Найти в Дзене

ИДЕАЛЬНЫЙ ПОСТАВЩИК (концепция ближнего будущего)

"Купить - не продать, большого ума не надо!" - собеседник умолк, потёр переносицу, исподтишка бросил взгляд на мою реакцию: оценил ли фразу?
Да, оценил... 😊

Посмотрим на товаропроводящую цепочку.
К покупателю товар "приходит" из розницы. А в розницу товар приходит от мелкооптового поставщика, который получает товар от оптовика покрупнее, который, в свою очередь - от более крупного оптовика и т.д., упираясь в дистрибьютора (сбытовика-распространителя) какого-то производства.

Предвижу гундёж про множество посредников и то, что посредники - зло. Это не совсем верно: посредник посреднику рознь...
Когда говорим про рыночные отношения, понимаем, что в рынке бесполезное не выживает, и каждый такт в перемещении товара по пути к потребителю имеет какую-то ценность.

В тоже время, каждый участник товаропроводящей цепи мечтает устранить предыдущего и следующего "посредников", забирающих часть суммарной маржи и препятствиями здесь являются, как ни странно - физические ограничения мира: пространство и время, которые воплощены в одном слове - логистика, выраженной в деньгах и присутствующей в конечной (той, что для конечного потребителя) цене товара.

Самые значительные изменения в мире потребителя происходят именно при изменении логистики.

Логистика не одна. Есть внешняя логистика (за пределами фирмы), и есть внутренняя логистика (перемещения внутри фирмы). Это про транспортную логистику, а ещё есть и комплектовочная, и фасовочная, и упаковочная, и складская...

Еще раз взглянем на перемещения товара.
С производства товар выходит на склад готовой продукции, откуда движется на региональные хабы дистрибьюторов, откуда малыми партиями перемещается на склады дилеров, отсюда смещается на мелкооптовые склады, поступает в розницу, где его и покупает конечный потребитель, относя товар на свои внутренние склады (в квартиру, потом на балкон/гараж/дачу и в конечном этапе - избавляется, отправляя остатки на городскую свалку).

Если бы вещи могли говорить, то подобно У.Шекспиру воскликнули: весь мир - склады, а вещи в нем - товары. 😊

Оптовики не исчезнут!
На Западе, где рыночные отношения более развиты, т.к возникли раньше, чем в РФ, и могут послужить ориентиром (или, как сейчас модно говорить - бенчмарком) того, что будет в торговле РФ через год, два, три. Оптовики за рубежом существуют до сих пор, и они востребованы.

Только в теории вся вереница оптовиков является лишней и покупатель имеет возможность самостоятельно доехать до производителя и купить продукцию в нужном количестве. Но...
Если посчитать прямые затраты (в деньгах) и косвенные (во времени), то стоимость такой покупки обойдётся запредельно дорого.
Благодаря т.н. "посредникам" цена для потребителя становится ниже. Да, такой парадокс: "посредники" повышают ценность, сдвигая товар ближе к потребителю. Более того, эта ценность продолжает нарастать, т.к. время для большинства становится все более и более ценным ресурсом.


Изначально возникнув как часть системы
распределения, оптовики становятся частью системы распространения.
Были - кладовщиками на складах, становятся логистами.
Не случайно сервис оптовиков часто "развивается" за счёт создания транспортной службы.
Но это локальное изменение - лишь улучшение одного сервиса (что в общем неплохо, но...), которое полезно, только если укладывается в общую стратегию развития...

И на что смотреть директору по развитию оптовой фирмы? ему же для выработки стратегии нужно глобальное видение процессов...

Оптовик, являясь частью цепочки поставок, зажат с одной стороны более крупным оптовиком, с другой стороны - более мелким оптовиком. И развитие выглядит как расширение либо в ту, либо в другую сторону. А любые локальные улучшения нанизываются позже, уже на выбранную линию.

А может, стоит двигаться в обе стороны? Какой путь выйгрышнее?
Теоретически, хорошо бы расти в обе стороны. Но ресурсы ограничены (всегда и у всех!), и говорю не только про финансы, а про любой из ресурсов: и про технологии, и про компетенции, и про связи-знакомства, и про время, и про кадры.
И приходится делать выбор: либо
двигаться вверх, либо - вниз по течению.

Но даже если кажется(!), что ресурса хватит на всё, то как планировать поэтапность? С чего начинать-то?

