"Рок-музыка вчера и сегодня" - именно так называлась книга, которая оказалась у меня пятнадцатилетнего в руках в конце 70-х, и неожиданно дала ответы на многие вопросы, которые возникали в голове молодого человека при прослушивании модных песен в магнитофоне. Если музыкальную составляющую рок-культуры можно было понять и осознать самостоятельно, оценить ритмы, мелодии, акценты и рифы, то содержание услышанных песен оставалось загадкой прежде всего из-за языкового барьера. Но даже в тех случаях, когда удавалось добыть оригинальные тексты некоторых песен, все равно понимание смысла песенной лирики сталкивалось с серьезными сложностями.
Но природная любознательность требовала обязательно найти ответы на возникающие вопросы, и эта книга оказалась тем ключом, который открыл базовое понимание процессов развития популярной музыки.
Конечно, в те годы многие упомянутые в книге авторы и исполнители попадали в голову только в виде абстрактной книжной строчки, что такой-то исполнитель пел о том-то и том-то. Все. Сама музыка добывалась тогда сложными путями путем многократного перезаписывания с кассет, обнаруженных у друзей и знакомых. Поэтому говорить тогда о полноценном понимании прочитанного не приходилось.
Теперь времена изменились. Сегодня не представляет технической сложности собрать собственный сборник музыкальных произведений. И когда в 2024 году мне в руки вновь попалась эта книга, я понял, что должен ее перечитать, услышать все упоминаемые произведения, и действительно понять все, о чем мне пытался рассказать автор в 1978 году. Кроме эстетического наслаждения я вспомнил свою юность.
Конечно, с высоты прожитых лет теперь я могу уже более комплексно оценивать прочитанное и те смыслы, которые пытался донести автор. У меня появилась идея попытаться представить эти смыслы более широкому кругу читателей, прежде всего тем, кто желает разобраться в некоторых окружающих нас процессах, кто хочет понять их истоки и движущие силы.
Как теперь я понимаю, знакомство с этой книгой обязательно должно сопровождаться музыкальной дорожкой. И для кого-то, возможно, станет открытием, что большая часть современных мегахитов ведут свою историю из 50-60-х годов, а иногда даже из 30-х.
Книгу эту написал Олег Александрович Феофанов (1928—1999) — советский и российский американист, специалист по политической рекламе, социальной психологии, социологии рекламы, социологии массовых коммуникаций, связям с общественностью. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Автор научно-популярных работ о западной рок-музыке и джазе, один из авторов документального и научно-популярного фильма о манипулировании сознанием «На прицеле ваш мозг». Автор много лет проработал в корпунктах советских газет и посольствах СССР в разных странах, преподавал в высших учебных заведениях.
Итак представляю Вам книгу Олега Феофанова "Рок-музыка вчера и сегодня", издание 1978 года.
Для тех кто спешит прочитать текст, это можно сделать по ссылке. Но я все-таки рекомендую пройтись по тексту вместе, прослушать все упоминаемые и процитированные произведения, прочитать комментарии и возможно поспорить.
И после вот такой рецензии уже можно перейти собственно к самой книге. Автор начал свой очерк с эпиграфа.
ЭПИГРАФ
Песни и их записи стали боевым кличем поколения, поколения яростно протестующих молодых людей, которые хотят иметь свой голос при решении вопросов о том, как им жить, голос при решении страной вопросов о войне и законах.
Милдред Холл, американский музыкальный критик
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Десять лет назад издательство выпустило книгу «Тигр в гитаре», посвященную современной популярной музыке на Западе, главным образом в США. Редакция и автор получили от читателей много писем. Писали школьники, студенты, рабочие, солдаты, служащие. Не только молодежь — и взрослые прислали немало писем. Одни спорили с автором, другие с ним соглашались, третьи просили что-то дополнить и разъяснить. Словом, тема вызвала живой интерес.
В 1975 году вышла переработанная и дополненная книга под названием «Музыка бунта». Поток читательских писем со всей очевидностью показал, что тема по-прежнему волнует нашу молодежь, а феномен нашего времени — удивительная популярность рок-музыки — безусловно, требует осмысления.
Почему появилась рок-музыка? Куда она шла? Куда пришла? Каково ее будущее?
Прежде всего, почему она появилась? Для этого было много причин. И все же самой главной, несомненно, была причина социальная. Ведь музыка — особая форма отражения жизни, ее проблем, отражение идеалов. Музыка выражает отношение к происходящему, выражает всегда, даже тогда, когда кажется, что она не выражает ничего. В конце концов, маловыразительная музыка свидетельствует прежде всего о равнодушии ее автора, о его «непричастности» к жизненным проблемам.
Музыка не бывает неизменной, она изменяется вместе с самой жизнью. Это в полной мере относится и к рок-музыке. Многое из того, что казалось находкой, утеряно, и в то же время в рок-музыке появилось немало нового, перспективного.
Книга, которую вы держите в руках,— третье издание. Потребовалась основательная переработка материала, современная оценка такого незаурядного явления, как рок-музыка. Отсюда и новое название книги.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- стр. 5 - ПРОТЕСТ И НАДЕЖДЫ МОЛОДОЙ АМЕРИКИ
- стр. 15 - ЗАРОЖДЕНИЕ
- стр. 87 - ПЕСНИ ПРОТЕСТА
Любознательных читателей, которые подпишутся на мой канал, в последней части материалов о книге ждет сюрприз.