Год назад турецкий президент Эрдоган с пафосом представил новейший истребитель 5-го поколения KAAN (рабочее название - TF-X). Самолет был создан турецкими компаниями в рамках программы «Национальный боевой самолет» (Milli Muharip Ucak, MMU). Новым самолетом предполагается заменять американские F-16, по словам турецкой стороны, их машина будет конкурировать с истребителями F-35 и F22. Довольно смелое утверждение, но что по факту?
Турция стремится стать ведущей страной, производящей все виды вооружений, причем не только для себя, но и на экспорт. Получается так себе. В 2010 году турки замахнулись на создание истребителя 5-го поколения, не имея опыта в создании истребителей. Да, Турция производит БПЛА, хотя и их назвать прорывными и сильно опасными нельзя.
Известные ТТХ истребителя Kaan:
- Длина 21 метр;
- Размах крыльев 14 метров;
- Высота 6 метров;
- Максимальная скорость 1,8 Маха;
- Максимальный взлетный вес: 27 215 кг;
Кроме того, истребитель защитят бронеплитами на основе бора, а 72% мировых запасов бора именно в Турции. Также истребитель будет малозаметен для радаров противника.
В подфюзеляжном отсеке будут размещаться 4 ракеты средней и большой дальности, в двух боковых небольших отсеках поместят по две ракеты «воздух-воздух» малой дальности.
Радар – турецкого производства, характеристики неизвестны. Программное обеспечение – турецкое, по информации, будет содержать около 20 млн строк кода. Будут варианты как с двумя двигателями, так и с одним.
Утверждается, что истребитель сможет работать в связке с БПЛА, один пилот будет управлять самолетом, второй – беспилотниками.
Двигатели
А вот тут начинается самое интересное. Двигателей у Турции нет, как нет опыта в их создании. Разработка своего двигателя займет не одно десятилетие, и не факт, что получится что-то путное.
То есть, сначала будут устанавливать двигатели иностранного производства. По этому поводу турки сотрудничают с General Electric (США), двигатели от этой компании и будут устанавливаться на «Kaan».
Кроме того, планируется привлекать помощь от шведской Saab AB, о сотрудничестве с которой договаривался Эрдоган, а также с Италией, которая выразила желание поделится технологиями создания истребителя 4-го поколения «Typhoon».
Возможно, что Турция присоединится к южнокорейскому проекту по созданию истребителя KF-X, а также к бразильским разработчикам. В турецкой программе принимает участие и Пакистан.
Но проблема с двигателями никуда не денется еще очень долго, Китай вон до сих пор бьется над этой задачей, при этом наклепав истребителей 5-го поколения.