На мой взгляд - перспективнее начинать двигаться "вниз по течению". И буду говорить сейчас по этот вариант (про "вверх по течению" может когда-нибудь).

С чего начать? С изменения парадигмы: опт - это не число единиц товара в одной отгрузке, и не объем разовой оплаты, а суммарная стоимость закупа за отчётный период (неделю, месяц и т.п.), сдвигая её как можно ниже.
И рано-поздно упрёмся в минимальный квант поставки.

Чувствую, как напрягся
операционный менеджер опта, представляя, какой начнется ад при уменьшении квантования.
Да, это - вызов.
Чувствую, как напрягся предприниматель в опте, представляя, какие возможности открываются при малых квантах: рынок потенциальных потребителей резко вырастает.

Нужно указать на несколько ключевых моментов.

  • при уменьшении кванта поставки (движемся в сторону все более мелкого опта) увеличивается число способов транспортировки, работа с множеством служб доставок, условия которых не постоянны и их изменения желательно отслеживать для роста скорости доставки и/или снижения затрат;
  • на малых квантах растёт число мелких заказов, чтобы не попасть впросак, необходимо сразу проектировать/создавать систему резервирования товаров;
  • Ну, и сквозной учёт, как товаров, так и финансов, становится более изощренным.

Да, обозначаю крупными мазками, и неслучайно.

Не хочу лезть в конкретику и ограничиваться (ограничивая Вас) какой-то одной схемой. У оптовиков десятки (сотни? тысячи?) различных конфигураций, на них накладываются отличия в товарных группах, отличия в логистическом плече, географии поставок (транспортных путей)... Отличается и число складов, да и сами склады функционируют по разному...
Число факторов не бесконечно, но их немало и кто-то должен эти факторы учесть и сложить из них историю со счастливым будущим...

Это к чему? Вдруг кто пообещает Вам универсальный для всех план развития - не верьте! Если попробуете скопировать у других - погрязнете в чужеродных деталях, упуская свои...
Бывают универсальные концепции (на данный момент времени и для данной отрасли), но вот воплощения всегда индивидуальны...
Пути одни и те же, а набор шагов у каждого свой...
Поэтому говорю сейчас именно по общий случай, про концепцию...

Непонятно?
Попробую описать внешнюю сторону, как это может выглядеть...

  1. В открытом доступе лежит Excel-файл (или сразу и-магазин?), меняющийся часто, где есть перечень номенклатуры, для каждой позиции + несколько видов оптовых цен. А наличие - четырёх видов: сегодня, на очередную дату пополнения склада, с доставкой с удалённого склада в течении, например, 5 суток и сколько зарезервировано на ближайший час. Способы отгрузки/доставки со сроками, включая самовывоз.
    Что-то новое? Нет, почти все знакомо.
  2. Покупатель протыкивает нужные позиции, все подсчитывается автоматом, итоги видны сразу. Отправляет заявку.
    Тут тоже все знакомо.
  3. Заказ поступает, обрабатывается, уточняется наличие по заказу, баланс покупателя, отправляется ответ по итогу, заказанная номенклатура резервируется, скажем, на час... Время отклика системы - 10 минут...
    Да, тут уже знакомо не все...
  4. Покупатель реагирует в течении часа, подтверждая или меняя заказ, определяется с доставкой, делает оплату...
  5. Система реагирует, отправляет уведомление и переходит в режим комплектации заказа или ожидает следующего сигнала, уведомляя покупателя о каждом очередном шаге и ожидаемом времени будущего оповещения...

Все понятно, предсказуемо, быстро.. Можно такого поставщика назвать идеальным? На мой взгляд - да.
Что скажете?

Резонный вопрос - а что означают "удалённые склады", упоминаемые выше?
Это склады других "идеальных поставщиков", с которыми мы соединились в одну сеть и с которыми работаем по тем же принципам, в общей связке...
Зачем ограничивать покупателя в его желаниях? 😊

Выглядит просто? Так концепции и должны быть простыми, понятными любому, сила их - в простоте...

Реализовать
сложно? Ну развитие/эволюция - всегда связаны с усложнением. Мы же хотим развиваться? Или вынуждены? Впрочем, это без разницы, главное - надо развиваться или нет?

Как Вам такая концепция? Нравится описанный
идеал поставщика?
Или что-то ещё можно улучшить?

___
Было ранее по теме:
КОГДА У ФИРМЫ НЕТ ШАНСОВ ПОДРАСТИ.