Пограничное расстройство личности – весьма загадочное явление, хотя и не такое страшное как нарциссизм. Впрочем, с мной могут не согласиться бывшие пограничниц. Кстати, в пограничном расстройстве личности идёт перекос в сторону женщин – их больше, в отличие от нарциссизма, где распределение – 50 на 50.
Пограничные очень бурно реагируют на отказ и уход партнёра – реальный, воображаемый или надвигающийся. Нарциссы, например, боятся вашего несвоевременного ухода, но им необходимо, чтобы вы их покинули в нужный момент, в отличие от пограничных, которые плохо переносят травму покинутости, и поэтому желают быть с вами вечно.
Но у пограничных есть и другой тип тревоги, известный как страх поглощения. Это тревога быть поглощённым интимным партнёром, исчезнуть в интимном партнёре, слиться с ним, чтобы полностью стать невидимым, несуществующим.
И эти две тревоги, два страха, постоянно присутствуют в измученной психике пограничных. С одной стороны она боится быть отвергнутой, покинутой, униженной и игнорируемой своим интимным партнёром, а с другой стороны, всякий раз, когда он пытается сблизиться с ней, всякий раз, когда он пытается развить интимность в отношениях, когда отношения становятся более интенсивными, близкими, любящими – она чувствует, что исчезает, растворяется в партнёре.
Она чувствует, что её существование находится под угрозой – это состояние обволакивает её, и ей кажется, что она задыхается и умирает. Так что очень трудно найти золотую середину между покинутостью и поглощением.
Если вы очень сближаетесь с пограничным партнёром, она будет чувствовать, что вы вот-вот возьмёте верх – она воспринимает это как враждебное поглощение. Если вы попытаетесь держаться на расстоянии, уважительно соблюдать границы и предоставлять ей личное пространство и время, она снова почувствует тревогу – страх покинутости, отвержение.
На самом деле пограничные неверно интерпретируют почти всё и вся: если вы заняты, если вы идёте на деловую встречу, если вы слишком долго разговариваете с кем-то, если вы не уделяете ей постоянного внимания 24 часа в сутки 365 дней в году, – это будет понято как отчуждение.
✅ И страх покинутости, и тревога поглощения приводят пограничницу в соприкосновение с её пустым шизоидным ядром. Вы уже знаете, что в основе многих личностных расстройств лежит пустота, и пограничные не исключение.
Поэтому, когда пограничный предчувствует или переживает, что его покинут, он начинает отрицать себя. Это похоже на то, как пограничный, подобно нарциссу, определяет себя через взгляд другого человека.
Интимный партнёр выполняет ряд важных функций для пограничного. Человек в пограничном состоянии не может регулировать свой внутренний мир, не в состоянии контролировать своё настроение, эмоции и многие свои когнитивные способности. В таком состоянии человек находится не в полном контакте с реальностью – нарушено тестирование реальности.
Поэтому пограничные передают эти функции вовне – на аутсорсинг интимному партнёру, который выполняет роль внешнего Эго, он регулирует настроение и эмоции пограничного партнёра. Пограничница позволяет интимному партнёру провоцировать её эмоции, а затем контролировать их интенсивность, чтобы они не подавляли её. И она позволяет партнёру служить посредником между ней и реальностью.
Здоровые люди делают это самостоятельно – изнутри, не нуждаясь во внешнем регулировании. Пограничным и нарциссам это необходимо. Поэтому, когда пограничница ожидает, что её бросят, она на самом деле ожидает ампутации части её сущности, её разума, потому что близкий партнёр воспринимается как продолжение её измученного сознания – если он уйдёт, то заберёт с собой часть её самой. И это не метафора, а буквально.
Так что это всё равно, что потерять рассудок. Уход партнёра воспринимается как потеря рассудка. А когда вы теряете рассудок, вы теряете самого себя. Так вот, это и есть самоуничтожение, самоаннигиляция – эквивалент психического умирания.
Но, с другой стороны, поглощение – это в точности то же самое, потому что поглощение отрицает обособленность, отдельность. Поглощение означает, что пограничный исчезает, а затем вновь появляется внутри интимного партнёра – они становятся единым целым, единым организмом с двумя головами (симбиотическое слияние). И здесь личность пограничника полностью исчезает.
✅ В типичных отношениях с пограничными есть интимный партнёр и пустота. Пустота там, где раньше был пограничный. Теперь он, а скорее она, находится внутри интимного партнёра. Вот что происходит в интимных отношениях с пограничными. Вы, конечно, получаете мексиканский сериал с яркими красками и безумными эмоциями, но за это вы расплачиваетесь гораздо большим. Мы ещё продолжим этот разговор.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов