Наш канал обстоятельно раскрывает тему метростроения страны. Сегодня все метрогорода, исключая две столицы, разделены на две группы. Первая группа городов-«счастливчиков» попала в «инфраструктурное меню». Это Нижний Новгород, Красноярск, Челябинск, и примкнувшая к ним Самара. Здесь началось сооружение метрообъектов, и в конце концов, предположительно в период 2025-2027 гг зазвучат бодрые репортажи, что в том или ином из городов перечисленного списка откроются новые подземные дворцы. Получается, что этим мегаполисам удалось вписаться в данный период развития отечественного метростроя.
Но есть среди метрогородов и вторая группа. Этим крупным мегаполисам пока не нашлось места в новом раскладе метростроительства. По какой причине они не попали в «инфраструктурное меню» можно только догадываться. Однозначно, местные региональные власти не лоббировали в федеральном центре свои метроинтересы.
Когда в апреле 2021 года президент объявил о программе инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), власти этих регионов посчитали более приоритетными другие объекты.
Так, Новосибирская область заявила в правительственную комиссию такие объекты, как студенческий кампус в Академгородке, объекты здравоохранения на территории области и др. А вот продление Дзержинской линии метро Новосибирска было отложено на неопределенный срок. Сегодня областное правительство выделило из регионального бюджета на три года сумму в 540 млн руб. на ее проектирование. Предыдущий проект, составленный в прошлые годы, не прошел госэкспертизу.
Также неопределенной остается ситуация с брошенным метро в Омске. Наш канал обстоятельно рассказал увлекательную историю об этом объекте.
Но самым «крепким орешком» для осуществления метропланов стал Екатеринбург. В уральской столице в 2012 году было завершено сооружение первой линии. Казалось, что на очереди вторая линия, трасса которой проходит мимо футбольной арены на 45000 зрителей, места будущих павильонов международного центра ЭКСПО, вдобавок Екатеринбург должен был принять в прошлом 2023 году игры летней Универсиады и отпраздновать 300-летие со дня основания города. Поводов начать строительство второй линии было много. Но во второе десятилетие нынешнего века местные власти не проявили должной настойчивости перед федеральным центром, поэтому вторая ветка так и осталась мечтой горожан.
В тот период, когда была объявлена программа ИБК региональные власти Свердловской области подали заявку в правительственную комиссию о выделении средств для строительства двух трамвайных линий – в микрорайон Академический и в микрорайон Солнечный. На днях был осуществлен запуск движения в Солнечный, в Академический - более двух месяцев назад. Наш канал рассказывал об особенностях этой линии, материал по ссылке.
Местные уральские урбанисты, увидев, как в соседнем Челябинске начато строительство метротрама с подземным участком активно начали развивать тему второй линии метро Екатеринбурга, предложив аналогичное решение – подземный участок в центре города, соединенный с разветвленной трамвайной сетью города. Впрочем, расстояние от идеи до ее воплощения слишком большое. И неизвестно, найдет ли она поддержку у региональных и городских властей. И будут ли они лоббировать ее в московских коридорах власти.
Казанская непрерывка
Но из поля зрения нашего обзора крупных транспортных строек российских мегаполисов-миллионников постоянно выпадает столица Татарстана. А между тем этот город уникален. И не только тем, что здесь построено первое постсоветское метро.
Во время празднования 1000-летия Казани 30 августа 2005 года был открыт первый участок, состоящий из пяти станций. А первыми пассажирами были президенты РФ и Казахстана. Удивительно, но здесь с того момента ни на день не прекращалось сооружение метрополитена. Конечно, большой импульс для его развития дал не только юбилей города, но и подготовка к проведению летней Универсиады-2013, на строительство 3 станций, рядом с которыми располагались спортивные объекты, федерация выделила в виде кредита 15,5 млрд руб.
Впрочем, праздники отшумели, поток средств из федерального бюджета иссяк и руководство республики приняло решение не прекращать строительство метрополитена. С некоторым сдвигом вправо по срокам была достроена «Дубравная» - конечная станция первой линии метро. И в 2018 году начата грандиозная для города-миллионника стройка – вторая линия метро.
Ее первый пусковой участок состоит из четырех станций. «Тулпар», «Зилант», «Академическая» и «100-летия ТАССР» - пересадочная на первую линию и станцию «Дубравная». Далее линия будет продлена в сторону Деревни Универсиады и Республиканской клинической больницы.
На днях в Казани состоялось знаменательное событие. Его можно назвать уникальным в метростроении Российской Федерации. Во время одной церемонии были совмещены две важнейшие технологические операции. Произошел выход тоннелепроходческого щита «Ляйсан» в монтажную камеру на станции «Академическая» и запуск проходки правого тоннеля щита «Айсылу» из котлована этой станции в сторону «100-летие ТАССР». Щиту предстоит пройти более 1 км правого перегонного тоннеля до станции «100 лет ТАССР».
Этот щит прокладывал тоннели казанского метро, а также потрудился щит на строительстве тоннелей московского метро, где проложил почти 9 км подземных трасс на Бутовской, Калининско-Солнцевской и Кожуховской линиях. Его достижения написаны на баннере оболочки передней части этого тоннелепроходческого комплекса.
На днях стало известно, как будут выглядеть три новые станции казанского метрополитена. В институте «Татинвестгражданпроект» завершили работу над формированием их облика. Станция «Академическая», откуда сегодня отправился щит, отдали предпочтение образу ядерного реактора. Медные элементы на потолке станции свидетельствуют о деталях реактора.
Станция расположена на перекрестке улиц Фучика и известного советского физика Евгения Завойского, потому и была выбрана такая тематика, связанная с ядерной физикой.
В оформлении станции «Зилант» архитекторы оттолкнулись от названия. Пространство платформенной части оформили такими элементами, чтобы складывалось ощущение присутствия мифического существа.
И, наконец, станция «Тулпар», расположенная возле ТРЦ МЕГА-Икеа. Здесь стены станции разнообразят детскими рисунками.
И в заключении, стоит отметить, что метрополитен в Казани развивается на средства республиканского бюджета. Когда было объявлено о программе ИБК, предложения от республики в правительственную комиссию касались двух крупных дорожных объектов – Горьковского шоссе и Вознесенского тракта.
Сегодня, когда развитию внутреннего туризма придано приоритетное значение, Казань как один из важнейших центров является достойным туристическим объектом. И, соответственно, метрополитен Казани как часть скоростного транспортного каркаса только улучшает качество мобильности горожан республиканской столицы и гостей города.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz