Одна из особенностей тибетского буддизма - это структура пантеона, которая состоит из многочисленные групп божеств. Например, это касается божеств-охранителей, которые выполняют функции защитников и покровителей. Одна из таких групп состоит из 12 богинь и все они почитались задолго до появления буддизма в Тибете, являясь покровительницами отдельных местностей.
В пантеон организованной религии они вошли как богини-охранительницы, которые поддерживают территориальную целостность Тибета и защищают свою родину от иноверцев. Поэтому их могут обозначать как 12 защитниц Дхармы Тибета.
У этой группы много названий: 12 богинь Тенма, 12 защитниц Тенма, 12 сестёр Тенма, Тенма Чуньи, а также 12 матерей и сестёр Тенма. Потому что считается, что они заботятся о людях как матери и сёстры (Вайли s bsTan ma bcu gnyis; англ. Twelve Tenma/Tanma Sisters, Twelve Tenma/Tanma Goddesses, Twelve Subterranean Goddesses, Tenma Chunyi, Twelve Mother and Sister Tenmas).
В тибетских народных верованиях Тенма (Вайли bsTan ma) это имя божества земли (Ладранг, 2015, с. 41), которое впоследствии могло "расколоться" на множество форм.
В буддийской иерархии 12 богинь Тенма не занимают ведущих позиций. Традиционно их изображают в свите Палден Лхамо (также Шри Деви и Магзор Гьялмо) - это ещё одна богиня, чья история прослеживается с добуддийских времён.
Единого списка с описанием этих 12 богинь не существует. Они встречаются в ряде текстов, поэтому когда мы обращаемся непосредственно к изображениям богинь из этой группы, то сталкиваемся с разночтениями. В некоторых случаях определяющими признаками мы можем считать вахан, в некоторых - атрибуты.
Также стоит принимать во внимание фантазию художников, которую они могли применить при изображении защитниц. Танкописцы не всегда располагали текстами, поскольку те, что описывают 12 богинь Тенма, редки сами по себе. Поэтому детали передавались в устной форме и главной задачей было отразить символику образов защитниц Дхармы.
Тем не менее, опираясь на источники, мы можем выделить 2 из 12 богинь, чьим ездовым животным может быть гаруда.
В индуизме это имя царя птиц, наделённого антропоморфными чертами. Гаруда является ваханой бога Вишну. В Тибете индуистский образ пернатого владыки небес слился с похожим персонажем - огненной птицей кьюнгом, которая с древности существовала в бонской традиции.
В буддийской символике гаруды фигурируют со следующими опциями: не любят змей и поэтому могут держать их в руках и перекусывать напополам, выполняют функции защитников, устраняют препятствия и болезни, обладают золотыми глазами, переливчатым оперением, ассоциируются с солнцем (Бир, 2013, с. 109-110). В тандеме гаруды и змеи, последняя символизируют препятствия, недомогания и омрачения, с которыми расправляется пернатый охранитель.
Среди 12 богинь Тенма на гаруде перемещается Дордже Пелгьи Юм (Вайли n rdo rje dpal gyi yum; англ. Dorje Palkyi Yum, Dorje Palgyi Yum).
Традиционными атрибутами Дордже Пелгьи Юм считаются колокольчик и зеркало.
Казалось бы, тема с локальной богиней на гаруде закрыта, но в списках 12 защитниц встречается вторая наездница пернатого победителя нагов. Это Дордже Лангмоче (Вайли rje glang mo che; англ. Dorje Langmoche).
Она может держать зеркало и перо павлина, человеческое сердце, лук со стрелой и носить накидку из человеческой кожи. Эта богиня более известна в другом варианте, в котором она восседает на чёрном муле или чёрном яке, держит ваджрный топор и лассо (Ладранг, 2015, с. 127-128).
Список атрибутов указывает на то, что Дордже Лангмоче не совсем мирная барышня. Вглядываясь в свиту Палден Лхамо, удалось найти богиню, которая соответствует описанию Дордже Лангмоче в том варианте, в котором её ваханой является гаруда.
Образ интересен тем, что мирный облик богини сопровождается атрибутом гневного божества - накидкой из человеческой кожи. Этот предмет символизирует разрушение трёх коренных ядов, невежества, страсти и гнева, которые вредят сознанию человека и продлевают его пребывание в сансаре (Бир, 2013, с. 93).
А изображения 12 сестёр Тенма говорят о том, что вариант с чёрным мулом всё же предпочтительнее для художников.
Топор, накидка из человеческой кожи и чёрный мул - это редкие атрибуты, которые у других богинь Тенма не описаны, поэтому в поиске Дордже Лангмоче можно опираться на них.
В свите Палден Лхамо действительно встретилась богиня на чёрном муле с человеческим скальпом на плечах. Правда, вместо топорика у неё серп. В тибетской символике топор и серп обладают схожим значением, отсекая негативные аспекты: начиная от мыслей и заканчивая последствиями неблагой кармы (Бир, 2013, с. 173, 190).
Наконец, есть распространённый вариант, в котором обладательница ваджрного топора изображена на чёрном яке.
Литература
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 93, 109-110, 173, 190.
- Ладранг К. Божества-защитники Тибета. М.: Ганга, 2015. С. 41, 127-129.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.