Найти тему

Книга. North American XB-70 Valkyrie. Самый быстрый бомбардировщик в истории авиации США. Книга. 2024 (Часть 1).

Оглавление
Обложка для книги. Первый, но, думаю, далеко не окончательный вариант.
Обложка для книги. Первый, но, думаю, далеко не окончательный вариант.

Предисловие. Как я решил написать короткий сценария для ролика о необычном самолете, а написал книгу на 500 + страниц.

Пока я переводил сотни и тысячи страниц из разных документов, описывающих этот невероятный самолет - я все думал о вступлении. Как ярко заинтриговать зрителя перед просмотром этого фильма (или чтением статьи, если человек не любит кино)….Но слов я так и не нашел – возможно, Вы найдете их в конце данного произведения, в объеме несколько сотен страниц…

Мне кажется и те люди, что продумывали концепцию этой белоснежной птицы, и работники, что собирали ее в цехе…все они тоже не находили слов…ведь они строили самый быстрый сверхзвуковой тяжелый стратегический бомбардировщик на планете - за всю историю человечества ! Бомбардировщик , настолько сложный в своей конструкции, что на ее описание я потратил месяцы…и спустя месяцы, и годы, представляю Вам мою книгу о “Валькирии” – самолете, что опередил время.

Фото из журнала LIFE. В объективе фотографа Ральфа Крейна. Середина-конец шестидесятых годов XX века.
Фото из журнала LIFE. В объективе фотографа Ральфа Крейна. Середина-конец шестидесятых годов XX века.

Опередивший время. North American XB-70 Valkyrie. Самый быстрый бомбардировщик в истории авиации США.2024. Книга на русском языке.

Вступление.

Любой человек, впервые увидавший этот самолет, навсегда запомнит его облик - удивительную форму, олицетворяющую в себе недостижимый футуристичный потусторонний призрак не наступившего будущего бомбардировочной авиации. Но, если любознательный зритель решит пойти дальше, и ознакомится с детальной историей создания этой машины, то он мгновенно осознает, что завораживающие обличье Валькирии есть результат воплощенных в металле технических решений настолько революционных, что одно их перечисление может занять больше времени, нежели длина нескольких роликов на ютубе что Валькирии посвящены. И я – любитель и фанат авиации – решил отдать дань уважения всем людям, трудившимся над этим легендарным завораживающим сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком. Ведь именно благодаря им, мир получил самолет, настолько опередивший свое время, что даже спустя много лет, после завершения своей службы, он продолжал являться ориентиром для инженеров , мечтавших построить самые лучшие летальные аппараты. Тот задел инноваций, что Валькирия подарила миру, распространился не только на авиационную промышленность (и в США, и в СССР - как для гражданских, так и для военных Л.А), но и на металлургию, электронику, материаловедение. И множество других отраслей промышленности. И даже на автоспорт. И сегодня, без политической окраски и пропаганды, без сарказма и несмешных шуток, Вы узнаете все о том, как в середине XX века люди создавали самый быстрый стратегический бомбардировщик на планете. Вас ждут сотни страниц самой полной информации о Валькирии, "вплоть до каждого болта". А на тех страницах , где моих вычислительных мощностей было недостаточно, я оставлю рядом с переводом оригинальный отрезок на английском, дабы специалисты могли узнать что-то большее. А если жажда знаний в Вас сильна неимоверно, то давайте не буду откладывать в долгий ящик список источников, чтобы был использован при написании книги (это не займет много времени).

Шесть турбореактивных ТРД J93 работают в режиме "103%" на взлете.
Шесть турбореактивных ТРД J93 работают в режиме "103%" на взлете.

- Внимание ! - При написании своей книги по самолету XB70 я использовал следующие источники (книги, архивные фильмы, статьи и прочее), дабы у авиационных специалистов, и просто любителей истории авиации, не было сомнений в том, откуда бралась та или иная информация. Список источников будет пополняться по мере доводки книги. В целом, разделю источники на несколько групп. Ссылка на статью со списком источников - здесь.

Фото из музея National Museum of the United States Air Force (Риверсайд, Огайо).
Фото из музея National Museum of the United States Air Force (Риверсайд, Огайо).

Для удобства прочтения книга будет публиковаться здесь, на Яндекс-Дзене, частями, по 10-15 страниц. И не забывайте подписаться на канал, чтобы ускорить выход новых частей, а также - не пропустить самое интересное (планирую делать книги про SR71, X15 и многие другие уникальные машины). Плюс, ваши подписки на мой Дзен помогают развитию канала. Также, загляните в мой телеграмм канал (https://t.me/race_cars_channel) где публикуются анонсы будущих проектов, и не только. Благодарю за внимание.

Глава 1. Как все начиналось.

Глава 1. Часть 1. Истоки.

В пять раз тяжелее МИГ25 и SR71 Blackbird, построенный из титана, хирургической стали и сотовых панелей – также - снова из стали, но уже из нержавеющей – XB70 "Valkyrie" фирмы North American должен был, используя экзотичное высокоэнергетическое топливо (High Energy Fuels (HEF), на основе бороводородных соединений, лететь несколько тысяч километров на высоте в 21 километр, на крейсерской скорости, равной трем звуковым , и нести смертоносные ядерные боеприпасы. Шесть чудовищно мощных турбореактивных двигателей J93 ,работавших без перерыва несколько часов на форсажном режиме, перемещали бомбардировщик со скоростью 50 километров в минуту относительно поверхности планеты, сжигая тонны горючего на основе бора, по расчетам имевшего примерно такой же вес, что и обычное топливо, и занимавшего примерно такой же объем. HEF топливо генерировало на 40% больше энергии, чем стандартное авиационное топливо JP-4 (Jet Petroleum), которое представляет собой смесь из 50% керосина и 50% бензина. Возможные высокоэнергетические топлива на основе бора включали следующие экзотические варианты прорабатываемые для B70:

* HEV-1: этилдиборан.

* HEF-2: пропилпентаборан.

* HEF-3: этилдекаборан.

* HEF-4: метилдекаборан.

* HEF-5: этилацетилендекаборан.

А какие размеры…Да, B36 и B52 были сопоставимы с детищем фирмы North American по габаритам. Но по скорости…. Валькирия являлась быстрейшей. B48 – ближайший конкурент из США – отставал на сотни и даже тысячи километров в час. Но это еще не все…Ранние проекты Валькирии были настолько невообразимыми, что не шли не в какое сравнение даже с фантазиями немецких военных теоретиков, воплощенных в эскизах и проектах середины сороковых – пресловутые “Вундер Ваффе”, на фоне идей заокеанских инженеров конца пятидесятых, показались бы верхом логичности. Это были золотые 1950-е годы. Ягуары и Феррари побеждали в Ле-Мане. Элвис Пресли потряс мир песней "Hound Dog", сенатор Джозеф Маккарти видел красных коммунистов под каждой кроватью, а у Cadillac хвостовые плавники становились все больше и длиннее с каждой новой моделью. Это было время оптимизма, паранойи и потребительского роста, а Соединенные Штаты Америки стремились стать единственной сверхдержавой в мире. Тем временем на чертежных досках North American Aviation (NAA), в Южной Калифорнии, формировался новый проект невероятного стратегического бомбардировщика с крейсерской скоростью в 3 Маха — B-70 Valkyrie. Но обо всем по порядку. Начнем с начала.

Пара ранних проектов, предложенных фирмами North American и Boeing по программе WS110.
Пара ранних проектов, предложенных фирмами North American и Boeing по программе WS110.
Один из ранних проектов по программе WS110, внешне уже напоминает то, что было воплощено в металле. О них буду рассказывать далее.
Один из ранних проектов по программе WS110, внешне уже напоминает то, что было воплощено в металле. О них буду рассказывать далее.

Альфа и Омега.

Концепция стратегических бомбардировок восходит к еще к началу 20 века, и к мистеру Гарольду Ли Джорджу. Пионер американской авиации, и ярый сторонник теории промышленной сети, Джордж преподавал в Тактической школе авиационного корпуса (ACTS-Air Corps Tactical School), и благодаря своим идеям оказал влияние на значительное число летчиков, проходивших через кафедру — тех, кто в будущем получит сильные политические позиции во время и после Второй Мировой Войны.

Гарольд Ли Джордж. 19 июля 1893 — 24 февраля 1986.
Гарольд Ли Джордж. 19 июля 1893 — 24 февраля 1986.

Гарольд Ли Джордж (19 июля 1893 - 24 февраля 1986) был пионером американской авиации, который помог сформировать и продвинуть концепцию высокоточных дневных бомбардировок. Ярый сторонник теории промышленной сети. Его описывают как лидера бомбардировочной мафии – группы людей в рядах ВВС, которая выступала за создание независимого военного подразделения, что должно было включать в себя исключительно тяжелые бомбардировщики.

Гарольда Ли Джорджа описывают как лидера так называемой "бомбардировочной мафии" - группы людей в рядах ВВС, которая выступала за создание независимого военного подразделения, что должно было включать в себя исключительно тяжелые бомбардировщики. Гарольд изучал аэронавтику в Принстонском университете - учился летать в Лав-Филд, штат Техас, впервые совершив боевой вылет 29 марта 1918 года. Он отправился во Францию, где в сентябре того же года получил первое назначение в 7-й авиационный учебный центр в Клермоне. Два месяца спустя его отправили на сражения при Маасе-Аргонне, где он пилотировал бомбардировщик в составе 163-й бомбардировочной эскадрильи 2-й дневной бомбардировочной группы. За одну неделю 163-я эскадрилья совершила 69 боевых вылетов. В них-то Гарольд и заметил, что массированные налеты бомбардировщиков наносили серьезный ущерб обороне противника, и тем самым уменьшали потери атакующих союзных сил. Во Франции мистер Джордж встретил того самого Уильяма «Билли» Митчелла и убедился, что видение Митчелла относительно будущего ВВС (и касательно создания полностью независимых ВВС), было наиболее верным направлением развития для американской авиации.

После войны Джордж был направлен в 49-ю бомбардировочную эскадрилью в Келли-Филд, штат Техас, где в апреле 1921 года получил звание старшего лейтенанта. Затем, он служил в 14-й бомбардировочной эскадрилье в Лэнгли-Филд, штат Вирджиния, и на Абердинском полигоне - штат Мэриленд. С 1921 по 1923 год Гарольд Ли Джордж помогал Митчеллу в "мероприятиях" демонстрации эффективности бомбардировок посредством потопления старых линкоров, и поддерживал разработку тактики проведения воздушной атаки на линейные корабли. В августе 1925 года Джордж отправился в Вашингтон, получив назначение на должность главы отдела бомбардировок в оперативном дивизионе армейского авиационного корпуса США (Bombardment Section in the United States Army Air Corps Operations Division).

Глава 1. Часть 2. "Бомбардировочная мафия".

Бомбардировочная мафия - как она есть. Donald Wilson, затем Haywood S. Hansell, и Laurence S. Kuter.

(‘Bomber Mafia’. With Haywood S. Hansell, Laurence S. Kuter and Donald Wilson, George researched, debated and finally codified what the men believed would be a war-winning strategy that Wilson had termed as the ‘industrial web theory’. This was a military concept which stated that an enemy’s industrial power could be attacked at nodes of vulnerability, and thus the enemy’s ability to wage a lengthy war could be severely limited and his morale – his will to resist – brought down).

В июле 1929 года Джорджу было приказано отправиться на Гавайи: в составе 5-й смешанной группы (5th Composite Group) в Люк Филд, обслуживавшей Перл-Харбор - там он прослужил два года. В сентябре 1931 года был переведен в Максвелл-Филд, штат Алабама, для обучения в Тактической Школе Авиакорпуса США (Air Corps Tactical School), где помогал совершенствовать преподаваемую там доктрину высокоточных дневных бомбардировочных налетов. После выпуска стал инструктором в A.C.T.S, преподавал тактику воздушной войны и доктрину точного бомбометания, а также стал фактическим лидером влиятельной "бомбардировочной мафии". Вместе с Хейвудом С. Ханселлом, Лоуренсом С. Кутером и Дональдом Уилсоном, Джордж исследовал, обсуждал и, наконец, систематизировал то, что, по его мнению, и мнению данных премногоуважаемых джентльменов, должно было стать стратегией победы в будущей войне - Уилсон нарек ее "теорией промышленной сети" (industrial web theory’.). Это была военная концепция, в которой говорилось, что промышленная мощь противника может быть уничтожена путем совершения атак на уязвимые точки. Таким образом, способность врага вести длительную войну может быть серьезно ограничена, а его боевой дух — воля к сопротивлению — подавлен. О теории промышленной сети можно говорить очень и очень долго, но дабы чрезмерно не увеличивать объем текста, я не стану отклоняться на эту, безусловно, интересную ветвь развития авиационной истории. Более подробно об этом можно почитать в различных англоязычных статья на просторах Интернета. Двигаемся дальше.

В 1934 году Джордж был назначен директором Департамента воздушной тактики и стратегии (Department of Air Tactics and Strategy) и активно продвигал доктрину высокоточных бомбардировок. Именно благодаря своему руководству в ACTS Джордж стал известен как неофициальный лидер некой группы людей в Армейском Авиационном Корпусе (USAAC) - сомкнув ряды, сторонники Гарольда Ли Джорджа активно продвигали исключительно концепцию высокоточных дневных бомбардировок как стратегически верную, победоносную доктрину предполагавшую использование массированных воздушных флотов тяжелых бомбардировщиков в качестве основной ударной силы – силы, независящей от нужд сухопутных или морских родов войск . Эта концепция повлияла на несколько поколений стратегов в Армейском Авиационном Корпусе (USAAC) и ВВС США (USAF) - за исключением периода, когда Армейский Авиационный Корпус (USAAC) принял тактику зональных бомбардировок в стиле британских RAF (используя B-29 над Японией), что привело к сбросу двух атомных бомб в августе 1945 года – и так вплоть до начала 1970-х годов, и миссии Linebacker II над Вьетнамом. Эта доктрина, без сомнения, также сильно повлияла на конструкторов тяжелых летательных аппаратов.

Джордж получил звание майора в июле 1936 года. В следующем году окончил Командно-штабную школу в Форт-Ливенворте, штат Канзас, и вернулся в Лэнгли в качестве командира 96-й бомбардировочной эскадрильи Главного Штаба (General Headquarters). Позже, побывал в Южной Америке, в рамках серии полетов доброй воли USAAC - в феврале 1938, и ноябре 1939 года. В 1940 году он принял командование 2-й бомбардировочной группой.

Теория промышленной паутины (industrial web theory) была конкретизирована на бумаге Отделом Планирования Воздушных Войн (Air War Plans Division). План был представлен на одобрение Объединенному Совету Армии и Флота (Joint Army-Navy Board) в середине 1941 года под обозначением AWPD-1, что расшифровывалось как "план номер один отдела планирования воздушной войны" (Air War Plans Division, plan number one). Усовершенствование AWPD-1 произошло в августе 1942 года после восьми месяцев участия Америки во Второй мировой войне. Новый план получил название AWPD-42 и был представлен Объединенному комитету начальников штабов. Но ни AWPD-1, ни AWPD-42 не были утверждены в качестве планов или стратегий боевых действий - они были просто приняты в качестве ориентира по производству военной техники, необходимой для выполнения возможных будущих авиационных бомбардировочных доктрин. Наконец, в течение 1943 года, на ряде встреч американских и британских военных стратегов, был выработан новый план - теория промышленной сети будет воплощена на практике с началом совместных англо-американских наступлений бомбардировщиков (Anglo-American Combined Bomber offensive или CBO). Но, в итоге, теория промышленной паутины не достигла своих целей, в полной мере, так сказать. Да, в течении войны различные цели выбирались и атаковались воздушными армадами, но не проводилась оценка результатов потенциального ущерба в свете взаимозависимости атак от ущерба и других факторов. Командиры американских бомбардировочных соединений утверждали, что точечные атаки проводились, но в начале 1944 года плохая погода над Европой помешала визуальному наблюдению, и бомбы сбрасывались с помощью неточных радиолокационных методов, через облачный покров – без разбора, так сказать - что привело не к разрушению важных промышленных узлов, а к общему уничтожению населения. Фактически, к сентябрю 1944 года все притязания на точность были отброшены, когда генерал Дуайт Эйзенхауэр приказал провести бомбардировку Берлина. К тому времени бомбардировки были не столько стратегическими, сколько тактическими, чтобы ослабить военную мощь Германии, и тем самым ускорить продвижение союзных сухопутных войск.

Dwight David Eisenhower. Эйзенхауэр по прозвищу  "Айк" (Ike). 1890 — 1969.
Dwight David Eisenhower. Эйзенхауэр по прозвищу "Айк" (Ike). 1890 — 1969.

Тем не менее, налеты тысяч бомбардировщиков не смогли вовремя причинить фатальный ущерб промышленности Рейха и сократить объем производства военной техники - когда производство оружия в Германии катастрофически замедлилось (в третьем квартале 1944 года), на страну было сброшено только 30% от общего тоннажа бомб. Но и это случилось только после того, как союзные войска достигли франко-германской границы, и война на земле вошла в свою финальную стадию. Требовались данные для анализа. В итоге, Германия была завоевана вторжением сухопутных войск - а не сдалась в результате бомбардировки, да и боевой дух противника существенно не пострадал. Да и ни одно население, подвергавшееся бомбардировкам во время Второй мировой войны, не утратило воли к сопротивлению. Ведь на Тихом океане именно Император, а не народ, решил, что Япония должна сдаться. Несмотря на некоторые неудачи при практическом применении, концепция стратегических бомбардировок, нацеленных на сокрушение критических точек в промышленности, стала первой основной доктриной ВВС США в 1947 году – теперь новообразованной и независимой организации.

Глава 1. Часть 3. Стратегическое воздушное командование.

Сторонники стратегических бомбардировок в целом, и в частности генерал Кертис Лемей, продолжали продвигать вышеупомянутую доктрину в новой ядерной эпохе - Стратегическое авиационное командование (Strategic Air Command - SAC) выбрало ориентир нового видения, модифицированного с учетом потребностей холодной и угрозы ядерной войн.

Curtis Emerson LeMay. Один из самых знаменитых генералов в истории авиации.
Curtis Emerson LeMay. Один из самых знаменитых генералов в истории авиации.

Первоначальной штаб-квартирой SAC был выбран Боллинг-Филд – он же штаб расформированных Континентальных ВВС (Continental Air Forces - CAF) в Вашингтоне, округ Колумбия. Его первым главой стал Джордж Кенни. Десять дней спустя пятнадцатая воздушная армия была передана командованию в качестве первой воздушной армии - в распоряжение организации. В июне 1946 г. была дополнительно назначена Восьмая воздушная армия. А тем временем Штаб-квартира SAC переехала на авиабазу Эндрюс, штат Мэриленд - 20 октября 1946 года.

Эмблема Strategic Air Command на фюзеляже.
Эмблема Strategic Air Command на фюзеляже.

И так – Стратегическое Авиационное Командование было создано для выполнения дальних бомбардировок в любой точке мира, но из-за множества факторов, включая массовую демобилизацию после Второй мировой войны, и недовольства господина Кенни, вследствие его назначения в качестве главы организации, первые два года своего существования Стратегическое Авиационное Командование "существовало", в основном, только на бумаге. Наступило 18 сентября 1947 года, и на свет появились ВВС США (United
States Air Force) в их современном виде. Ведь до этого момента они находились в составе Армии США. Ситуация начала меняться стремительно, когда 19 октября 1948 года тогдашний генерал-лейтенант Кертис ЛеМэй, который десятью годами ранее был всего лишь скромным первым лейтенантом (1st Lieutenant - и так стремительно был повышен в звании), в итоге возглавил Стратегическое Авиационное Командование. Для истории "Валькирии" назначение Ле-Мэя на эту должность еще сыграет свою роль. А пока, вскоре после принятия командования, 9 ноября, ЛеМэй передислоцировал SAC на авиабазу Оффатт, к югу от Омахи, штат Небраска. Именно под руководством Кертиса Стратегическое Авиационное Командование (SAC) разработало технические возможности, ввело стратегическое планирование и регламентировало процедуры оперативной готовности для выполнения будущих миссии по нанесению ударов в любой точке мира (
technical capabilities, strategic planning and operational readiness to carry out its stated mission of being able to strike anywhere in the world). В частности, под командованием ЛеМея SAC внедрило и интегрировало в свою деятельность новые технологические разработки в области дозаправки в воздухе, инициировало создание программ в области производства мощнейших реактивных двигателей и новейших баллистических ракет.

Фото © Hulton-Deutsch Collection/CORBIS - Getty Images. Демократия, свобода, конфлит в Корее. Оригинальная подпись под фото: "America Defends Her Freedom - An Armed Forces Day Historical Feature. US Air Force Superfortresses drop their bomb loads on a strategic target during the Korean conflict"
Фото © Hulton-Deutsch Collection/CORBIS - Getty Images. Демократия, свобода, конфлит в Корее. Оригинальная подпись под фото: "America Defends Her Freedom - An Armed Forces Day Historical Feature. US Air Force Superfortresses drop their bomb loads on a strategic target during the Korean conflict"

(Strategic Air Command Strategic bombing proponents – in particular General Curtis E LeMay –continued to promote the doctrine into the nuclear age, forming Strategic Air Command (SAC) to carry out a vision modified to fit the needs of the Cold War and the threat of nuclear warfare. SAC’s original headquarters was Bolling Field, the headquarters of the disestablished Continental Air Forces (CAF) in Washington, DC. )

У ЛеМэя было несколько прозвищ: "Бум-бум ЛеМэй" (Boom-Boom LeMay), "Старые железные штаны" (Old Iron Pants), "Бомбы пошли/бомбы прочь, ЛеМэй" (Bombs Away LeMay) и, вероятно, самое красноречивое - "Старые железные яйца" (Old Iron Balls). Во время Второй мировой войны он сражался как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий, прежде чем вернуться в Европу, в 1948 году, чтобы курировать организацию воздушного моста для снабжения блокированного советскими войсками Западного Берлина. В 1948 году, вернувшись в США ,он возглавил командование SAC, тогда состоявшее всего из нескольких неукомплектованных бомбардировочных групп с Боингами B-29, оставшихся ещё со времен Второй мировой войны. Менее половины имевшихся в распоряжении командования самолетов находились в летном состоянии, а экипажи были недостаточно качественно обучены. И когда ЛеМэй приказал провести учения по бомбардировке Дейтона, штат Огайо, большинство бомбардировщиков промахнулись, не попав в цель…как минимум на одну милю! "У нас не было ни одного экипажа, ни одного экипажа во всей команде, который мог бы выполнять профессиональную работу", — отметил ЛеМэй. Из "этого" Кертис, имея решимость и неисчерпаемую энергию, создаст одну из самых передовых авиационных армий планеты, но много позже. А пока, по пришествии определенного времени, основными боевыми самолетами, вошедшими в состав Стратегического Командования, были исполинские шестимоторные Convair B-36 Peacemaker (Миротворец), реактивные Boeing B-47 Stratojet и – и, наконец, передовые Boeing B-52 Stratofortres. B52 настоящий долгожитель армии Америки, на момент 2023 года до сих пор состоящий на вооружении. Массивный B-36 Peacemaker был стратегическим бомбардировщиком, построенный Convair и эксплуатируемый исключительно ВВС США. B-36 был самым большим серийным самолетом с поршневыми двигателями (из когда-либо созданных) в одной из последних модификаций дополненных четырьмя реактивными двигателями. У него был самый большой размах крыльев среди всех когда-либо построенных боевых самолетов – 70 метров – именно боевых, хотя были и более крупные военно-транспортные летательные аппараты. B-36 стал первым бомбардировщиком, способным нести ядерное оружие, которое полностью помещалось в бомбоотсек самолета. Имея дальность полета более 9500 километров, и максимальную полезную нагрузку почти 33 тонны, B-36, также, стал первым действующим бомбардировщиком с подтвержденной межконтинентальной дальностью полета. О данном самолете существует фильм из цикла ”Знаменитые самолеты. В36” на Ютубе, который я настоятельно рекомендую к просмотру всем любителям авиационной истории.

