Существует три основные группы архетипов:
- Архетипы Эго (Невинный, Сирота, Герой и Заботливый)
- Архетипы Души (Искатель, Разрушитель, Влюблённый, Творец)
- Архетипы Духа (Правитель, Маг, Шут и Мудрец)
Это, по сути, три этажа развития, по которым последовательно движется человек: от Эго до Духа.
В каждой группе, как Вы уже успели , наверное, заметить, существует как бы четыре этапа:
- Архетип начала (Невинный, Искатель, Правитель)
- Архетип-испытание (Сирота, Разрушитель, Мудрец)
- Архетип-награда (Герой, Влюблённый, Маг)
- Архетип-мудрость (Заботливый, Творец, Шут)
Так, например, на этапе Эго архетипом начала является Невинный, а на уровне Души — всё начинается с Искателя.
Испытание Эго заключается в том, чтобы выйти из слияния с миром, из невинности, "осиротеть", но обрести в награду собственную силу, цели и границы (Герой).
Испытание Души состоит в поиске себя, своей уникальности, но на этом пути предстоит пережить кризис (Разрушитель).
Однако после освобождения от всего прежнего душе уготовано встретиться с прекрасным, с тем, что трогает сердце, и установить новые связи с миром на основе любви и притяжения (Влюблённый).
Заботливый является венцом развития Эго и завершает его, воплощая в себе всю мудрость первых четырёх архетипов.
На уровне Души человек находит себя и становится Творцом собственной жизни.
Очевидно, что главные трудности выпадают на этапы Сироты и Разрушителя.
Это может быть по-настоящему болезненное время, в обоих случаях — кризисное, и очень важно постараться в нём не застревать.
Сегодня мы поговорим о Сироте, а Разрушитель ждёт нас позже.
Сирота — как уже известно —образуется от потерь и утрат различного рода.
И, в особенности, от отсутствия безусловной любви и принятия в нашем детстве, когда психика только формируется и не является устойчивой.
Ситуация осложняется в том случае, когда такая утрата (а отсутствие заботы, принятия и поддержки переживается именно как утрата) не столь очевидна: оба родителя живы, семья более менее обеспечена, окружающим она кажется благополучной, никто не болеет и не страдает зависимостями.
Не стоит забывать, что архетипы являются выражениями той или иной грани развития, его этапами, и целостными образами коллективного бессознательного.
Однако в ходе этого развития для каждого отдельного человека, в его индивидуальной психике, образуется как бы субличность: Сироты, Невинного, Влюбленного, Творца...со своим уже личным опытом и содержанием.
И чем дольше мы находимся в том или ином состоянии, тем более проявленной становится в нас соответствующая субличность.
Её содержание также может различаться: иногда это —положительный опыт, а иногда она формируется на основе негативного переживания.
В негативных аспектах архетипа лучше не оставаться, тем более, когда речь идёт об архетипах —испытаниях.
Кстати говоря, именно они, как правило, побуждают обращаться людей за психотерапией: чтобы ускорить и облегчить прохождение кризисного этапа. Это — хорошо и правильно. Я поддерживаю!
Есть, однако, и то, что может тормозить движение, консервировать в имеющемся положении.
Например, миф о прощении.
Он, порой, значительно вредит человеку, находящемуся в Сироте.
Часто его уговаривают простить: родителей, семью, одноклассников (если был буллинг), кого-то ещё. Преподносят прощение как рецепт спасения.
Но что означает прощение в психологическом значении слова?
✅ Во-первых, признание причиненного вреда.
Осознание своих чувств по поводу произошедшего, неудовлетворённых потребностей, травм и того, как это влияет на вас сегодняшних.
Если нет никакого ущерба, то нет и предмета для разговора. Так ведь?
✅ Во-вторых, признание того, что опекуны и ответственные за ребёнка люди поступали сознательно, или, по крайней мере, не полностью неосознанно.
Когда люди ведут себя бессознательно, то они точно не в курсе, что творят. Значит, и прощать, собственно, некого.
✅ В-третьих, после осознания реальности прошлого, необходимо с ним смириться, чтобы жить дальше.
Смириться — значит перестать пытаться его (прошлое) как-то изменить. Например, перестать стремиться быть ещё лучше и идеальнее, чтобы заслужить ту любовь и принятие, которых не хватило когда-то, или чтобы что-то кому-то доказать...
Иногда эти "заслуживания" и "доказательства" распространяются далеко за пределы детско - родительских отношений, и переходят в отношения с другими людьми и миром в целом.
Человек может искать признания у партнёров, начальников, друзей, что относятся к нему неподобающе, оставаться рядом с теми, от кого следует уйти, и продолжает углублять свои раны...
Он хранит надежду получить недополученное, вместо того, чтобы осознать свою ценность и искать тех, кто её также способен увидеть.
Если травмы прошлого не осознаны, то они остаются в бессознательном и продолжают формировать наши проблемы и сценарии в настоящем.
Их влияние сказывается не только на отношениях, но и на здоровье, на умении зарабатывать.
Они выражают себя в виде многочисленных симптомов (тревожность, панические атаки и т.д.) и зависимостей (алкоголь, наркотики, любовная зависимость, игромания и прочее).
Поэтому прошлое необходимо признать, чтобы выявить свои эмоциональные дефициты и потребности, и научиться удовлетворять их здоровыми способами.
Но что обычно подразумевают те, кто просит нас простить?
Что предлагается большинством обывателей, пусть даже из хороших побуждений?
Как правило, одно из трёх:
☑️ либо отрицать вред, который был нанесён (мол, "детство как детство", "у всех - так", и "ты слишком большой, чтобы припоминать какие-то ошибки родителей в прошлом", "тебе не следует обижаться")
☑️либо отрицать факт, что вред был нанесён осознанно ("родители сами являются травмированными", "они не знали и не понимали, что вредят, растили, как могли, книг тогда не было" и т.д.)
☑️либо и то, и другое.
А также предлагается поддерживать отношения с родственниками, которые продолжают вести себя по-прежнему.
Одним словом, под призывом прощать часто скрывается отрицание, обесценивание и глубокое незнание тех, кто его советует.
И получается нечто противоположное значению процесса прощения, который хоть и непрост, но целителен!
В действительности же, работа прощения очень похожа на пять стадий горевания: где сначала идёт отрицание, потом — гнев, торг, депрессия, и только после — принятие.
Травмированный человек сначала не осознает травм и пытается действовать как ребёнок из своего детства в попытках заслужить любовь. Это очень похоже на отрицание.
Затем приходит гнев от осознания причиненного вреда и его последствий. На данном этапе может возникать даже ненависть в отношении тех, кто причинил когда-то боль, или кто от этой боли не защитил; на всю несправедливость, что произошла.
Работа прощения завершится тогда, когда не будет ни сильной любви, ни ненависти. Ведь и то, и другое указывает на существующую привязанность (просто одна из них со знаком плюс, а другая — со знаком минус).
Спокойствие, а в некоторых случаях даже здоровое безразличие (если речь идёт про токсичные отношения), укажут на окончание сепарации, после которой можно говорить о возобновлении контактов с семьёй, уже на новых основаниях, или об их завершении.
Но это будет свободным решением.
И те, кто пытаются внушить человеку, будто его детство было в порядке, задерживают его на стадии отрицания.
Есть и другие: кто стыдят за гнев, за обиду, маркируя эти чувства незрелыми и инфантильными.
Они подчёркнуто указывают на несепарированность человека и заставляют его, тем самым, стыдиться и подавлять свои ощущения.
И тогда замороженной, остановленной, является вторая стадия процесса (стадия гнева).
В хорошем варианте нужна валидизация, то есть принятие чувств человека, признание их адекватности и поддержка.
Важно, чтобы росло его доверие к себе, а не внутренний раскол и конфликт. Тогда прощение случится обязательно, но в результате естественного процесса.
Важно и самому дать себе время, возможность проживать чувства безопасно и бережно, уважать свою историю и боль, доверять своему психическому движению...