Последнее выступление Питера Гэбриэла в качестве солиста "Genesis" состоялось 22 мая 1975 года в Безансоне, Франция. Его товарищи по группе уже несколько месяцев знали, что он покидает группу, но они держали новость в секрете от прессы и завершили свое мировое турне в поддержку амбициозного двойного альбома The Lamb Lies Down on Broadway. Следующие шаги барабанщика Фила Коллинза, басиста / гитариста Майкла Резерфорда, клавишника Тони Бэнкса и гитариста Стива Хэкетта были неясны. Останется группа вместе или нет?
Хэкетт почти сразу же отправился в Kingsway Recorders в Лондоне, чтобы записать сольный альбом (Voyage of the Acolyte, выпущен в октябре того же года). Genesis оказались в подвешенном состоянии. Бэнкс, Резерфорд и Коллинз могли остаться втроем. Когда осенью Genesis наконец собрались в лондонской Trident Studios, они "носились" с идеей стать полностью инструментальной группой. Их сопродюсер Дэвид Хентшел, который много лет работал с ними в качестве оператора и инженера, поддерживал все, что они хотели делать.
В рекламе, которую они дали в Melody Maker, они сообщили о прослушивании в "группу типа Genesis”. Она привлекла большое количество претендентов, но мало кто оказался подходящим на замену Габриэлю, чье театральное щегольство и гибкий, подвижный голос стали, по словам Бэнкса, “нашей торговой маркой”. Ненадолго рассматривались такие действующие вокалисты, как Колин Бланстоун (The Zombies) и Мик Роджерс (Manfred Mann's Earth Band), а также, согласно одному неподтвержденному сообщению, Ник Лоу из Brinsley Schwarz.
Певец Мик Стрикленд записал несколько версий старых песен группы и был приглашен в Trident для пробы песни “Squonk” для нового альбома, но она была написана в неудобной для него тональности, и ему тут же быстренько отказали. Коллективное разочарование привело к тому, что Коллинз, который уже немного пел в группе, а подростком сыграл Хитрого Ловкача в постановке "Оливера!", попробовал себя в качестве ведущего вокалиста на “Squonk” первый раз.
У него получилось достаточно хорошо, и группа начала студийные сессии, а Коллинз стал петь любые тексты, которые ему предлагали, в то время как он в основном оставался на своем посту за ударной установкой. Поющий барабанщик - это было что-то необычное. Позже Коллинз сказал, что они будут продолжать поиски настоящего вокалиста до того времени, как снова отправятся в гастрольный тур.
“Squonk”, написанный Резерфордом и Бэнксом, был назван Коллинзом как “наш ответ Led Zeppelin”. А именно на “Kashmir“ и ”When The Levee Breaks", но он звучит непохоже ни на то, ни на другое, Коллинз явно думает о Джоне Бонэме и его гулком ритме. Клавишные Бэнкса возвращают нас к прочным прог-роковым временам “Watcher of the Skies” и “Supper's Ready”, а взаимодействие Резерфорда и Хэкетта - это снова мастер-класс по аранжировке. Каждая секунда из 6:30 содержит что-то интересное, и когда орган Бэнкса в последние мгновения запускает очередную великолепную мелодию, кажется, что затухание наступает слишком быстро. Хочется продолжать слушать дальше. Текст песни отсылает к мифическому животному, которое растворяется в луже слез, когда его ловят. Именно “Squonk”подсказал команде дизайнеров обложек альбомов Hipgnosis, что тема “сборника рассказов” могла бы стать способом передать атмосферу альбома.
Бэнкс был сосредоточен на том, чтобы сделать новую музыку равной той, что создавалась с Габриэлем, который продолжал оставаться их хорошим другом.
“Если у нас не получится так, как с Питером, мы больше не будем играть”, - сказал он журналисту у входа в Trident Studios. “Если это будет не так хорошо, нет смысла играть. Питер ушел, а жизнь продолжается. Нам всем было немного грустно. Мы потратили некоторое время на разговоры, пытаясь переубедить его, но когда он не изменил своего решения, мы решили просто продолжать дальше без него. Мы всегда были уверены в своих силах, но нас, конечно, беспокоит, примет ли нас публика без Питера ”.
Выпущенный в конце февраля 1976 года, альбом "A Trick Of The Tail" доказал, что Genesis далеки от завершения своей карьеры и были настроены на достижение коммерческого и артистического успехов, превосходящих те, которых они достигли за годы выступлений с Гэбриэлем. Вступительный трек “Dance on a Volcano” сразу же показал, что никуда не делись присущие им сильные мелодии, драматическая динамика, величественные классические акценты и интимный вокал - все по-прежнему в полной силе.
“Пресвятая богородица / Ты должен идти быстрее, чтобы достичь вершины”, - поет Коллинз в самом начале песни.
Четкие ритмы, множество клавишных (включая синтезаторы и меллотрон) и 6- и 12-струнные гитары изящно переплетаются в их новых песнях. Мощный бас и мускулистые барабаны создают впечатляющие ритмические акценты. Это калейдоскопическое, виртуозное выступление группы, созданное на основе джем-сейшна в студии в первые дни сессий. Группа показала уверенность в том, что они могут написать большую часть важного для них альбома "слёту".
