За прошедший 2023 год завод «Москвич» оказался в глубоком кризисе. Продажи автомобилей этой марки держатся на крайне низком уровне – менее 3 тысяч машин в месяц.
Самым успешным оказался ноябрь, когда удалось реализовать 2381 автомобиль. А вот январь 2024 года стал просто провальным – всего 700 проданных машин.
При этом народ не жалует дилерские центры «Москвич». Несмотря на солидные скидки, покупателей крайне мало. При этом цены на автомобили постоянно растут: сейчас базовая комплектация кроссовера «Москвич-3» стоит уже 2,22 миллиона рублей. Это значит, что за полтора года стоимость машины поднялась на 10%.
Напомним, что изначально в 2022 году кроссовер стоил чуть менее 2 миллионов. Люди уже тогда негативно отзывались об этой цене, считая ее завышенной. Ведь под маркой «Москвич» фактически продаются китайские автомобили JAC.
Планы производства рухнули из-за продаж
Изначально у руководства завода были весьма амбициозные планы на 2023 и 2024 годы. Рассчитывали произвести и реализовать 50 и 100 тысяч автомобилей соответственно. Однако уже к середине прошлого года стало ясно, что такие объемы нереальны.
Поэтому целевые показатели по производству снизили до 30 тысяч в 2023-м и 50 тысяч в 2024 году. Но и это оказалось чрезмерно оптимистично. Недавно план на текущий год опять урезали – теперь ставка делается на 30-35 тысяч автомобилей.
В прошлом году, несмотря на снижение плана, завод выпустил 31 тысячу машин. А вот продать удалось лишь около половины. То есть у дилеров скопилось порядка 15 тысяч нереализованных кроссоверов 2023 модельного года.
И вот теперь с марта к ним добавятся еще 30-35 тысяч автомобилей уже 2024 года выпуска, которые будут стоить дороже на 100 тысяч рублей. Куда девать эти десятки тысяч нераспроданных машин – непонятно. Ведь спроса на них фактически нет.
Даже при условии максимальных скидок в 490 тысяч рублей покупателей это не привлекает. Люди обходят дилерские центры стороной, отдавая предпочтение китайским автомобилям, которых в прошлом году было продано 500 тысяч.
Катастрофические финансовые показатели
По итогам 2023 года «Москвич» показал просто шокирующие финансовые результаты. Его совокупный долг вырос до 43 миллиардов рублей! Это в 2,5 раза больше, чем годом ранее.
Чистый убыток предприятия составил 8,6 миллиардов – рост в 3,6 раза по сравнению с 2022 годом. А вот валовая прибыль рухнула на 75% - с 32 млрд до 8 млрд рублей.
При этом, по словам главы КАМАЗа Сергея Когогина, чтобы хотя бы выйти в безубыточность, «Москвичу» необходимо ежегодно производить и продавать минимум по 40 тысяч автомобилей.
А сегодня даже запланированный объем производства в 30-35 тысяч машин в год кажется фантастическим.
Рискованные эксперименты
В попытке спасти предприятие, его руководство идет на рискованные эксперименты. Так, несколько месяцев назад завод объявил о начале сварки кузовов кроссовера «Москвич-3». Это делается для повышения уровня локализации производства.
Рассчитывают, что чем выше будет доля российских комплектующих, тем меньше придется платить утилизационного сбора, что скажется на себестоимости. Однако пока не факт, что такие меры спасут предприятие.
Еще одно радикальное решение - разработка с 2025 года собственной модели электромобиля. Но в нашей стране такие авто не популярны из-за климата и плохо развитой инфраструктуры зарядных станций.
Поэтому вряд ли электрический «Москвич» кто-то захочет покупать.
Неизбежное банкротство?
Учитывая все эти данные, будущее завода «Москвич» выглядит весьма печально. С такими темпами он долго не протянет. Вполне вероятно, что рано или поздно бюджету это предприятие может попросту надоесть спонсировать.
Не смотря на то, что многие зарубежные автопроизводители, такие как Toyota, Volkswagen, Ford, ушли с российского го рынка и тем самым освободив места на нем для новых автомобильных брендов, «Москвич», судя по всему, к сожалению, не смог этим воспользоваться. И даже легендарность бренда не спасла его!
Теперь следует признать, что его банкротство в ближайшее время выглядит вполне реалистичным сценарием. И это, конечно, не радостная новость для отечественного автопрома.
Как считаете, остались ли у этого легендарного бренда хоть какие-то шансы на спасение? И что для этого потребуется сделать в первую очередь?
Пишите в комментариях!