10K подписчиков

Какой была новая Нива (Часть 2)? Интервью с инженером ВАЗа, который её проектировал

885 прочитали

Это продолжение статьи в формате интервью, в которой мы продолжим узнавать подробности о новом поколении семейства автомобилей Лада Нива. Нашим собеседником по-прежнему остаётся Mr.X, бывший инженер Волжского автозавода, который непосредственно занимался разработкой новых Нив в период с 2020 по 2022 год.

Стоит отметить сразу! Несмотря на то, что данная статья является крайне интересной сама по себе, всё же мы крайне рекомендуем вам ознакомиться с ПЕРВОЙ ЧАСТЬЮ, чтобы быть полностью в курсе нашего продолжающегося разговора. Первая часть уже доступна ЗДЕСЬ. А мы продолжаем…

Тизер простой (базовой) Нивы, которая должна была во многом повторять Дастер и о которой мы подробно поговорили в 1-ой части нашей статьи.
Тизер простой (базовой) Нивы, которая должна была во многом повторять Дастер и о которой мы подробно поговорили в 1-ой части нашей статьи.

Что означает более роскошная длинная Нива? Это что, просто растянутая версия базовой машины?

Отчасти… Во многом эти машины действительно были похожи. Боле того, они полностью копировали друг друга до стойки «B» (средняя стойка кузова). Однако, длинная Нива, которую многие называли «лакшери», имела ряд опций и функций, некоторые из которых были недоступны даже для Дачи Дастер.

Например, к особенностям длинной Нивы можно отнести: подсветку ног у задних пассажиров, сабвуфер с завода, 17-е или 18-е колёсные диски (сейчас уже точно не скажу), автоопускание зеркал вниз при движении задним ходом (очень удобно видеть бордюр при парковке).

Список опций звучит впечатляюще, но что же касается её главной фишки, размера? У неё был свой кузов? И насколько она была больше, чем Дастер/Нива?

Точных размеров сказать не могу, но по сравнению с базовым автомобилем у длинной Нивы была растянута колёсная база и удлинён задний свес. Из-за этого она прямо таки солидно смотрелась. При сложенном заднем ряде и пододвинутых вперед передних сидениях в салоне помещался двухметровый мужик. Расстояние между дверью багажника и спинками передних кресел было 201 см.

Естественно, при таких размерах, багажник тоже не страдал. Его объём был точно больше 500 литров до задней шторки. Точнее на том этапе проекта промерить было нельзя.

Ситуация с длинной Нивой мне более-менее ясна. А что же касается самого далекого для старта проекта? Проекта Нивы off-road. В нём уже была какая-то ясность в 2022 году?

Какая-то была, но не сильно…

Основной фишкой off-road Нивы должна была стать новая трансмиссия с планетарной раздаточной коробкой передач и без дифференциала сзади. При этом на полуосях стояло по вискомуфте. За счёт этого можно было передавать крутящий момент к одному заднему колесу. Я не уверен, что Нива с этой системой полного привода дошла бы до конвейера. В 2021-2022 году её сдвигали вправо по графику.

Есть в интернете статья, где описан похожий полный привод на автомобиле Ford Focus RS. Есть там и интересная схема заднего редуктора, про который было упомянуто выше. Однако, лично я, думаю, что если бы такая Нива и пошла в производство, то она имела бы систему полного привода «Torque Vectoring», которая применяется в Nissan (всё же Ниссан тоже был частью альянса, куда входил и АвтоВАЗ).

Про планетарную раздаточную коробку, к сожалению, мало что знаю. Просто видел её в электронном макете и всё.

Это описание системы полного привода от Nissan, который является частью альянса, в который, до недавнего времени, входил и АвтоВАЗ.
Это описание системы полного привода от Nissan, который является частью альянса, в который, до недавнего времени, входил и АвтоВАЗ.

То есть, как я понимаю, версия off-road должна была быть действительна off-road, а не просто стилистически улучшенной в маркетинговых целях машиной?

