В Советском Союзе, авиационные происшествия с военными самолетами старались не афишировать, исключения составляли особо громкие случаи, одним из которых, стала например катастрофа самолета Як-28П в районе Западного Берлина, когда экипаж в составе летчика Капустина и штурмана Янова увел падающий самолет от города, а затем родилась известная песня Огромное небо, посвященная именно этому экипажу. О появлении фотографий или тем более кинокадров авиационных происшествий нельзя было и подумать, но в 1982 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм, посвященный летчикам испытателям и испытаниям тяжелого самолета С-14, прототипом которого являлся бомбардировщик Ту-22. На самых первых кадрах фильма, зрители увидели кадры реальной авиационной катастрофы самолета Ту-22...
Съемки фильма проходили на аэродроме Озерное и первоначально весь материал был отснят с реальными полетами Ту-22, но немного позже, при просмотре фильма в ГлавПУРе Советской Армии, кто то из генералитета принял решение запретить выход кадров с "секретным" Ту-22 и почти все кадры с этими самолетами исчезли из фильма, а в Озерное прилетел Ту-134УБЛ из Тамбова, который и исполнил главную роль в фильме. В съемках был задействован 341-й Тяжёлый Бомбардировочный Авиационный Полк. В штабе полка, многие годы хранилась кинопленка с реальными кадрами авиационной катастрофы, которая произошла за много лет до съемок, 13 марта 1968 года. В тот день разбился самолет капитана Варваричева. Эти тяжелые кадры в процессе ввода в строй молодых летчиков, в обязательном порядке демонстрировались в классе, а также проводился подробный разбор причин той катастрофы. Именно эти кадры и попали в фильм, став первыми кадрами реальной катастрофы самолета наших ВВС, попавшими в Советское кино
Согласно акту расследования авиационной катастрофы, в тот день экипаж выполнял учебный полет в зону, по одному из упражнений КБП. При выпуске шасси, после выполнения задания, одна из ламп выпущенного положения шасси не зажглась, не зажглась она и после повторной уборки и выпуска шасси. Было принято решение о выработке топлива до минимальной посадочной массы, для чего экипаж выполнял полеты по кругу с проходами над ВПП на высоте примерно 200м. Руководитель Полетов принял решение сажать самолет на ВПП, на переднюю и одну основную стойки шасси. При выполнении четвертого захода, РП подал несколько команд, упомянутых в акте: "Включить нейтральный газ", что включало систему заполнения нейтральным газом пространства в топливных баках самолета и уменьшало риск возгорания при аварийной посадке, затем прозвучали команды экипажу "притянуть ремни" и "обесточить самолёт после выпуска закрылков, после приземления выключить двигатели". Так же была передана команда о выполнении посадки с креном на левую стойку шасси. Практически сразу после доклада экипажа о выключении сети, связь с самолетом прервалась, с высоты 80м, Ту-22 вошел в режим продольных колебаний, а с высоты 4-6м резко взмыл практически свечкой вверх и набрав высоту около 50 метров свалился на хвост и упав на ВПП взорвался, экипаж погиб. Шансов катапультироваться не было, ведь на Ту-22 катапультирование экипажа происходило вниз и не могло применяться ниже 300 метров. При расследовании причин катастрофы стало понятно, что при выключении сети и переходе на питание от аккумуляторов, произошло отключение демпфера тангажа, что привело к резкому изменению в худшую сторону продольной устойчивости самолета. В момент аварийного захода самолет, из за минимального остатка топлива имел предельно заднюю центровку и в Инструкции летчику указывались именно такие действия. Однако комиссия пришла к выводу о имеющихся ошибках в инструкции. По результатам расследования в инструкцию внесли изменения.
Вот такая трагическая история попала в кадры советского кинематографа...