Материал "НЕПРЕСТИЖНАЯ КОСОЛАПОСТЬ: ЗАЗ-965А", опубликованный в 2023 году, был посвящен детским воспоминаниям о древней папиной машинке, на которой я впервые в жизни проехал сотню метров за рулем. К сожалению, вынужден вновь повторить: ни одна другая машина в стране (а, может быть, и в мире) не удостаивалась стольких насмешек и оскорблений, сколько принял на себя этот "Запорожец". Он же – Горбатый, Консервная банка, Запор, Еврейский броневик и что-то еще... И это – удивительный факт для страны с жутким дефицитом автомобилей. Сегодня хочу припомнить ряд любопытных и забавных фактов из биографии этой машинки, которая во многом была уникальной.
• Юмористы называли ЗАЗ-965 самой дорогой машиной: дескать, на нее копят всю жизнь. Действительно, более-менее обеспеченные сограждане всеми силами старались купить что-то «серьезное», не хуже москвича. А о «запорах» мечтали в основном небогатые обладатели двухколесного транспорта, для которых главным достоинством была… крыша! Машинка в шестидесятые годы стоила примерно 2220 ₽ – для большинства это было неподъемной суммой.
• Кличка «Горбатый» была связана с необычными на тот момент формами кузова. Задняя часть машинки чем-то напоминала горб: из-за конструкции силового агрегата заднюю крышку (она же – капот) пришлось изрядно изогнуть...
• У ЗАЗ-965 был самый необычный мотор для страны и своего времени. Во-первых – V-образный. Во-вторых – воздушного охлаждения. Мало того, он находился сзади…
• Только на ЗАЗ-965 в те времена стояла автономная печка, которой не было ни на москвичах, ни на волгах! Гонять мотор для обогрева салона не требовалось.
• Только на ЗАЗ-965 применялась «косолапая» задняя подвеска с поперечными треугольными рычагами. Похожее решение тогда использовалось на грузовых "Татрах".
• ЗАЗ был единственным автомобилем в СССР, который также выпускался с измененными для инвалидов механизмами управления.
• Только у ЗАЗ-965 было плоское днище, которое порой позволяло ему проползать по колее там, где остальные легковушки пасовали.
• Передние и задние стекла были взаимозаменяемы
• Двери ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед, как на той же Волге. Очень часто это приводило к тому, что плохо прикрытая дверь на ходу открывалась, обрывая слабенький ремешок-ограничитель и уродуя кузов.
• Багажника в привычном смысле слова на ЗАЗ-965 не было: спереди прятались бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов.
• Бичом 965-х был перегрев мотора, вследствие которого большинство «горбатых» летом ездили с капотом, подпертым какой-то распоркой подходящего размера.
• Знаменитый гонщик времен СССР, неоднократный чемпион Союза и призер международных соревнований, Стасис Брундза начинал спортивную карьеру именно на «горбатом»!
• Одометр на ЗАЗ-965 был шестизначным, поскольку измерял расстояние с точностью до сотен метров! По неизвестной причине владельцы других автомобилей не хотели в это верить, презрительно поясняя, что древний «запор», дескать, прошел в десять раз больше, чем думает его недалекий владелец.
Если вам интересны мои взгляды на прошлое, настоящее и будущее, подписывайтесь на мой канал в Дзен. Еще моя страничка с произведениями есть вот тут: https://proza.ru/avtor/mishak .И, конечно же, заходите на сайт: kolodochkin.com