B-36, включая его варианты GRB-36, RB-36 и XC-99, находился на вооружении в составе SAC с 1948 по 1959 год. Boeing B-47 появился в связи с назревшей необходимостью к 1943 году удовлетворить потребности ВВС США в реактивном разведчике и бомбардировщике, и, попутно, стимулировать производителей авиационной техники на инициирование исследований в области создания передовых реактивных бомбардировщиков. Boeing был одной из компаний, ответивших на эту необходимость, в виде первоначально предложенной модели 424, являвшейся, в основном, уменьшенной версией Boeing B-29 Superfortres, и оснащенной четырьмя реактивными двигателями. В течение следующего года "потребность" превратилась уже в официальный билль на проектирование нового бомбардировщика с указанной максимальной скоростью 900 кмч, крейсерской скоростью около 700 кмч, дальностью полета более 5500 км, и практическим потолком около 14000 метров.

После того, как была завершена разработка, в апреле 1946 года ВВС США , наконец, разместили заказ на два прототипа, получивших обозначение "XB-47". Сборка началась в июне 1947 года, а первый ХВ-47 сошел со стапелей 12 сентября. Прототип XB-47 совершил свой первый полет 17 декабря 1947 года - под управлением летчиков-испытателей Роберта Роббинса и Скотта Ослера. По плану, SAC должно было эксплуатировать B-47 Stratojet (версии B-47, EB-47, YRB-47 и RB-47) с 1951 по 1965 год. Еще один грозный тяжеловес, которого стоит упомянуть в рамках книги (и будущего фильма для которого эта книга мною и писалась) – легендарный B52 – который, начиная с первоначальных требований по контракту от 5 июня 1946 года, конструктивно эволюционировал от самолета с прямым крылом (и шестью турбовинтовыми двигателями), до окончательного прототипа YB-52 с восемью турбореактивными силовыми установками размещенными на стреловидном гибком крыле. Самолет впервые поднялся в воздух 15 апреля 1952 года, с Тексом Джонстоном (‘Tex’ Johnston) в качестве пилота: созданный для выполнения боевых действий с ядерным оружием во время холодной войны, дозвуковой реактивный B-52 Stratofortress пришел на смену морально устаревшему "поршнево-реактивному" исполину Convair B36. Несмотря на то, что Stratofortres является ветераном ряда войн, в бою он сбрасывал только обычные боеприпасы, хотя их масса была огромна и доходила до 70 000 фунтов (31.7 тонн). В свое время его название “Stratofortress” редко использовалось в официальных целях; персонал ВВС называл его BUFF - Big Ugly Fat Fucker (большой уродливый толстый ублюдок). Тем не менее, этот бомбардировщик, как я упоминал ранее, все еще находится на вооружении. Кажется, что с таким оснащением в пятидесятых и шестидесятых можно было смело противостоять любой угрозе, но время стремительных изменений только близилось. И для удержания превосходства над вероятным противником требовались гораздо более высокотехнологичные, передовые и быстрые самолеты. И Кёртис это понимал.

