Найти в Дзене

Дорога - это вам не путь!

Оглавление

Откуда взялось выражение "скатертью дорога"? Чем отличается путь от дороги? Когда появились первые платные дороги? Как назывались раньше путешественники? И почему путешествовать на колымаге было престижно? На эти вопросы ответит моя сегодняшняя статья.

Большак, шлях, стезя...

В русском языке есть выражение "путь-дорога" и мы обычно воспринимаем эти слова как синонимы, но это неправильно!

Фото автора
Фото автора

Давным-давно, когда дорог в современном понимании ещё не было, наши предки передвигались на дальние расстояния по морям, озерам и рекам. И слово "путь" понималось именно как передвижение по воде.

Фото автора
Фото автора

А дорогой в Древней Руси называлось расчищенное пространство. Корень слова -дор-, родственный глаголам "драть" и "дёргать", буквально означает "выдерганное место", ведь для того, чтобы построить дорогу приходилось расчищать лесные массивы.

Фото автора
Фото автора

Первое упоминание о каком-либо организованном дорожном строительстве на Руси восходит к X веку. В Лаврентьевской летописи был записан призыв киевского князя Владимира Святославовича (Красно Солнышко): "Требите пути и мостите мосты". Датируется запись 980-1015 годами.

Фото автора
Фото автора

Интересно, что это летописное упоминание совпадает с находками документов, касающихся дорожного строительства, в первую очередь – чеков на оплату.

Первые русские дороги создавали с использованием дерева, создавая жердевой настил из веток и бревен.

Фото автора.
Фото автора.

Дороги, которые соединяли города, называли "большаками", то есть большими. Были еще малые дороги - "проселочные" - это между деревнями.

Фото автора
Фото автора

Большие дороги, по которым на Русь приходили гости (чаще всего - торговцы) назывались "гостиницами (гостиньцами)". Некоторые дороги имели свои особые названия. Например, "солоный путь" - дорога, по которой перевозили соль.

Дороги, проложенные в степи, в старые времена назывались - "шляхи".

Фото автора
Фото автора

В XIV при Иване Калите дорог стало больше, а сами дороги стали называть "тракты". Вдоль них в XV веке появилась собственная почтовая служба. Ямские станции устанавливаются между городами с шагом в 40-100 верст, на них имелись трактиры и постоялые дворы ⬇️

В XVII веке появилась пошлина, которая взималась на дорожные работы. И постепенно дерево, как стройматериал, уступило место камню.

Фото автора
Фото автора

В XIX веке большая грунтовая дорога могла уже называться "шоссе", если у неё было твёрдое покрытие (например, щебень) и если она была рассчитана на регулярный проезд гужевого транспорта.

Фото автора
Фото автора

В ХХ веке "шоссе" стали называть только автомобильные дороги.

Фото автора
Фото автора

Ещё было слово "ходьбище" - небольшая, но истоптанная, исхоженная дорога.

Фото автора
Фото автора

Малые дорожки, согласно мнению многих лингвистов, как и сегодня назывались "тропами".

Фото автора
Фото автора

Но это вопрос спорный, потому что слово "тропа" есть в "Слове о полку Игореве", но больше нигде в сохранившихся древнерусских документах не используется. Упомянутый там Боян не мог идти по "тропе Трояна" так, как сегодня люди ходят по тропам, он рыскал по "тропе Трояна" волком, поэтому, скорее всего, "тропой" древние русичи называли лишь цепочку следов.

Фото автора
Фото автора

В польском языке и сегодня слово "троп" обозначает след, а в древнеславянское время словом "троп" первоначально называли звук от шага по земле, заросшей травой, он немножко отличается от "топ", дополнительная буква "р" - это результат шуршания травы при ходьбе. А небольшие дорожки, которые мы называем тропами, в Древней Руси назывались иначе - "стезями (стёжками)","путиками".

Фото автора
Фото автора

А место, где расходятся дороги; перекресток, называлась на Руси "ростань".

Фото автора
Фото автора

Путник, странник, паломник, пилигрим, скиталец...

Слово "путешествие" , кстати, исконно русское. В него вмещены путь, путник, пеший, путина, шествие (старославянское «шьествие»). Отсюда и следует, что это слово означает "шествие пешим путём".

Фото автора
Фото автора

Но на Руси раньше чаще использовали слово "хождение". Поскольку произошло слово из языка церковно-славянских книг, то имело оно религиозную окраску, как и однокоренное слово "ходок". Ходоки – это те, кто совершал путешествие пешком. Куда же могли ходить люди, привязанные к ежедневному труду на земле? Чаще всего ходоками были паломники, те, кто искал в путешествиях духовные знания. Ещё таких людей называли пилигримами.

