Найти в Дзене
Михаил Колодочкин

Горбатая уникальность

Материал "НЕПРЕСТИЖНАЯ КОСОЛАПОСТЬ: ЗАЗ-965А", опубликованный в 2023 году, был посвящен детским воспоминаниям о древней папиной машинке, на которой я впервые в жизни проехал сотню метров за рулем. К сожалению, вынужден вновь повторить: ни одна другая машина в стране (а, может быть, и в мире) не удостаивалась стольких насмешек и оскорблений, сколько принял на себя этот "Запорожец". Он же – Горбатый, Консервная банка, Запор, Еврейский броневик и что-то еще... И это – удивительный факт для страны с жутким дефицитом автомобилей. Сегодня хочу припомнить ряд любопытных и забавных фактов из биографии этой машинки, которая во многом была уникальной.

• Юмористы называли ЗАЗ-965 самой дорогой машиной: дескать, на нее копят всю жизнь. Действительно, более-менее обеспеченные сограждане всеми силами старались купить что-то «серьезное», не хуже москвича. А о «запорах» мечтали в основном небогатые обладатели двухколесного транспорта, для которых главным достоинством была… крыша! Машинка в шестидесятые годы стоила примерно 2220 ₽ – для большинства это было неподъемной суммой.

• Кличка «Горбатый» была связана с необычными на тот момент формами кузова. Задняя часть машинки чем-то напоминала горб: из-за конструкции силового агрегата заднюю крышку (она же – капот) пришлось изрядно изогнуть...

• У ЗАЗ-965 был самый необычный мотор для страны и своего времени. Во-первых – V-образный. Во-вторых – воздушного охлаждения. Мало того, он находился сзади…

• Только на ЗАЗ-965 в те времена стояла автономная печка, которой не было ни на москвичах, ни на волгах! Гонять мотор для обогрева салона не требовалось.

Печку включали правым переключателем. Кстати, этот Зазик стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота. Его симметрично расположенный коллега заведовал "дворниками".
Печку включали правым переключателем. Кстати, этот Зазик стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота. Его симметрично расположенный коллега заведовал "дворниками".

• Только на ЗАЗ-965 применялась «косолапая» задняя подвеска с поперечными треугольными рычагами. Похожее решение тогда использовалось на грузовых "Татрах".

• ЗАЗ был единственным автомобилем в СССР, который также выпускался с измененными для инвалидов механизмами управления.

• Только у ЗАЗ-965 было плоское днище, которое порой позволяло ему проползать по колее там, где остальные легковушки пасовали.

• Передние и задние стекла были взаимозаменяемы

• Двери ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед, как на той же Волге. Очень часто это приводило к тому, что плохо прикрытая дверь на ходу открывалась, обрывая слабенький ремешок-ограничитель и уродуя кузов.

Почему у простоквашинского Дяди Федора двери на "Запорожце" открываются совсем не в ту сторону, куда открывались на самом деле – непонятно...
Почему у простоквашинского Дяди Федора двери на "Запорожце" открываются совсем не в ту сторону, куда открывались на самом деле – непонятно...

• Багажника в привычном смысле слова на ЗАЗ-965 не было: спереди прятались бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов.

• В грузинском фильме «Субботний вечер» смешные грузины поругались друг с другом, после чего Берик и Баадур попытались удрать от Кахи на ЗАЗ-965. Не получилось: Кахи (будущий Абдулла из «Белого солнца пустыни») поднял «горбатого» за задний бампер и держал так больше суток. В общем, смешно…
• В грузинском фильме «Субботний вечер» смешные грузины поругались друг с другом, после чего Берик и Баадур попытались удрать от Кахи на ЗАЗ-965. Не получилось: Кахи (будущий Абдулла из «Белого солнца пустыни») поднял «горбатого» за задний бампер и держал так больше суток. В общем, смешно…

• Бичом 965-х был перегрев мотора, вследствие которого большинство «горбатых» летом ездили с капотом, подпертым какой-то распоркой подходящего размера.

На  ранних запорожцах с перегревом боролись с помощью вот такого сетчатого "окошечка". Потом решили, что и без него все нормально.
На ранних запорожцах с перегревом боролись с помощью вот такого сетчатого "окошечка". Потом решили, что и без него все нормально.

• Знаменитый гонщик времен СССР, неоднократный чемпион Союза и призер международных соревнований, Стасис Брундза начинал спортивную карьеру именно на «горбатом»!

В бондиане «Золотой глаз» Горбатого привлекли явно для смеха, дабы лишний раз лягнуть автопром упрямого соседа по планете. Любопытно, что в фильме звучит фраза «Она меня никогда не подводила!» Но, чтобы заставить всех смеяться, бедолагу лупили огромным молотом.
В бондиане «Золотой глаз» Горбатого привлекли явно для смеха, дабы лишний раз лягнуть автопром упрямого соседа по планете. Любопытно, что в фильме звучит фраза «Она меня никогда не подводила!» Но, чтобы заставить всех смеяться, бедолагу лупили огромным молотом.

• Одометр на ЗАЗ-965 был шестизначным, поскольку измерял расстояние с точностью до сотен метров! По неизвестной причине владельцы других автомобилей не хотели в это верить, презрительно поясняя, что древний «запор», дескать, прошел в десять раз больше, чем думает его недалекий владелец.

 Самый привлекательный кинообраз Горбатый создал, наверное, в фильме «Три плюс два», где на нем разъезжали две тогдашние красавицы – Фатеева и Кустинская. Любопытно, что единственный обладатель Волги в итоге остался там без пары…
Самый привлекательный кинообраз Горбатый создал, наверное, в фильме «Три плюс два», где на нем разъезжали две тогдашние красавицы – Фатеева и Кустинская. Любопытно, что единственный обладатель Волги в итоге остался там без пары…

Если вам интересны мои взгляды на прошлое, настоящее и будущее, подписывайтесь на мой канал в Дзен. Еще моя страничка с произведениями есть вот тут: https://proza.ru/avtor/mishak .И, конечно же, заходите на сайт: kolodochkin.com