Найти тему
Кабинет Востоковеда

12 богинь Тенма: Дордже Пелгьи Юм и Дордже Лангмоче - защитницы на гарудах.

Одна из особенностей тибетского буддизма - это структура пантеона, которая состоит из многочисленные групп божеств. Например, это касается божеств-охранителей, которые выполняют функции защитников и покровителей. Одна из таких групп состоит из 12 богинь и все они почитались задолго до появления буддизма в Тибете, являясь покровительницами отдельных местностей.

В пантеон организованной религии они вошли как богини-охранительницы, которые поддерживают территориальную целостность Тибета и защищают свою родину от иноверцев. Поэтому их могут обозначать как 12 защитниц Дхармы Тибета.

12 богинь Тенма (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/34842
12 богинь Тенма (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/34842

У этой группы много названий: 12 богинь Тенма, 12 защитниц Тенма, 12 сестёр Тенма, Тенма Чуньи, а также 12 матерей и сестёр Тенма. Потому что считается, что они заботятся о людях как матери и сёстры (Вайли s bsTan ma bcu gnyis; англ. Twelve Tenma/Tanma Sisters, Twelve Tenma/Tanma Goddesses, Twelve Subterranean Goddesses, Tenma Chunyi, Twelve Mother and Sister Tenmas).

В тибетских народных верованиях Тенма (Вайли bsTan ma) это имя божества земли (Ладранг, 2015, с. 41), которое впоследствии могло "расколоться" на множество форм.

В буддийской иерархии 12 богинь Тенма не занимают ведущих позиций. Традиционно их изображают в свите Палден Лхамо (также Шри Деви и Магзор Гьялмо) - это ещё одна богиня, чья история прослеживается с добуддийских времён.

Палден Лхамо. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/34842
Палден Лхамо. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/34842

Единого списка с описанием этих 12 богинь не существует. Они встречаются в ряде текстов, поэтому когда мы обращаемся непосредственно к изображениям богинь из этой группы, то сталкиваемся с разночтениями. В некоторых случаях определяющими признаками мы можем считать вахан, в некоторых - атрибуты.

Также стоит принимать во внимание фантазию художников, которую они могли применить при изображении защитниц. Танкописцы не всегда располагали текстами, поскольку те, что описывают 12 богинь Тенма, редки сами по себе. Поэтому детали передавались в устной форме и главной задачей было отразить символику образов защитниц Дхармы.

Тем не менее, опираясь на источники, мы можем выделить 2 из 12 богинь, чьим ездовым животным может быть гаруда.

Гаруда. Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.17.13. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/616
Гаруда. Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.17.13. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/616

В индуизме это имя царя птиц, наделённого антропоморфными чертами. Гаруда является ваханой бога Вишну. В Тибете индуистский образ пернатого владыки небес слился с похожим персонажем - огненной птицей кьюнгом, которая с древности существовала в бонской традиции.

В буддийской символике гаруды фигурируют со следующими опциями: не любят змей и поэтому могут держать их в руках и перекусывать напополам, выполняют функции защитников, устраняют препятствия и болезни, обладают золотыми глазами, переливчатым оперением, ассоциируются с солнцем (Бир, 2013, с. 109-110). В тандеме гаруды и змеи, последняя символизируют препятствия, недомогания и омрачения, с которыми расправляется пернатый охранитель.

Среди 12 богинь Тенма на гаруде перемещается Дордже Пелгьи Юм (Вайли n rdo rje dpal gyi yum; англ. Dorje Palkyi Yum, Dorje Palgyi Yum).

Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/34842
Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/34842
Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Монголия, XIX в.  (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.19.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/986
Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Монголия, XIX в. (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.19.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/986
Палден Лхамо. Монголия, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.19.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/986
Палден Лхамо. Монголия, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.19.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/986
Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Монголия, XIX в. Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке (англ. Yale University Beinecke Rare Book & Manuscript Library), Нью-Хейвен. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31709
Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Монголия, XIX в. Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке (англ. Yale University Beinecke Rare Book & Manuscript Library), Нью-Хейвен. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31709
Палден Лхамо. Монголия, XIX в. Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке (англ. Yale University Beinecke Rare Book & Manuscript Library), Нью-Хейвен. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31709
Палден Лхамо. Монголия, XIX в. Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке (англ. Yale University Beinecke Rare Book & Manuscript Library), Нью-Хейвен. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31709
Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/99122
Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/99122
Тенма Чуньи. Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/99122
Тенма Чуньи. Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/99122
Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/57086
Дордже Пелгьи Юм (фрагмент танки). Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/57086
Палден Лхамо. Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/57086
Палден Лхамо. Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/57086

Традиционными атрибутами Дордже Пелгьи Юм считаются колокольчик и зеркало.

