В галерее (см. ниже) на первом фото представлены предметы, расписанные Л.И. Григорьевой начале "семидесятых" в тематике "Старого парка". У них чуть разные названия, но эстетика очень близка. У художников-декораторов (не только у Л.И. Григорьевой!) имеется характерная черта: художник берёт один, лично ему понравившийся рисунок или сюжет, и вставляет его в разные декоры. Такой у Григорьевой была тема "Старого парка", или рисунка бабочки, которая годами "порхала" у неё из сервиза в сервиз.
В галерее ниже представлены предметы комплекта посуды "Апрель". 1970. По датировке, если ориентироваться на принятые нормы, данный сервиз к "семидесятым" годам не относится (несмотря на "семёрку" в дате), это последний год 1960-х. Но уже было говорено-переговорено, что "шестидесятые", с точки зрения эстетики (если под "шестидесятыми" подразумевать эстетику МИНИМАЛИЗМА), в СССР наступили гораздо раньше собственно 1960-х годов (где-то начиная с 1956-го), да и закончились раньше (к 1967-му году), тогда как в Европе МИНИМАЛИЗМ "догулял" как раз до 1970-х, до расцвета движения хиппи и музыки Вудстока, когда вся эта история, щедро замешанная на химии, перекинулось с США на Европу. "Дети цветов" устали от функциональности и рационализма - им захотелось карнавальной мишуры, кислотных красок и кислотных мыслей. Идеологи в СССР, не очень хорошо представляя "лекарственную" подноготную движения, в целом были к нему лояльны, и даже где-то потакали, а в декоре - и ориентировались на новую Западную моду, в основном, из-за "вшитых" в неё идей ПАЦИФИЗМА. Вот такое карнавальное разноцветье с блеском золота выдали в 1970-м году скульптор Э.М. Криммер и художник по росписи Л.И. Григорьева. Комплект посуды называется "Апрель" (напоминаю: 22 апреля 1870-го года родился В.И. Ленин). При всём том стилистически роспись близка к росписи "Золотой ромашки" и нескольких иных композиций второй половины 1960-х годов: цветовые пятна и ручная фоновая штриховка закорючками.
Ещё один сервиз 1970-го года, по эстетике стоящий двумя ногами в "семидесятых" - "Розы" на форме "Ладога" (автор - С.Е. Яковлева). Яркая ручная роспись с использованием широкого мазка соединена с мелкой штриховкой и богатой позолотой.
А это уже "чистые" "семидесятые": яркий контрастный рисунок, блеск золота и подглазурного кобальта, использование характерного для Л.И. Григорьевой красного (кирпичного) колера и любимого многими художниками ЛФЗ этого периода фасона "Тюльпан". "Золотые ягоды". 1970-е.
Кофейный сервиз "Жемчужный". 1971. Великолепная роспись на форме "Рязань" от А.А. Лепорской. Голубой колер, золото и белая эмаль.
Сервиз "Красная смородина".1972-й год. Своеобразная эстетика. Получается крытьё подглазурным кобальтом с оставлением медальона с основной росписью красным колером (всё-таки смородина красная!). Как характерно для периода "семидесятых" и "восьмидесятых" годов - много золота. И конечно, фасон "Тюльпан"!
Комплект "Народные мотивы" 1973. Форма "Ангара" от С.Е. Яковлевой. Конечно, никаким боком к народным (т.е. этническим) этот рисунок не относится. Даже "по мотивам". Опять мы видим красную составляющую росписи, дополненную золотом и рискованной (в данном случае) чёрной обводкой. Сервиз редкий. Потому что "не зашёл" внутреннему потребителю. Так же, как и похожий на него сервиз "Птички" от 1974-го года. Но когда в Олимпийский год сервизу "Птички" сделали, что называется "ребрендинг", и назвали "Весёлые петушки", а с внутреннего потребителя переключили на внешнего, вот тогда... Но об этой истории - чуть позже.
"Старый парк". Вариант росписи начала 1970-х гг.
И снова "Тюльпаны" на форме "Тюльпан". Но идёт уже 1974-й год. Время размашистой ручной росписи...
