Найти в Дзене

ИЖ-49. Раритет...

Итак, повесть о самом ценном мотоцикле в моем гараже. ИЖ-49, 1954 год выпуска. Достался мне от друга, Александра Владимировича, который и познакомил меня со старыми мотоциклами.

Александр Владимирович купил ИЖа в 1985 году у одного коллекционера в, тогда еще, Ленинграде. Мотоцикл был с техпаспортом, но на учете не стоял. Александр Владимирович служил на флоте, и спустя некоторое время его перевели из Ленинграда в Хабаровск. Собственно, мотоцикл с другим имуществом отправились за семьей владельца на Дальний Восток. В 2005 году, когда Александр Владимирович уволился в запас, ИЖ-49 был перевезен назад, уже в Санкт-Петербург, а через некоторое время в Карелию.

Спустя много лет, в 2017 году, Александр Владимирович покупает себе Lifan-LF250B, а спустя еще лет пять - автомобиль. ИЖ постепенно становится неездовым мотоциклом: к этому времени уже потеряны документы на него (вероятно, во время одного из переездов), инспектора ГИБДД стерегут дороги поселка все жестче и чаще, да и некоторых деталей уже не найти.

Наступает 2022 год. День моего рождения, звонок от Александра Владимировича с поздравлениями. "Подарочек ждет тебя", сказал он. Этим подарочком оказался тот самый ИЖ-49!

-2

Прошло почти 2 года, и вот сейчас, в феврале 2024, я решил попытаться через суд восстановить документы на этого красавца. Сейчас, на 7 февраля, собирается пакет документов. В ближайшее время пойду в городской суд, может что-то и получится.

Со взгляда коллекционеров этот ИЖ не совсем оригинальный. В угоду улучшениям эксплуатационных и ремонтопригодных свойств Александр Владимирович внес некоторые изменения. Так, крылья заменены на детали от мотоцикла М-72, они более глубокие, чем ижевские, лучше защищают от грязи, да и смотрятся интереснее. Внесены изменения в электросхему: упразднена распредкоробка, которая совмещала в себе замок зажигания, высоковольтную катушку и реле-регулятор. Вместо этого схема переделана по типу более поздних ИЖей, с ключом в фаре, выносной бабиной и реле-регулятором. Добавлено пару бардачков, которые в случае необходимости легко снять. Под сиденье водителя установлены дополнительные пружины от легких мотоциклов минского и ковровского заводов серий М и К ("макаки", так их называли).

Здесь можно разглядеть САМОДЕЛЬНЫЙ щиток цепи, глушитель, выхлопной патрубок, несвойственные этой модели крылья, фару, сиденья...
Здесь можно разглядеть САМОДЕЛЬНЫЙ щиток цепи, глушитель, выхлопной патрубок, несвойственные этой модели крылья, фару, сиденья...

Корпуса глушителей и щиток цепи - самодельные! Сделано все в соответствии с заводскими параметрами, глушители выточена на заводе, щиток выгибался в гараже. Выхлопные патрубки тоже самодельные, из толстостенной нержавейки.

Даже с этими изменениями этот мотоцикл гармоничен
Даже с этими изменениями этот мотоцикл гармоничен

Особо ценен здесь карбюратор. С завода устанавливался карбюратор серии К-28, здесь же установлен немецкий, от прародителя DKW.

Я не преследую цели отреставрировать этот мотоцикл в заводское состояние. Все, что с ним сделано, связано со многими вещами, и эти изменения являются уже частью истории данного экземпляра.

Одна из прелестей поездок в лес - чай на костре с брусникой и можжевеловыми шишками
Одна из прелестей поездок в лес - чай на костре с брусникой и можжевеловыми шишками

Моя задача - сначала восстановить документы, поставить мотоцикл на учет. После этого, независимо от результатов суда (даже если в регистрации мне будет отказано) мотоцикл будет максимально восстановлен, то есть покрашен, перебран, отрегулирован.

Изменения от прежнего владельца я упразднять не буду (да простят меня реставраторы - ценители ИЖ-49). Причина проста: все изменения были выполнены в угоду улучшения эксплуатационных качеств машины (глубокие крылья, дополнительные пружины сиденья, бардачки) и для оптимизации ремонта (система зажигания от более позднего ИЖ-56). Самодельные патрубки, глушители и щиток цепи - напоминание из прошлого о тотальном дефиците всего и вся. А в совокупности, все эти нововведения - часть истории, которую нужно сохранить, ведь именно это отличает данный ИЖ-49 от тысяч других таких-же.

В следующей статье расскажу немного об еще одном мотоцикле, на котором учился и сдавал на права, а в последствии - и купил.

Всем удачи!

Авто
5,66 млн интересуются