Анна Артемьева "Kharag Khyungtsun Dorje Pel gyi yum" (Дордже Пелгьи Юм). источник: http://a-artemyeva.ru/tenma_gr_5.html
Анна Артемьева "Kharag Khyungtsun Dorje Pel gyi yum" (Дордже Пелгьи Юм). источник: http://a-artemyeva.ru/tenma_gr_5.html

Казалось бы, тема с локальной богиней на гаруде закрыта, но в списках 12 защитниц встречается вторая наездница пернатого победителя нагов. Это Дордже Лангмоче (Вайли rje glang mo che; англ. Dorje Langmoche).

Она может держать зеркало и перо павлина, человеческое сердце, лук со стрелой и носить накидку из человеческой кожи. Эта богиня более известна в другом варианте, в котором она восседает на чёрном муле или чёрном яке, держит ваджрный топор и лассо (Ладранг, 2015, с. 127-128).

Анна Артемьева "Serchen Khading Dorje Langmoche" (Дордже Лангмоче). Источник: http://a-artemyeva.ru/tenma_gr_10.html
Анна Артемьева "Serchen Khading Dorje Langmoche" (Дордже Лангмоче). Источник: http://a-artemyeva.ru/tenma_gr_10.html

Список атрибутов указывает на то, что Дордже Лангмоче не совсем мирная барышня. Вглядываясь в свиту Палден Лхамо, удалось найти богиню, которая соответствует описанию Дордже Лангмоче в том варианте, в котором её ваханой является гаруда.

Дордже Лангмоче (фрагмент танки). Китай, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1998.3.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/441
Дордже Лангмоче (фрагмент танки). Китай, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1998.3.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/441

Образ интересен тем, что мирный облик богини сопровождается атрибутом гневного божества - накидкой из человеческой кожи. Этот предмет символизирует разрушение трёх коренных ядов, невежества, страсти и гнева, которые вредят сознанию человека и продлевают его пребывание в сансаре (Бир, 2013, с. 93).

Палден Лхамо. Китай, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1998.3.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/441
Палден Лхамо. Китай, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1998.3.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/441

А изображения 12 сестёр Тенма говорят о том, что вариант с чёрным мулом всё же предпочтительнее для художников.

Топор, накидка из человеческой кожи и чёрный мул - это редкие атрибуты, которые у других богинь Тенма не описаны, поэтому в поиске Дордже Лангмоче можно опираться на них.

В свите Палден Лхамо действительно встретилась богиня на чёрном муле с человеческим скальпом на плечах. Правда, вместо топорика у неё серп. В тибетской символике топор и серп обладают схожим значением, отсекая негативные аспекты: начиная от мыслей и заканчивая последствиями неблагой кармы (Бир, 2013, с. 173, 190).

Дордже Лангмоче (?) (фрагмент танки). Центральный Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1995.5.1 Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/105
Дордже Лангмоче (?) (фрагмент танки). Центральный Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1995.5.1 Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/105
Палден Лхамо. Центральный Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1995.5.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/105
Палден Лхамо. Центральный Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1995.5.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/105

Наконец, есть распространённый вариант, в котором обладательница ваджрного топора изображена на чёрном яке.

Дордже Лангмоче (фрагмент танки). Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/12957
Дордже Лангмоче (фрагмент танки). Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/12957
Палден Лхамо. Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/12957
Палден Лхамо. Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/12957
Дордже Лангмоче (фрагмент танки). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/64027
Дордже Лангмоче (фрагмент танки). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/64027
Палден Лхамо. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/64027
Палден Лхамо. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/64027

Литература

  • Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 93, 109-110, 173, 190.
  • Ладранг К. Божества-защитники Тибета. М.: Ганга, 2015. С. 41, 127-129.

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.