Фото автора
Фото автора

Были еще калики. Эти странники получили своё название от греческого слова "ка́лиги". Это обувь из кожи, затягивавшаяся ремнем, которую они носили.

Скатертью дорога!

В доавтомобильную эпоху езда по бесконечным российским дорогам бывала нелегка, а то и смертельно опасна.

Фото автора
Фото автора

Отправление в дальний путь было серьёзным событием, которое нужно было хорошенько подготовить, причём требовалось заручиться помощью сверхъестественных сил. В народе говорили: "Попостись, помолись, да и в путь соберись!"; "Не помолившись Богу, не езди в дорогу".

Фото автора
Фото автора

Поэтому и выражение "Скатертью дорога!" было сначала вполне уважительным напутствием, указывающим на желательность того, чтобы дорога была ровной и гладкой, как скатерть. Но со временем это напутствие всё чаще начинало звучать иронически.

Фото автора
Фото автора

Сейчас "Скатертью дорога!" говорят человеку, если его присутствие нежелательно. Вообще, со словом "дорога" есть много фразеологизмов, например:

на дороге не валяется;
идёт своей дорогой;
идёт прямой дорогой;
туда (ему, ей, им) и дорога;
разбойником с большой дороги;
встретиться (столкнуться) на узкой дорожке;
перейти кому−либо дорогу.
Фото автора
Фото автора

Колымага, драндулет и таратайка

На чём же передвигались наши предки по дорогам? Оказывается, самым распространенным транспортным средством в Древней и Средневековой Руси были сани. В письменных источниках слово "сани" или тождественное ему слово "воз" можно обнаружить уже в текстах XI века.

Фото автора
Фото автора

Сани, встречающиеся в деревнях, делились на две группы: грузовые для перевозки клади и выездные для всевозможных поездок. Каждый вид грузовых и выездных саней имел свое название: возок, дровни, пошевни, розвальни, скочки, съездки, кибитка, козыри и т. д.

Для поездок на дальнее расстояние использовали возок. Он был устроен таким образом, что в нем можно было не только сидеть, но и лежать. Возок изготавливали из плотно сбитых досок, обтягивали внутри кожей или тканью. Сохранилось его описание:

"Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадало холодного воздуха. С обеих сторон в нем находились окна и два помещения, куда клали взятые с собой для времяпрепровождения книги и все необходимое для жизни в пути. Спереди над головой висел фонарь с восковыми свечами, зажигавшимися перед наступлением ночи. В низу возка помещались постели, на которых путешественники лежали днем и ночью во время переезда с места на место. Чтобы согреть возок, у ног их ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком".
Фото автора
Фото автора

В возок запрягали одну, две или три лошади. Кучер сидел на облучке или верхом на одной из лошадей. Возки были широко распространены вплоть до конца XVIII — начала XIX века. Они являлись собственностью богатых бояр, позднее - помещиков. Крестьяне возков не имели. В XIX веке возки считались уже некоторым анахронизмом.

Летом использовались всевозможные телеги. Однако вплоть до XVIII века телеги использовали не так широко, как сани. Это объяснялось плохими дорогами, по которым и в летнюю пору можно было проехать только на полозьях.

Фото автора
Фото автора

В XVI—XVII веках в Московском государстве на дорогах появилась "колыма́ги".

Первоначально колымагой назывался "закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия", произошедший, возможно, от колёсных повозок кочевых народов. Использовались колымаги в основном для перевозки знатных женщин, тогда как мужчины до середины XVII века обычно ездили верхом. Некоторые колымаги изготавливались с богатой отделкой: так, в 1667 году царь Алексей Михайлович приказал сделать для своей жены Марии Ильиничны "колымагу деревянную золоченую со всем прибором и по золоту роспись розными цветными краски".

С начала XVII века в Московское государство начали ввозить европейские кареты с рессорами. И после перехода русской знати на кареты словом "колымага" стали уничижительно называть любое транспортное средство плохого качества.

Сейчас для нас синонимами колымаги является "драндулет" и "таратайка". Слова эти заимствованные. Драндулет образовано из польского drynda– "телега, повозка". Таратайка, которую часто ошибочно называют "тараНтайкой" (очевидно, под влиянием слова "тарантас") тоже польское слово: taradajka. Это лёгкая двухколёсная повозка с откидным верхом.

И напоследок - анекдот для вас:

Останавливает гаишник нового русского на 600-м мерсе и спрашивает:
- Ты сума сошел, куда так гонишь?
— Да, вот, купил, выезжаю, смотрю написано: "Москва 2000", ну я и вмазал. ДА РАЗВЕ НА ЭТОЙ КОЛЫМАГЕ СТОЛЬКО ВЫЖМЕШЬ!
Фото автора
Фото автора

А какая дорога для вас стала самой запоминающейся? Пишите в комментариях!

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: