Найти в Дзене
АвиаОбоз

Почему в России падает спрос на перелеты бизнес-джетами

Трафик деловой авиации в 2023 году сократился на треть по сравнению с предыдущим годом, в рейтинге WingX за два года Россия опустилась с 6-го на 13-е место. На рынке возросли цены, снизилось количество предложений, состоятельные пассажиры пересаживаются на регулярные рейсы, чтобы сэкономить.

Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

При этом операторы отмечают, что клиенты бизнес-авиации помолодели, для полетов открылись новые направления, а у тех, кто продолжает летать на этих самолетах в европейские страны, набрала популярность услуга «иностранец на борту», позволяющая россиянам обойти запреты и ограничения.

В минувшем году трафик российской бизнес-авиации упал на 32% по сравнению с 2022-м и на 71% по сравнению с 2021-м. По числу перелетов частных самолетов в европейском рейтинге Россия переместилась на 13-е место, уступив Нидерландам, Бельгии и даже Португалии. В том же рейтинге в 2021 году наша деловая авиация занимала 6-е место с 31 619 вылетами в год.

Иностранец напрокат

Спрос на путешествия бизнес-джетами значительно снизился, но число операторов сократилось гораздо сильнее, поэтому доля рынка тех, кто остался, увеличилась, рассказал Forbes Николай Якубенко, основатель и генеральный директор «СкайЭктив». Раньше деловая авиация в России использовала борта нескольких сотен компаний, в основном иностранных, сейчас — не больше 20-25, говорят авиаэксперты.

Доступных самолетов в 2023 году у операторов прибавилось, но в некоторых классах их все равно не хватает, и одна из причин — сложности с ремонтом и поставкой запчастей, уточняет Якубенко. «В прошлом году уже не было такого ажиотажного спроса и дефицита самолетов, как 2022-м», — добавляет он.

Клиентов у бизнес-авиации тоже стало заметно меньше: кто-то уехал из страны, усложнились маршруты и возросли цены. Например, рейсы в Европу подорожали в два-три раза: состоятельным пассажирам приходится добираться в туда через Стамбул, Ереван или Дубай (иногда — через Баку или Уральск). Там путешественники пересаживаются в бизнес-класс регулярного рейса или на другой джет.

Чтобы россиянин мог зафрахтовать бизнес-джет в Европу за рубежом, и это не вызывало вопросов, главным пассажиром на рейсе может оформляться человек с иностранным паспортом. В 2023 году стала популярной услуга «иностранец на борту», рассказывает директор по развитию бизнеса JETVIP Максим Манаенков.

Для клиентов, которые летят, например, из Стамбула в Милан, авиаброкеры нанимают человека с иностранным гражданством, заявляют его как главного пассажира, и самолет без проблем добирается до пункта назначения, объясняет эксперт. Часто такие услуги, по его словам, оказывают бортпроводники, это для них сейчас существенная подработка — за рейс можно дополнительно получить €2500-3000.

«Несмотря на все сложности, россияне продолжают летать в Европу: у нас очень много богатых людей, причем их данные мало кому известны», — замечает Манаенков. Клиенты деловой авиации — это обычно мужчины 35-50 лет, владельцы крупного бизнеса, изредка — топ-менеджеры компаний. У них есть недвижимость за рубежом, заказывают бизнес-джеты они от одного до нескольких раз в месяц и в основном используют их для деловых перелетов внутри России или по Европе.

В последнее время пассажиры деловой авиации помолодели, появились 22-25-летние клиенты, которые могут себе позволить потратить 10 млн рублей на перелет из Москвы в Дубай. Причем это не дети богатых родителей, а модные блогеры, IT-предприниматели, основатели фешен-брендов, отмечают эксперты.

В Багдад вместо Вильнюса

В новогодние каникулы 2024 года трафик по России был на 20% выше, чем в 2023-м, клиенты чаще летали в Сочи, у многих там появилась недвижимость, поясняет директор по продажам Leading Charter Technologies София Турышева. По ее словам, в течение 2023 года деловых перелетов внутри страны тоже было больше — руководители компаний активнее посещали свои предприятия или их филиалы на Урале, в Сибири.

