторные истребители Dornier Do.17Z - Do.217

-5

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Производился в вариантах бомбардировщика, разведчика и ночного истребителя. Серийное производство ночных истребителей началось в середине 1940 и продолжалось до декабря 1943 г. Общий выпуск ночных истребителей этой фирмы составил 394 самолета: 10 Do.17Z, 20 Do.215В, 130 Do.217J и 234 Do.217N.

ТТХ Dornier Do.215В (с декабря 1940 г.):

Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.601Аа (по 1.100 л.с. каждый). Максимальная скорость: 460 км/ч (при наличии «Spanner-II»); потолок: 9.000 м; дальность: 2.400 км. Вес пустого 5.780 кг; вес взлетный: 8.800 кг. Вооружение: 2х20 мм пушки MG-FF, 4х7,92-мм пулемета MG.17; 2х7,92-мм пулемета назад. Экипаж 3 человека (машины с РЛС – 4 человека). Средства обнаружения противника в темноте: инфракрасный прибор «Spanner-II», позднее – бортовая РЛС FuG-202 Lichtenstein B/C (антенны снизили скорость до 430 км/ч).

ТТХ Dornier Do.217J (с весны 1942 г.):

двигатели 2 BMW-801ML воздушного охлаждения, мощностью по 1.580 л.с. Скорость: без РЛС 487 км/ч (с антеннами РЛС - 457 км/ч). Дальность: 2.300 км; с дополнительным баком – 2.800 км. Вооружение: 4х20 мм пушки MG-FF, 4х7,92-мм пулемета MG.17; 2х13,2-мм пулемета назад. Бомбы 400 кг. Экипаж 4 человека. Средства обнаружения противника в темноте: на J-1 инфракрасный прибор «Spanner-II», на J-2бортовая РЛС FuG-202 Lichtenstein B/C.

-6

ТТХ Dornier Do.217N (с весны 1943 г.):

двигатели 2 DB.603A жидкостного охлаждения, мощностью по 1.750 л.с. Скорость: с антеннами РЛС 515 км/ч. Дальность: 2.140 км; с дополнительным баком – 2.480 км. Вооружение: 4х20 мм пушки MG.151, 4х7,92-мм пулемета MG.17 + часть машин получила еще 4х20-мм MG-FF вверх - система «Шраге мюзик» (снижала скорость до 498 км/ч). Экипаж 4 человека. Средства обнаружения противника в темноте: бортовая РЛС FuG-202 Lichtenstein B/C.

Модификации и боевые качества:

Скорость первых Do.17Z-10, невысокая даже в варианте бомбардировщика, при переделке в ночной истребитель еще больше снизились из-за новой носовой части, создавшей дополнительное сопротивление. Тем не менее, первые «ночники» Дорнье участвовали в ночных перехватах почти полтора года - только благодаря тому, что заранее занимали позиции на путях противника в точке, заранее определенной операторами наземной РЛС, и указанной пилоту перехватчика по радио. Правда, и при этом перехваты оснащенных «Spanner’ами» Do.17Z-10 и Do.215В оставались чистой случайностью, и удачи бывали крайне редкими. После замены летом 1941 на части Do.215В инфракрасных детекторов радиолокационными станциями, эти самолеты смогли перейти и к самостоятельному поиску, что обеспечило их более высокую эффективность.

-7

Но уже после этого, весной 1942, фирма выпустила 35 более скоростных Do.217J-1 (переделка бомбардировщиков Do.217Е-2), вновь оснащенных инфракрасными приборами, которые к тому времени уже стали «вчерашним днем», и впоследствии эти машины переоснастили радиолокационными станциями. А изначально поголовной установке РЛС FuG-202 Lichtenstein B/C подвергались только самолеты Do.217J-2 (переделка бомбардировщиков Do.217Е-2), и Do.217N (переделка бомбардировщиков Do.217М) – обе версии с весны 1943 г. Тем не менее, к началу 1944 г. тихоходные и маломаневренные Do.217J и Do.217N тоже перестали удовлетворять летчиков, и их начали постепенно выводить из состава ночных эскадр; завершив перевооружение подразделений на другую технику к концу года (Do.17Z и Do.215 «сошли со сцены» еще раньше).

Боевое применение:

Первая эскадрилья Do.17Z-10 участвовала в ночных перехватах с сентября 1940 г. К маю 1942 немцы располагали уже четырьмя эскадрами ночных перехватчиков, в которых числилось 11 полков. Основная часть ночников Дорнье воевала на Западе, обороняя Германию; но одна Группе (/NJG-100, вооруженная 16-ю Ju.88С и 16-ю Do.217J/N) воевала на советско-германском фронте. Их целью были блокировка советских аэродромов ночных бомбардировщиков и борьба с крайне досаждавшими немцам легкими «небесными тихоходами» У-2. К 1944 г. «ночники» Дорнье стали считаться устаревшими, и постепенно были заменены самолетами других фирм.

Ночной двухмоторный истребитель Junkers Ju.88C/G

-8

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Истребительная версия многоцелевого самолета, изначально создававшегося, как бомбардировщик. Серийное производство в версии тяжелого истребителя: 1940 – 1945 гг. Всего изготовлено 15.100 самолетов Ju.88; из них в вариантах ночных истребителей не менее 4.000 экземпляров (расклад численности по модификациям сделать невозможно – в разных книгах приводятся кардинально различные цифры).

ТТХ Ju.88C-6b:

Двигатели: 2 Jumo.211J-1 (по 1.400 л.с. каждый). Максимальная скорость: 488 км/ч; потолок: 9.900 м; дальность: 1.980 км. Вес пустого 9.069 кг, взлетный — 11.450 кг. Вооружение: 3х20-мм пушки MG.151 и 3х7,92-мм пулемета MG.17 вперед; 3-4х7,92-мм или 2х13-мм пулемета назад; + (на некоторых) 1-2х20-мм пушки MG.151 в установке «шраге мюзик» (стрельба вверх). Экипаж 3 человека. Средства обнаружения противника в темноте: бортовая РЛС FuG-212 Lichtenstein C-1.

ТТХ Ju.88G-1:

Двигатели: 2 BMW.801D-2 (по 1.700 л.с. каждый). Максимальная скорость: 540 км/ч; потолок: 9.400 м; дальность: 2.800 км. Вес пустого ? кг, взлетный — 12.100 кг. Вооружение: 6х20-мм пушек MG.151 вперед; 1х13-мм пулемет MG.131 назад; + (на некоторых) 2х20-мм пушки MG.151 в установке «шраге мюзик» (стрельба вверх). Экипаж 4 человека. Средства обнаружения противника в темноте: бортовая РЛС FuG-220 Lichtenstein SN-2.

-9

Модификации и боевые качества:

Самолет был достаточно хорошо защищен броней от атак сзади (бронестекло кабины + бронеспинка и бронезаголовник кресла пилота + бронеплиты мест стрелков) и имел протектированные баки. Однако двигатели не имели вообще никакой защиты от обстрела. Для бывшего бомбардировщика Ju.88 был удивительно маневренной машиной, легкой в управлении. Хотя при одном работающем двигателе управлять машиной становилось трудно, опытные пилоты могли вести самолет и на одном моторе.

Задуманный как тяжелый «наступательный» истребитель дневного применения, Ju.88С в итоге стал лучшим немецким ночным перехватчиком – «оборонительным» самолетом. На завершающем этапе войны он оттеснил далеко на задний план своего предшественника - Bf.110, а новый «ночник» Не.219 по разным причинам так и не смог составить ему конкуренцию.

-10

Боевое применение:

Хотя на базе первых истребительных версий Ju.88 формирование немецких подразделений ночных перехватчиков началось еще в 1940 г., полноценно в ночном небе они стали действовать только в 1943, когда эти самолеты получили радары, позволившие им наконец-то находить бомбардировщики противника в ночной темноте. Долгое отсутствие РЛС на самолетах являлось причиной того, что в течение 1942 г. немцы имели всего две Группе (полка) ночных перехватчиков Ju.88, к тому же до начала 1943 г. занимавшихся не противовоздушной обороной Германии, а… штурмовками британских наземных войск в Средиземноморье и Африке! Но с появлением на Юнкерсах радаров процесс формирования частей ПВО ускорился: к концу 1943 в Люфтваффе насчитывалось уже 6 Группе «ночников» Ju.88, а к весне 1944 – 9 таких полков. К январю 1945 Ju.88 стал самым массовым ночным истребителем Германии – на нем воевали уже 13 полков «ночников», и еще 7 ночных Группе были вооружены этими самолетами частично. Действия перехватчиков Ju.88 отличались высокой эффективностью, в последние месяцы войны значительно снизившейся по причине постоянной нехватки топлива.

Ночной двухмоторный истребитель Heinkel He.219 «Uhu»

-11

Конструкция, производство:

Heinkel He.219 «Uhu» («Сова») - цельнометаллический двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Строился с весны, серийно – с лета 1943 по весну 1945 гг.; всего произведено 268 истребителей Не.219.

ТТХ Не.219А-0 (предсерийная партия, с весны 1943 г.):

Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.603А (по 1.750 л.с. каждый). Максимальная скорость: 610 км/ч; потолок: ? м; дальность: 2.300 км. Вес пустого 9.040 кг, взлетный — 11.650 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки MG.151 в корне крыла, 2х30-мм пушки в нижнем обтекателе, +1х13-мм пулемет назад; + (на некоторых) 2х30-мм пушки MK.108 в установке «шраге мюзик» (стрельба вверх). Экипаж 2 человека. Средства обнаружения противника в темноте: бортовая РЛС FuG-212 Lichtenstein C-1.

ТТХ Не.219А-7/R1 (самая массовая версия, с начала 1944 г):

Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.603G (по 1.900 л.с. каждый). Максимальная скорость: 665 км/ч; потолок: 12.700 м; дальность: 2.000 км. Вес пустого 11.210 кг, взлетный — 15.300 кг. Вооружение: 2х30-мм пушки MK.108 в корне крыла, 2х20-мм пушки MG.151 и 2х30-мм пушки MK.108 в нижнем обтекателе, + 2х30-мм пушки MK.108 в установке «шраге мюзик» (стрельба вверх). Экипаж 2 человека. Средства обнаружения противника в темноте: бортовая РЛС FuG-220 Lichtenstein SN-2.

-12

Особенности разработки:

Ночной перехватчик Хейнкель «Сова» показал себя одним из самых эффективных самолетов Второй мировой войны. Но особенности его судьбы не позволили Не.219 проявить свой потенциал полностью, и сыграть решающую роль в ночных сражениях в небе Германии.

Не.219 явился развитием проекта высотного разведчика «1060», начатого еще летом 1940 г. Но тогда проект был отклонен Министерством авиации, и фирма приступила к его переработке в ночной перехватчик лишь с усилением ночных налетов английский бомбардировщиков на Германию. Оказалось, что конструкторы «Хейнкеля» создали действительно передовой для 1940 г. проект, включавший такие новшества, как герметичная кабина экипажа, носовое колесо и дистанционно-управляемое оборонительное вооружение. Именно это и стало тогда причиной отказа от проекта Министерством авиации, посчитавшего его слишком рискованным. Но в новых условиях технические решения отклоненного ранее проекта оказались как нельзя кстати. И их потенциал в январе 1942 г. привел к немедленному заказу от Технического департамента на создание на этой базе специализированного ночного истребителя. Было заказано 1.200 таких самолетов; правда, из-за загруженности авиапромышленности другими заказами за 1943 - 1945 гг. удалось изготовить только 268 истребителей Не.219. Кроме того, торможению производства «Сов» активно содействовал Генеральный инспектор Люфтваффе фельдмаршал Э.Мильх, являвшийся сторонником массового выпуска ночного перехватчика Ju.88.

Боевые качества:

Летные данные Не.219 за исключением некоторой продольной и поперечной неустойчивости были весьма удовлетворительными. Носовое колесо, вызывавшее большие сомнения Технического департамента, произвело особенно хорошее впечатление на пилотов, отмечавших отличные взлет и посадку. А машины выпуска 1944 г., получившие моторы DB.603G, имели такой избыток мощности, что (случалось) даже с полной нагрузкой при отказе двигателя на взлете, взлетали на одном моторе.

-13

Двухместная кабина экипажа находилась в носовой части фюзеляжа, обеспечивая пилотам отличный обзор во все стороны (ведь изначально самолет проектировался как разведчик). Однако такое расположение кабины практически полностью исключало аварийное покидание самолета в полете – ведь сразу за кабиной находились плоскости вращения винтов. Поэтому для обеспечения спасения экипажа в аварийной ситуации фирмой «Хейнкель» были разработаны и впервые в мире реализованы на боевом самолете катапультируемые сиденья.

Для обнаружения в ночной темноте бомбардировщика противника на все Не.219 устанавливался радиолокатор – на первых FuG.212 «Лихтенштейн» С-1, а на последующих – более совершенный FuG.220 «Лихтенштейн» SN-2. Кроме того все Не.219 комплектовались аппаратурой предупреждения об обнаружении перехватчика радиолокатором вражеского самолета, а так же радиосвязью и навигационными приборами для выполнения полетов ночью.

Самолет выделялся отличной мощью огня даже при установке пушек только минимального калибра. На «Совах» имелось от 6 до 8 пушек калибра 20-мм и 30-мм (в разных сочетаниях - даже на машинах одной модификации). Экипаж, двигатели и боезапас были хорошо бронированы.

Не.219А был прост в техническом обслуживании - в нем изначально был предусмотрен легкий доступ ко всем агрегатам. Поэтому даже крупные узлы часто заменялись в полевых подразделениях технического обслуживания.

-14

Боевое применение:

В апреле 1943 первые предсерийные образцы Не.219А-0, направленные для фронтовых испытаний, всего за шесть ночных перехватов сбили 20 английских бомбардировщиков! При этом 6 из них оказались «Москито» - самолеты, до этого почти неуязвимые для немецких перехватчиков из-за их высокой скорости полета. А в ночь на 11 июня 1943 г. майор Штрайб на Не.219А-0 сбил подряд пять четырехмоторных бомбардировщиков «Ланкастер». Неудивительно, что после таких успехов истребитель Не.219 спешно запустили в серийное производство. Но оно благодаря загруженности германского авиапрома другими заказами и упрямому противодействию фельдмаршала Мильха «вылилось» во всего две с половиной сотни изготовленных машин. Поставки «Сов» шли практически исключительно в I/NJG-1 - она была единственной Группе, вооруженной Не.219.

Если кого-то интересуют подробности развития бортовых РЛС германских «ночников», то по этой теме мною опубликованы две статьи:

«Глаза» ночных ястребов Люфтваффе(01)

«Глаза» ночных ястребов Люфтваффе (02)

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.