"Рябинка". Тот же 1974. И снова: контраст, много красного и много золота.
Сервиз "Новогодний". 1974. Много подглазурного и надглазурного кобальта. Много золота. Свободный рисунок, крупный мазок. И вот что в итоге получилось.
В 1973-1974-м гг. Григорьевой были также расписаны множество чайных (кофейных) пар, блюд, изображения некоторых из них приведены в галерее ниже...
А вот и те самые "Птички", о которых речь была чуть ранее. Всё в той же стилистике "Народных мотивов". Потребитель как-то холодно встретил тогда такую роспись...
Сервиз "Красная смородина". 1975. В "семидесятые" и "восьмидесятые" годы в декоре ЛФЗ стала особо цениться ручная роспись и дореволюционный "имперский" полупрозрачный мазок. Вот как это выглядит у Григорьевой...
"Красные птички". 1975. Форма Семёнов В.Л. Всё те же птички и форма с намёком на петушиный рай.
В 1976-м году начинается (или продолжается?) тема бабочек. "Ночные красавицы". Снова эффектное чередование подглазурной и надглазурной росписи и использование золота, как дополнительного колера при рисунке.
"Цветы и бабочки". Можно сказать, что это вариация сервиза "Ночные красавицы". Характерная ещё с 1960-х годов роспись пятнами с мелкой штриховкой была воспроизведена в "семидесятых" в сервизе "Цветы и бабочки". Основной колер - синий (в оттенках).
Сервиз "Светлый день". 1977. Довольно сложная роспись на костяном фарфоре, с основным рисунком - в медальоне. Пейзажная тема, как и в "Старом парке". Цветовое решение другое - охро-зеленые тона.
И не забываем, что в 1977-м праздновался 60-летний юбилей Октября. Без подарочных блюд не обойтись!
А вот и они - художники фарфорового завода (далеко не все!) в 1977-м году...
Но юбилеи проходят, а жизнь идёт своим чередом. Не сказать, что будни Фарфорового завода в те года были "серыми"... "Серости" нет даже в названиях!
Чайно-кофейный сервиз с птичками "Весёлые голоса". 1977. А вот что это за птички - кто подскажет?
Сервиз "Весёлый". 1978.
А как вам вот эта узнаваемая псевдонародная роспись на фарфоровом самоваре? Набор "Весёлый самовар", 1978.
"Красные ягодки". 1978. Семёнов В.Л.
Вот такой предстала перед зрителями в 1978-м году ваза "Жар-птица".
Кофейный сервиз "Мокрый снег" на фасоне "Весенний" от С.Е. Яковлевой. Великолепная пейзажная роспись от 1978-го года. С одной стороны, это вариация "парковых" росписей, по "зимнему" колеру, но благодаря обилию синих и голубых тонов, этот сервиз стоит неким нарядным особняком.
Похожий по росписи сервиз получил название "Весенний паводок". 1979.
Сервиз "Бабочки" ("Последний летний день") на форме "Ангара" от С.Е. Яковлевой. 1979.
В 1980-м году Л.И. Григорьевой был создан очень известный сервиз "Весёлые петушки" в псевдонародной росписи, немного напоминающий работы Воробьёвского. Очень похожий рисунок, практически тот же, но исполненной на другой форме "Птички", также схожий рисунок мы видели на фарфоровом самоваре. В Олимпийском 1980-м году этот сервиз, как и набор "Весёлый самовар" активно скупали иностранцы - как русскую экзотику. Это обстоятельство сразу вызвало интерес к рисунку и среди местных покупателей. Сервиз потом много лет успешно шёл на экспорт, представляя фарфоровую продукцию СССР за рубежом.
Комплект посуды костяного фарфора (кофейник с крышкой, сахарница с крышкой, две кофейные пары и две тарелки) под названием "День". 1980.
Ну и последняя остановка перед "восьмидесятыми" годами в творчестве Л.И. Григорьевой - детский кофейный сервиз "По сказкам А.С. Пушкина". 1980. Форма (как, собственно, и сам сервиз) редкая, создана непревзойдённым скульптором ЛФЗ, его "палочкой-выручалочкой", С.Е. Яковлевой.
Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.