Найти тему
Это Краснов

Как АВТОВАЗ душит электромобильный рынок России (и главное, зачем?)

Ядом капать буду.

АВТОВАЗ опять включил лоббистскую машину, причём выбрал неожиданную мишень — электромобили. Глава АВТОВАЗа Максим Соколов попросил Минпромторг ограничить господдержку электро-проектов с недостаточной локализацией, то есть расчистил поляну для Lada e-Largus. По данным «Газеты.ру», Минпромторг согласился с доводами АВТОВАЗа, и теперь, видимо, придушит только-только зарождающий электромобильный рынок. Под удар попадают «Москвич», Evolute и «Автотор» (Амберавто) — они все собирают китайские электрокары под своими брендами.

В принципе, что тут неправильного? АВТОВАЗ аргументирует, что китайщина делается в Китае, российский вклад ничтожен и что тут вообще стимулировать? Логика такая: локализуйте производство на уровне с АВТОВАЗом и вам тоже обломится госскидка в 35% (до 925 тысяч рублей) и прочие бюджетные ништяки. А пока, мол, выживайте сами.

Я бы даже принял такую логику, но в данном случае это протекционизм, который оправдывает собственную неэффективность. Вот мои тезисы.

1. АВТОВАЗ ещё даже не запустил свой e-Largus, который является крайне специфическим развозным автомобилем для корпоративных парков, то есть рассчитан на довольно узкую аудиторию. Но из-за лобби АВТОВАЗа нагибаются все проекты оптом.

2. Высокая локализация e-Largus связана с тем, что в России выпускался его бензиновый аналог. Но это локализация «чёрного железа», а не электрической части. АВТОВАЗ выигрывает не за счёт электромобильных узлов, и не может позиционировать себя неким носителем критических технологий в этой области.

Lada e-Largus — не специализированный электромобиль, а переделка из обычного «Ларгуса». Блок батарей на 44 кВт*ч разместили вместо топливного бака, ещё один можно добавить в передней части, увеличив общую емкостью до 61 кВт*ч. Пиковая мощность мотора 150 л.с., 30-минутная — 68 л.с.
Lada e-Largus — не специализированный электромобиль, а переделка из обычного «Ларгуса». Блок батарей на 44 кВт*ч разместили вместо топливного бака, ещё один можно добавить в передней части, увеличив общую емкостью до 61 кВт*ч. Пиковая мощность мотора 150 л.с., 30-минутная — 68 л.с.

3. Для развития электромобилей нужны сети ЭЗС, а для них нужны электромобили — замкнутый круг. В России электричек немного (39 тысяч или 0,1% автопарка), и стимулов для развития сетей нет. Первое, чем должно было озаботиться правительство — это увеличением продажи электромобилей, чтобы бизнесу было интереснее вкладываться в сети ЭЗС, сервисное обслуживание, утилизацию батарей и прочее. Но мы видим обратное: сертификацию электромобилей забюрократили, с апреля отменяют «киргизские схемы ввоза», а теперь ещё подрубают местных производителей, пусть даже с низкой локализацией.

4. Электромобильные проекты России пока в зачаточной стадии — их рано «доить» и запрещать. И это естественно: откуда у России электромобильные технологии, если мы на 20 лет отстали от китайцев? Нужно дать зёрнам прорасти. Пусть «Рэнера» запустит свои гигафабрики, пусть раскочегарится «Атом», пусть освоится Evolute. Странно впадать в истерики и «наказывать» чайнизированные стартапы, да ещё в угоду АВТОВАЗу, который делает весьма простецкий и специфический электромобиль. Выглядит прямо-таки криком отчаяния.

Я, кстати, не хейтер автомобилей Lada. При Бу Андерссоне они были очень даже симпатичными, и я был под впечатлением от Lada Vesta, да и «Гранту» считал здравым «бюджетником». Только нынешняя позиция «собаки на сене» лично мне кажется деструктивной: АВТОВАЗ залезает даже в те ниши, которые ему чужды. Напомню, что в прошлом году завод лоббировал повышение утилизационных сборов, которое состоялось в августе. И это помогло держать запредельные цены на ту же Lada Vesta, которая стоит 1,5-2,4 млн, то есть на уровне иных китайских кроссоверов с лучшим оснащением.

Капать ядом закончил.