Да, так и есть! Ниву вообще думали вывести в отдельный суббренд, который бы ассоциировался с реальными внедорожниками и у этого суббренда точно должен был бы быть настоящий автомобиль для off-road.

Чего только стоит дорожный просвет off-road версии Нивы. Его планировали удержать на уровне 240 мм. И это на полноценной серийной машине!

Так, а чем же всё закончилось в итоге? И что с проектами новых Нив сейчас?

В феврале 2022 года началась война с Украиной. Мы на заводе просто офигели от такого! Понимания того, что будет дальше, мне кажется, не было ни у кого. Но, тем не менее, ещё неделю после 24 февраля мы работали в прежнем активном темпе.

Позже, стадия «офигевания» стала проходить и пришло понимание, что, скорее всего, проекты не будут доведены до конца. Где-то в начале-середине марта людей стали снимать с новых проектов (Искра, Нива) и переводить на срочное импортозамещение (некоторые работали по 12 часов, чтобы хоть как-то импортозаместить Гранту и старую Ниву). Многие былые отечественные поставщики были убиты, в подавляющем большинстве детали на завод поставляли западные фирмы.

Кстати, тогда всерьёз, на мгновение, задумались над тем, чтобы вернуть в машины карбюратор (не шутка), но это не так-то просто и не так-то и дёшево в нынешних условиях. Сейчас всё производство заточено под впрыск.

А что дальше? Людей, как я понимаю, временно сняли с проектов, но что же стало с ними? С проектами.

К концу апреля с завода эвакуировали всех иностранцев. Именно они во многом и толкали проекты на базе реношной платформы (Искра и Нива).

В мае-июне стало ясно, что реношники заберут с собой всё продвинутое ПО для проектирования автомобилей. Тогда на ВАЗе работали в CATIA с надстройкой Enovia (NewPDM). Но после ухода французов её обнулили и откатили до CATIA V5. Далеко не все были этому рады, ибо CATIA V5 это уже очень древняя программа (ей около 20-ти лет).

А дальше, летом, я уволился с ВАЗа. Ибо каких-то перспектив и интересных проектов я там больше не видел. Всё свелось к максимальному удешевлению и упрощению уже и без того простых и очень древних моделей. Руководство, конечно, очень хотело сохранить коллектив, но специалисты стали разбегаться. Проекты Искра и Нива поставили на бессрочную паузу.

Проектирование автомобиля сейчас выглядит как-то так. Перед вами полноценный 3D чертёж, а не "картинка" (изображения взято для примера из сети интернет).
Проектирование автомобиля сейчас выглядит как-то так. Перед вами полноценный 3D чертёж, а не "картинка" (изображения взято для примера из сети интернет).

И много людей ушло?

После увольнения я ещё долго поддерживал связь с коллективом. К концу 2022 года ситуация была такой. Кто-то ушёл в НАМИ, кто-то в CML, кто-то подался в перспективную сферу IT. Некоторые уехали за границу.

Самый пик оттока, конечно же, был когда объявили мобилизацию. Мы тогда решили сосчитать, сколько народа уехало из наших - пальцев не хватило. Люди уезжали одним днём. Сейчас многие талантливые специалисты, отчалившие после мобилизации, работают в Европе, кто-то уехал в Индию, кто-то в Турцию.

И это всё я говорил только про своих. Тех, кого хоть как-то знал. Если же поговорить про весь завод, то даже страшно представить, сколько спецов покинуло ВАЗ. А ведь были ещё и те, кто никуда не побежал, остался, и кого просто забрали во время мобилизации…

Что же, Mr.X, спасибо вам за этот интереснейший рассказ. Теперь мы чуть больше знаем, что мы потеряли пересев на китайские кроссоверы за 2+ миллиона. Надеюсь, нашим читателям понравится эта затяжная статья, и они поделятся своим мнением о новом поколении Нивы в комментариях и вы, Mr.X, тоже сможете его узнать.