Здравствуйте, уважаемые читатели!
В сети много разговоров и споров о том, как долго можно стоять на холостом ходу, наносит это вред двигателю или нет? Сам я считаю, что холостой ход практически не вредит ДВС и можно так стоять по много часов, если того требует ситуация.
Мой хороший знакомый недавно попал в интересную ситуацию. У него Лада Приора 2015 года выпуска. У машины есть автозапуск, только установкой и настройкой занимался мой товарищ сам. У него в целом все получилось, только вот он как-то умудрился сделать так, что после запуска двигателя, он будет работать либо пока его не заглушат нажатием кнопки на брелке, либо пока не закончится топливо.
У Алексея (так зовут товарища), частный дом и достаточно большая территория, где стоит техника, огород, различные постройки. Машина у него обычно стоит за домом, под навесом. Ее не видно даже в окна.
Он с семьей собирались в гости, так как на улице холодно, Алексей запустил ДВС с брелка и совершенно забыл про это, его отвлекли. Так как через 10 минут к ним заехали товарищи, которые ехали с ними и предложили их подвезти, чтобы не ехать на нескольких авто. Уехали в пятницу вечером, а вернулись в воскресенье к обеду. Все это время двигатель Приоры работал. В машине было около 30 литров топлива и двигатель заглох, только когда оно закончилось.
Как раз в воскресенье, я заехал к Алексею. И он мне рассказал эту историю. Мы вместе поехали на заправку, купили топливо, заправили его Приору и машина завелась, буквально с пол оборота. Двигатель кстати, еще был чуть теплый, видимо топливо закончилось перед самым приездом Алексея.
После запуска, никаких посторонних шумов в моторе мы не услышали. Алексей очень переживал, что загубил ДВС, а я пытался ему объяснить, что ничего страшного не произошло, главное, что вентилятор охлаждения включался, и двигатель не перегрелся. Об этом свидетельствует нормальный уровень ОЖ в бачке.
Мы прокатились на автомобиле несколько километров, Алексей никаких изменений в поведении автомобиля не заметил. Оно и понятно. Единственное, что я посоветовал ему сделать, это поездить некоторое время на высоких оборотах, чтобы выжечь нагар, который мог образоваться.
Давайте сейчас немного поговорим об основных заблуждениях, которые упоминают люди, рассуждая о вреде холостого хода.
Мануал. Некоторые производители в эксплуатационных книжках пишут о том, что стоять на холостом ходу не нужно, даже прогревать не нужно. Нужно понимать, что пишут это не для того, чтобы как продлить ресурс ДВС, а во благо экологии, только и только поэтому!
Многие утверждают, что из-за того, что обороты ДВС низкие, низкое давление масла и его не хватает, для нормальной смазки. В связи с чем происходит увеличенный износ ДВС. Это тоже миф. На холостом ходу, когда ДВС прогрет, все зазоры пришли в норму, масло достаточно жидкое, двигатель работает практически без нагрузки! На современных ДВС стоят шестеренчатые масляные насосы, которые достаточно производительные, даже на холостом ходу.
Теперь о том, что на холостом ходу загрязняются форсунки. Если у вас в авто распределенный впрыск топлива, то на форсунки никак не влияет, как работает ДВС. Так как форсунки достаточно далеко от камеры сгорания.
Если же впрыск непосредственный, то форсунка стоит рядом с поршнем в камере сгорания. По этой причине она зарастает нагаром значительно быстрее. Это конструктивная особенность. Чистить их нужно чаще, примерно раз в 60 000 километров. При непосредственном впрыске, при частых длительных простоях на холостом ходу, форсунки действительно могут зарастать нагаром немного быстрее. Но, незначительно. Примерно на 10-15% процентов будет больше нагар. Это не критично. Вам в любом случае, по-хорошему, нужно чистить их раз в 60 - 70000 километров.
Про масло. Многие меняют масло по пробегу, нужно конечно по моточасам. На холостом ходу масло так же изнашивается. Если ваш автомобиль часто и подолгу стоит на холостом ходу, а счетчика моточасов у вас нет, то можете продолжать менять по пробегу, просто меняйте не раз в 10-12000, меняйте раз в 5000 км и двигатель скажет вам спасибо.
Нагар действительно образуется чуть больше, при работе на холостом ходу. Поэтому, если ваш ДВС часто и длительно работает на холостых оборотах, не забываете иногда ездить на высоких оборотах, чтобы поднимать температуру в камер сгорания и выжигать его.