«Еще недавно мы выполняли 60% всех рейсов за границу и 40% по России, сейчас все наоборот, — отмечает коммерческий директор «Вельталь-авиа» Денис Меньших. — Из новых направлений в 2023 году у нас появились Ирак и Оман, туда бизнесмены летают в деловые поездки». Два года назад у клиентов «Вельталь-авиа» самыми востребованными были рейсы бизнес-джетов в Латвию, Литву, Италию и Черногорию.

Зимой среди отпускных направлений в топ вошла Азия, прежде всего Таиланд, рассказывает Турышева. По ее словам, раньше в Гонконг и Шанхай ездили только по работе, а теперь еще и на отдых. «Каждый третий наш клиент попал в санкционный список Евросоюза и США, они ищут альтернативные места для отпуска», — поясняет она. Растет спрос на перелеты в Узбекистан, в частности в Самарканд, Азербайджан и Казахстан, — и по делам, и на отдых.

Шумный Дубай многим надоел, и на новогодние праздники некоторые клиенты летали на тихие пляжи в Бахрейн, Оман и Кувейт, большим спросом пользуется Латинская Америка, отмечает Турышева. Сен-Барт, Сен-Мартен, Карибские острова — раньше это были курорты для миллиардеров уровня Романа Абрамовича, теперь туда поехали состоятельные клиенты совсем не из списка Forbes, говорит она.

Пассажиры бизнес-авиации все так же активно фрахтуют самолеты на крупные события — Петербургский экономический форум или Формулу-1 в Монако, отмечает Манаенков. По его словам, стали чаще летать в Сочи круглый год — поиграть в казино, покататься на горных лыжах.

Маршрутка до Женевы

Для бизнес-авиации довольно удачным был 2021 год, число заказчиков тогда выросло на 23%, вспоминает авиаэксперт и основатель портала BizavNews Дмитрий Петроченко. Из-за коронавирусных ограничений появились новые клиенты, авиакомпании и брокеры надеялись на дальнейший рост рынка. Однако когда возобновились регулярные перелеты, произошел естественный отток новых клиентов, для российских путешественников усложнились маршруты, полеты подорожали из-за санкций и ограничений. Даже постоянные клиенты стали пересаживаться в премиальные классы обычных рейсов, чтобы сэкономить.

Цена перелета на бизнес-джете из Москвы в Ниццу, для примера, выросла почти в три раза. Раньше этот маршрут был прямым и мог обойтись в €45-55 тыс. в одну сторону на самолете Legacy 600. Сейчас приходится лететь с пересадкой, цена только до Стамбула — €75-85 тыс., оттуда — еще €35-40 тыс. до Ниццы (всего придется заплатить €110-125 тыс.), по данным брокера JETVIP.

В 2022 году возрос спрос на джет-шеринг — перелеты, на которых пассажиры вместо всего самолета покупают отдельные места в нем. Только за неделю в конце сентября кресла в 14-местных бортах продавались за 40 минут, вспоминает София Турышева. Тогда компания ежедневно отправляла по 3-4 рейса в Дубай.

Сейчас джет-шеринг не так востребован, на него приходится 5-7% всех перелетов бизнес-авиации, говорит авиаэксперт Дмитрий Петроченко. Хорошо, если продается один из десяти выставленных на продажу рейсов, уверяет Манаенков. По его словам, такие рейсы чаще всего организуют, когда в расписании авиакомпании образовывается так называемый Empty Leg — пустой перелет до следующих пассажиров, и, поскольку он жестко ограничен датой, собрать людей на такой рейс непросто.

Директор по маркетингу маркетплейса GetJet Ольга Ракул рассказала, что спрос на услугу все же есть: каждый месяц компания собирает четыре рейса по программе джет-шеринга и перевозит от 30 до 40 человек. Среди популярных направлений — Мальдивы, Дубай, Ницца. Если лететь на джете до Стамбула, а оттуда — в Женеву или Шамбери, цена со стыковкой в одну сторону — 1,4 млн рублей. «Одна из причин, по которой клиенты выбирают шеринг, это нетворкинг и бизнес-знакомства на борту, ведь сейчас время больших и нестандартных коллабораций», — уверяет Ракул.

Источник: Forbes

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале