Один из главных белорусских брендов развивает направление промышленного туризма. Желающих побывать на БЕЛАЗе хоть отбавляй: с 2015 года завод посетили более четверти миллиона туристов из 25 стран. Существенную долю иностранных туристов представляют гости из России Каждому посетителю завода выдают белую брендированную каску и оранжевый жилет — таковы условия техники безопасности. Экскурсия начинается с музея, где собрана вся история завода. Завод заработал ещё в 1948 году, правда, в то время имел другую специализацию: производил оборудование для торфяных месторождений. В 50-е годы прошлого века активно развивалась горнодобывающая промышленность, ей понадобились большие машины для работы в карьерах. Поэтому в 1958 году завод переориентировали, а название изменили на БЕЛАЗ. С тех пор было разработано более 500 моделей самосвалов, создали огромное количество бульдозеров, машин для подземных работ, погрузчиков и даже аэродромных тягачей. Многие машины представлены в экспозиции в виде уменьшенных копий, в том числе и главная гордость завода — БЕЛАЗ 75710, грузоподъёмность которого составляет 450 тонн. Он занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой двухосный самосвал в мире. На БЕЛАЗе кранами управляют только женщины Территория завода очень большая, 112 гектаров, что примерно соответствует размеру 150 футбольных полей. Передвигаться между локациями пришлось в основном на автобусе. К слову, по территории предприятия также ходят свои рейсовые электробусы, есть остановки транспорта, почти как в городе. Следующим пунктом стал цех главного конвейера. Как нам рассказали, рабочие в сборочном цеху поначалу удивлялись, когда мимо них водили экскурсии, сейчас к посетителям уже привыкли. Экскурсии проходят каждый час, причём бывает много детей, возрастных ограничений на посещение завода нет. На большом табло можно увидеть информацию, сколько и каких машин необходимо собрать за месяц, каков процент их готовности. Если цех не укладывается в тайминг, могут вывести вторую и третью смены. Но поскольку вечером, когда мы посещали БЕЛАЗ, основные рабочие смены уже подошли к концу, с выполнением плана было всё хорошо. Зато мы смогли оценить идеальную чистоту и порядок, который оставили после себя рабочие. Необычно было видеть застывшие в тишине гигантские жёлтые детали, которые уже на следующий день превратятся в машины. Из ворот цеха выезжают 1–3 самосвала в сутки. Перемещают крупные узлы по 90-метровому цеху с помощью конвейера и кранов. Кстати, как нам рассказали, крановщицами на всей территории завода работают только женщины — так повелось исторически. Тем более, что место оператора крана вполне комфортно, в кабине есть даже кондиционер. Мне сверху видно всё, ты так и знай На территории завода создан полигон для испытаний, максимально приближенный к условиям работы в карьере. Прямо над ним проложена контактная троллейная линия — совсем как для троллейбуса — для испытаний дизель-троллейвозов. Неровности, канавы, горки с уклоном до 14 градусов должны успешно преодолевать карьерные самосвалы. Рабочая скорость машины в карьере — 10–20 км/ч, хотя реально самосвал может развивать скорость до 50–67 км/ч. Абсолютно все машины проходят испытания на полигоне, после чего их моют и готовят к отгрузке. Перевозят БЕЛАЗы по железной дороге, ветка приходит прямо в цех отгрузки, что очень удобно. Для размещения на железнодорожных платформах гигантские машины частично разбирают на узлы и детали. На площадке неподалёку от ретро-техники стоят огромный современный экскаватор БЕЛАЗ BX20012 и знаменитый уже самосвал грузоподьёмностью 450 тонн. Любые ТТХ стандартных машин, когда стоишь рядом с БЕЛАЗом 75710, блекнут. Самый большой самосвал в мире приводят в движение две дизельные установки суммарной мощностью почти 4 600 л.с. Они крутят два электрогенератора, которые питают четыре мотор-колеса. 5 600 литров топлива на борту. Расход топлива — 1 300 л/100 км. Подробнее о его технических характеристиках мы писали раньше. [bnr_240x400-2_mobile] Ни один посетитель не может устоять перед соблазном сфотографироваться на фоне 4-метрового колеса гиганта. Одна покрышка весит 5,5 тонны, а таких у самосвала восемь штук. Колеса, к слову, — его самое слабое звено. Именно от несущей способности шин отталкивались разработчики 450-тонника. Интересный факт: шины большего размера не получится установить на самосвал уже хотя бы потому, что они потом не поместятся на железнодорожную платформу. Можно подняться по лестнице, ведущей в кабину водителя самосвала (а это высота 3-этажного дома) и помахать рукой оставшимся на земле коллегам. Кстати, один из эпизодов народного сериала «Сваты» снимали прямо на территории завода БЕЛАЗ. Ольга Николаевна и Валя катались на этом самом 450-тонном самосвале. Хотите прикоснуться к истории — приезжайте посмотреть и вы. Таких 450-тонников было собрано всего несколько экземпляров. Первый выпустили в 2013 году, он эксплуатируется на угольном разрезе «Черниговец» в Кемеровской области. Следует признать, что количество карьеров, способных принять самосвал таких габаритов, можно пересчитать по пальцам. Градообразующий БЕЛАЗ В 65-тысячном городе Жодино, пожалуй, нет ни одной семьи, в которой кто-нибудь не работал бы на БЕЛАЗе. Всего на заводе трудится 9 500 работников, причём около 4 тысяч — женщины. В основном работают жители Жодино, но есть и минчане. Обычное явление — династии, когда рабочее любовь к заводу передают из поколения в поколение. И не только потому, что средняя зарплата на заводе довольно высокая. Существует система социальной поддержки и защиты сотрудников. Малиновый самосвал помнит «Королеву бензоколонки» Есть на заводе своя фотозона по мотивам кинолегенды. Тем, кто смотрел старый советский фильм «Королева бензоколонки» с участием Надежды Румянцевой, наверняка запомнил уморительную сцену с заправкой БЕЛАЗа. Точно такую же машину восстановили и покрасили в малиновый цвет. Теперь она украшает заводской двор. Сзади БЕЛАЗа к кузову прикрепили качели к восторгу женской части нашей редакции — весёлые снимки получились! Также на Экскаватор Ру можно прочитать, как цифровые советчики водителя самосвала берегут технику и экономят топливо. Компания БЕЛАЗ продолжает создавать экологичную технику. Мы писали, что главной новинкой 2022 года стал карьерный 130-тонный самосвал в гибридном исполнении. Новости и статьи о БЕЛАЗ можно читать здесь. Автор: Сергей Малиновский
Редакция Экскаватор Ру побывала на БЕЛАЗе. Рассказываем, что впечатлило
28 февраля 202428 фев 2024
1
5 мин