23 декабря случилось то, чего полтора десятилетия ожидали жители Екатеринбурга. Наконец-то, была построена и начались регулярные перевозки пассажиров на трамвайной линии в самый быстрорастущий микрорайон города - «Академический». Этот проект замысливался еще в середине 00-ых годов. И вот долгожданное событие произошло: первый – пошел!
Дело в том, что сегодня мало кто вспомнит, что в уже далекие нулевые годы была начата реализация федерального проекта «Доступное и качественное жилье гражданам России». Курировал его Дмитрий Медведев. По этому проекту в столице Урала началось возведение крупного жилмассива «Академический».
Потенциальная емкость этой площадки, расположенной на юго-западе Екатеринбурга, составляет 350 тысяч жителей. Расположена она за небольшим лесным массивом, отделяющим ее от основного «тела» города.
Сразу стало понятно, что даже если будет построено жилье для половины от этого числа жителей, остро встанет вопрос выезда транспорта и вывоза горожан. Так и произошло. На первых порах, конечно, можно будет сделать ставку на маршрутки и автобус. Но с ростом числа жителей, они, естественно, вряд ли справятся. Вдобавок пробки. Поэтому, как только началось сооружение жилмассива, девелоперами сразу же был поставлен вопрос о проведении сюда трамвайной линии. Да не простой, а скоростного трамвая! Поскольку Екатеринбург является одним из немногих «трамвайных» городов России, где сохранилась очень разветвленная сеть. Здесь рельсовый транспорт захватывает от четверти до трети городского пассажиропотока.
Первые проработки данного трамвайного проекта начали еще в те годы. В свою очередь, микрорайон рос, как грибы вырастали новые многоэтажные дома. Сегодня население «Академического» подбирается к отметке 150 тысяч. По сути, «Академический» стал главной стройплощадкой города-миллионника на Среднем Урале. Как и предсказывали девелоперы и урбанисты, здесь все туже затягивается узел транспортных проблем отдаленного микрорайона.
Прорывным стал 2021 год, когда в апреле, выступая перед федеральным собранием президентом было объявлено о механизме инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Тогда руководство региона подало в правительственную комиссию заявку о финансировании проекта линии трамвая на «Академический», и второй линии в микрорайон «Солнечный». Заявка была одобрена. В ноябре 2021 года на трассе начались строительные работы. Планировалось, что к празднованию 300-летия Екатеринбурга (август 2023-го) все будет сделано. Но по ряду причин сроки ввода линии были сдвинуты вправо.
За два года были проложены рельсы, оборудована контактная сеть. Уже осенью начались пробные поездки трамваев. И вот 23 декабря первые пассажиры смогли выехать из «Академического» на трамвае маршрута №1.
К сожалению, городские власти не смогли преподнести подарок долго ожидавшим праздника жителям «Академического». К этому моменту они не смогли закупить новый подвижной состав. Поэтому первые пассажиры поехали на старых чехословацких трамваях Tatra. На маршруте первоначально будет курсировать 12 вагонов.
Теперь мэр Екатеринбурга обещает исправится. Алексей Орлов рассказал о том, что в следующем году в город поступят новые вагоны. И это говорит мэр города, средний возраст трамвайного парка которого составляет более 40 лет. Также градоначальник на заседании гордумы отметил, что новая трамвайная линия «повезла». Только за первый рабочий день трамваем воспользовались 16,2 тыс. горожан. Кто бы в этом сомневался?
В планах городских властей продление линии вглубь микрорайона и трамвайная концессия. Трамвайную линию протянут вглубь «тела» микрорайона, будет построено новое трамвайное депо, закуплено 80 новых вагонов. На это необходимо более 8 млрд рублей. Все заботы по омологации системы на себя возьмет концессионер «Мовиста», который уже реализует ряд трамвайных концессий в городах страны.
Новую линию трамвая жители Екатеринбурга ждали много лет. Пока она не слишком соответствует их ожиданиям. К примеру, пока очень большие интервалы движения, маршрут №1 не заходит в центр города, в том числе на центральную улицу Ленина, где имеется трамвайное движение. Кроме того, пассажиропоток оказался настолько большим, что в соцсетях кое-кто стал утверждать – нужна линия метро, два маршрута не вывезут всех «академовцев». Сети заполонили фотографии переполненных трамвайных вагонов.
Но в принципе, линия отвечает требованиям трамвайной сети с ускоренным движением: трамвайные пути проложены в стороне от автомобильной дороги, относительно большие перегоны, позволяющие развивать высокую скорость, минимум пересечений в одном уровне. То есть идея воплощена в жизнь, хотя не полностью. У екатеринбуржцев есть с чем сравнить. Аналогичная трамвайная линия со скоростным движением построена от метро «Проспект космонавтов» до пригорода уральской столицы Верхняя Пышма.
Но все же сегодня запуск «академического» трамвая это большой плюс. Так что после реализации всех планов, трамвайная линия на «Академический» станет одной из важных составных частей транспортной системы города-миллионника, по значению сопоставимой с первой и единственной линией метро Екатеринбурга.