Композиция “Entangled” начинается с гитарной партии Хэкетта, к которой Бэнкс добавил припев, слова Хэкетта великолепно подытожил Коллинз:
“Что ж, если мы сможем вам помочь, мы поможем / Вы выглядите усталым и больным / Когда я считаю в обратном порядке / Ваш взгляд становится еще тяжелее”.
К клавесиноподобной игре Бэнкса добавляется нежная перезванивающая перкуссия, он добавляет синтезаторное соло, похожее на терменвокс, которое заполняет последнюю минуту. Меллотрон, имитирующий человеческий вокальный хор, присоединяется к драматическому завершению. Бэнкс часто называет “Entangled” своим любимым треком на альбоме.
Сольная композиция Бэнкса “Mad Man Moon” - самый недооцененный трек на A Trick of the Tail, возможно, потому, что во многих отношениях это самое традиционное исполнение на диске и слишком расплывчатое. Бэнкс говорит, что хотел, чтобы песня звучала “необычно, но не странно”, и она, безусловно, дает ему возможность продемонстрировать все свои знания в области меллотрона, синтезатора и фортепиано. Коллинзу удается добавить немного ксилофона, и он исполняет ее превосходно, но есть что-то неубедительное в оптимистичной, драматичной части продолжительностью около пяти минут, которая начинается - “Эй, парень / я песочный человек”.
Будучи вторым по продолжительности треком на альбоме, он слишком затягивает звучание первой стороны альбома.
Зажигательная “Robbery, Assault and Battery” начинает вторую сторону. Коллинз придумал ее вместе с Бэнксом. Используя напускной акцент кокни (он родился в Чизвике, а не в лондонском Ист-Энде), Коллинз демонстрирует остроумие, которое позволило ему по-настоящему стать “фронтменом”, когда Genesis гастролировали с A Trick of the Tail в 76-м, с Биллом Бруфордом, барабанящим всякий раз, когда Коллинзу нужно было быть у микрофона. Опять же, вся группа вносит свой вклад в создание впечатляющего колорита и показывает уникальную изобретательность.
“Ripples”, написанная Резерфордом и Бэнксом, длится более восьми минут и оправдывает каждую секунду звучания, начиная с нежного вступления в стиле барокко и заканчивая парящим припевом “Sail away, away / Ripples never come back” и заканчивая переходом в середине к инструментальному кинематографическому пейзажу. Звучащая задом наперед гитара Хэкетта, трубящий синтезатор Бэнкса и солидная комбинация барабана и баса в конце концов переходят к припеву, на этот раз подкрепленному всеми эмоциональными стилями из репертуара Genesis. Неудивительно, что “Ripples” десятилетиями звучала в концертных программах Genesis.
Понятно, что нельзя пройти мимо заглавного трека альбома. Он представляет собой бойкую пьесу Бэнкса, которую Коллинз снова исполняет великолепно. Вокальная аранжировка идеальна, не похожа ни на что другое на альбоме: послушайте, что происходит вокруг первой части текста
“Ошибаюсь ли я, веря в золотой город / Который лежит на большом расстоянии”.
Эта песня указывает на хитовые синглы в будущем группы, такие как “Follow You, Follow Me”, “Misunderstanding” и “That's All”.
“A Trick of the Tail” была выпущена как вторая сторона единственного сингла альбома “Entangled” , но ни один из них не имел успеха на поп-радио в то время.
Инструментальная композиция “Los Endos”, вдохновленная “Promise of a Fisherman” Сантаны, завершает альбом и умудряется ссылаться на “Squonk” и “Dance on a Volcano”, что делает диск приятно и логически завершенным, создает целостное восприятие у слушателей. Коллинз даже поет пару строчек из ”Supper's ready", передавая привет Гэбриэлу.
Эта композиция показывает, как бы звучали Genesis, если бы они отказались от идеи иметь вокалиста - что тоже было бы чертовски хорошо. “Los Endos” идеально сочетается с “классическим” Genesis эпохи Габриела и служит посланием их поклонникам о том, что они не собираются отказываться от всего, что делало их ранее любимыми, а скорее дополняют свое наследие и продолжают двигаться вперед. С тех пор эта композиция стала изюминкой их живых выступлений.
Посмотрите, как Genesis исполняют “Los Endos” вживую в 1976 году
Музыкальным критикам и публике альбом понравился, и он получил солидную FM-трансляцию в США и Великобритании . Было снято три рекламных клипа для "Robbery, Assault and Battery”, ”Ripples" и заглавного трека, которые помогли продвижению альбома. A Trick of the Tail продавался хорошо, хотя достиг 31-й строчки в чарте альбомов Billboard и не был официально признан “золотым” в Америке до 1990 года. Последующее турне по Северной Америке началось с того, что Коллинз поначалу нервничал, а после торжествовал - он доказал, что способен быть фронменом-барабанщиком.
“Визуальное шоу всегда было украшением наших концертов”, - сказал он журналисту во время тура. “Но это наименее важный аспект того, чем мы занимаемся. Запись хорошей музыки и ее исполнение - самое важное. Презентация на сцене стала вишенкой на торте. "A Trick of the Tail " - типичный альбом Genesis, но главное изменение заключается в том, что он обладает гораздо большей привлекательностью, чем любой другой ”.
==============
И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке