Иметь дело с порядочными людьми хорошо. Потому что они не втыкают нож в спину, не злословят, не выдают доверенных им секретов и всегда поступают как должно, буквально по кантовскому императиву, даже если это в ущерб им самим. Порядочный человек — гарантия надежности. Общаясь с порядочным человеком, ты утверждаешься в мысли, что в этом сбрендившем мире все-таки есть какие-то островки нормальности. Порядочный человек — это нормальность. От него можно отталкиваться, оценивая других.
Являясь качеством личности, порядочность входит в круг моральных категорий. Однако, есть в ней особенность — она не является каким-то отдельным свойством человека, а целой совокупностью таких свойств.
То есть, когда мы говорим, что какой-то человек порядочен, то имеем в виду, что он честен, скромен, надежен, уважает людей, держит слово, готов помогать, если это необходимо, и т.д. У такого человека есть внутренний нравственный стержень, на котором держатся все эти качества. Я бы сказала, что в нем ярко выражен категорический императив, по закону которого он действует интуитивно.
Я как-то писала в другом своем блоге об анабаптисте Дирке Виллемсе, жившем в XVII веке в Голландии и заключенном в тюрьму за свои убеждения. Так вот, он сумел бежать из темницы по замерзшей реке, за ним погнался стражник. И этот стражник провалился в полынью, а Виллемс, увидев это, вернулся и спас его. Спасенный стражник тут же схватил беглеца и вернул в тюрьму. Виллемса потом сожгли на костре.
Теперь вопрос: кто в этой истории порядочный человек?
В русском языке слово «порядочность» появилось на рубеже XVIII–XIX веков, тогда же появилось и слово «честность», кстати. В словаре Даля есть понятие «порядочный человек», оно определяется как «любитель порядка, или ведущий, держащий себя изрядно, прилично, как должно». То есть, как мы видим, по смыслу оно еще не является этической категорией, а просто обозначает человека, склонного к порядку и ведущего себя, как положено. Постепенно понятие порядочности обрело более конкретный смысл и стало означать хорошо воспитанного человека из дворянского сословия. Тогда слово «благородный» было обозначением происхождения, а не морального качества. Это же относилось и в порядочности.
К ХХ веку порядочность понималась уже как этическая категория, и в словаре Ожегова порядочный человек определяется как «достаточно высокий в моральном отношении; не способный на низкие поступки». Этот смысл сохраняется и сейчас.