Получив свою четвертую звезду, в 1951 году, в возрасте 44 лет, ЛеМэй стал самым молодым "четырехзвездным" генералом в американской истории, со времен Улисса Гранта - он стал самым молодым четырехзвездным генералом в современной истории, а также, дольше всех прослужил в этом звании. В 1956-ом и 1957-ом годах ЛеМэй провел испытания системы круглосуточного оповещения для бомбардировщиков и заправщиков (24-hour
bomber and tanker alerts), поддерживая постоянную готовность некоторых бомбардировщиков. ЛеМэй возглавлял SAC до 1957 года, наблюдая за его преобразованием в современную и эффективную силу, использовавшую быстрые реактивные машины. Срок пребывания Лемея в должности был самым продолжительным в военном командовании почти за сто лет. Стоит, вкратце, охарактеризовать некоторые взгляды генерала – ряд исторических данных свидетельствуют о том, что ЛеМэй выступал за оправданный превентивный, или ,так называемый "первый удар" в ядерной войне. Определенное число документов, датируемых периодом, когда он командовал SAC, показывают, что ЛеМэй выступал за упреждающее нападение на Советский Союз, если бы стало ясно, что Советы готовятся атаковать силы SAC, или Соединенные Штаты. В этих документах, представлявших собой, например, стенограммы выступлений в Национальном военном колледже (National War College), или на конференции секретарей 1955 года на базе морской пехоты Квантико (1955 Joint Secretaries Conference at the Quantico Marine Corps Base), ЛеМэй явно выступал за использование сил SAC в превентивном ударе , если это станет необходимо. Однако, в отличие от распространенного мнения, которое имело место появиться позже , мало свидетельств того, что ЛеМэй когда-либо выступал за несанкционированное или неоправданное ядерное нападение на Советский Союз - в манере некоего офицера-ренегата, начавшего ядерную атаку без разрешения президента. Напротив, письмо ЛеМэя от декабря 1949 года, начальнику штаба ВВС генералу Хойту Ванденбергу, указывает на то, что Кертис был обеспокоен наличием у политического руководства страны явных рычагов для инициализации процедур по нанесению превентивного ядерного удара в сторону Советского Союза. Это письмо, хранящееся в Библиотеке Конгресса (Library of Congress), вместе с другими архивными документами генерала, показывает, что ЛеМэй не желал действовать за пределами полномочий, предоставленных ему как военному офицеру, и что он, также, признавал конституционную и первостепенную роль политического руководства в принятии решения о начале войны.

ЛеМэй был назначен заместителем начальника штаба ВВС США в июле 1957 года, и проработал в этой должности до 1961 года, став пятым начальником штаба ВВС США, после выхода на пенсию генерала Томаса Уайта. Его вера в эффективность стратегических воздушных операций, по сравнению с тактическими ударами и наземными действиями, привела к возникновению нового направления политики ВВС - во время пребывания Ле Мэя на посту начальника штаба. Но не все шло хорошо в американском бомбардировочном королевстве…В качестве начальника штаба ЛеМэй неоднократно конфликтовал с министром обороны Робертом Макнамарой (Secretary of Defense
Robert McNamara), министром ВВС Юджином Цукертом (Air Force Secretary Eugene Zuckert), и председателем объединенного комитета начальников штабов - генералом армии Максвеллом Тейлором (chairman of the Joint Chiefs of Staff, Army General Maxwell Taylor). В то время ограничение бюджетных ассигнований, и проработка рядя последовательных стратегий ведения ядерной войны привели к тому, что вооруженные силы находились в постоянном движении – организационном и техническом, если так можно выразиться. Каждый из американских родов войск постепенно отказывалась от реалистичных оценок будущих конфликтов в пользу развития собственного ядерного и неядерного потенциала. В разгар этой борьбы, дабы увеличить ассигнования в свою пользу, армия США даже реорганизовала свои дивизии для ведения сухопутных войн на полях сражений, подвергшихся радиационному облучению, разработав пушки и минометы, использовавшие в качестве боеприпасов ядерные снаряды и мины, соответственно. ВМС США, в свою очередь, предложили доставлять стратегическое ядерное оружие с авианосцев, предназначенных для нахождения в относительной близости от территории СССР. Тем не менее, не смотря на всю эту борьбу между родами войск, командная структура SAC пережила полную реорганизацию в столь стремительно меняющейся реальности послевоенных конфликтов - оставшись в том виде, что подходил для намеченных целей. Вполне вероятно, именно за счет грамотных действий ЛеМэя.

Конец первого фрагмента. Часть 2 здесь.