Итак, повесть о самом ценном мотоцикле в моем гараже. ИЖ-49, 1954 год выпуска. Достался мне от друга, Александра Владимировича, который и познакомил меня со старыми мотоциклами.
Александр Владимирович купил ИЖа в 1985 году у одного коллекционера в, тогда еще, Ленинграде. Мотоцикл был с техпаспортом, но на учете не стоял. Александр Владимирович служил на флоте, и спустя некоторое время его перевели из Ленинграда в Хабаровск. Собственно, мотоцикл с другим имуществом отправились за семьей владельца на Дальний Восток. В 2005 году, когда Александр Владимирович уволился в запас, ИЖ-49 был перевезен назад, уже в Санкт-Петербург, а через некоторое время в Карелию.
Спустя много лет, в 2017 году, Александр Владимирович покупает себе Lifan-LF250B, а спустя еще лет пять - автомобиль. ИЖ постепенно становится неездовым мотоциклом: к этому времени уже потеряны документы на него (вероятно, во время одного из переездов), инспектора ГИБДД стерегут дороги поселка все жестче и чаще, да и некоторых деталей уже не найти.
Наступает 2022 год. День моего рождения, звонок от Александра Владимировича с поздравлениями. "Подарочек ждет тебя", сказал он. Этим подарочком оказался тот самый ИЖ-49!
Прошло почти 2 года, и вот сейчас, в феврале 2024, я решил попытаться через суд восстановить документы на этого красавца. Сейчас, на 7 февраля, собирается пакет документов. В ближайшее время пойду в городской суд, может что-то и получится.
Со взгляда коллекционеров этот ИЖ не совсем оригинальный. В угоду улучшениям эксплуатационных и ремонтопригодных свойств Александр Владимирович внес некоторые изменения. Так, крылья заменены на детали от мотоцикла М-72, они более глубокие, чем ижевские, лучше защищают от грязи, да и смотрятся интереснее. Внесены изменения в электросхему: упразднена распредкоробка, которая совмещала в себе замок зажигания, высоковольтную катушку и реле-регулятор. Вместо этого схема переделана по типу более поздних ИЖей, с ключом в фаре, выносной бабиной и реле-регулятором. Добавлено пару бардачков, которые в случае необходимости легко снять. Под сиденье водителя установлены дополнительные пружины от легких мотоциклов минского и ковровского заводов серий М и К ("макаки", так их называли).
Корпуса глушителей и щиток цепи - самодельные! Сделано все в соответствии с заводскими параметрами, глушители выточена на заводе, щиток выгибался в гараже. Выхлопные патрубки тоже самодельные, из толстостенной нержавейки.
Особо ценен здесь карбюратор. С завода устанавливался карбюратор серии К-28, здесь же установлен немецкий, от прародителя DKW.
Я не преследую цели отреставрировать этот мотоцикл в заводское состояние. Все, что с ним сделано, связано со многими вещами, и эти изменения являются уже частью истории данного экземпляра.
Моя задача - сначала восстановить документы, поставить мотоцикл на учет. После этого, независимо от результатов суда (даже если в регистрации мне будет отказано) мотоцикл будет максимально восстановлен, то есть покрашен, перебран, отрегулирован.
Изменения от прежнего владельца я упразднять не буду (да простят меня реставраторы - ценители ИЖ-49). Причина проста: все изменения были выполнены в угоду улучшения эксплуатационных качеств машины (глубокие крылья, дополнительные пружины сиденья, бардачки) и для оптимизации ремонта (система зажигания от более позднего ИЖ-56). Самодельные патрубки, глушители и щиток цепи - напоминание из прошлого о тотальном дефиците всего и вся. А в совокупности, все эти нововведения - часть истории, которую нужно сохранить, ведь именно это отличает данный ИЖ-49 от тысяч других таких-же.
В следующей статье расскажу немного об еще одном мотоцикле, на котором учился и сдавал на права, а в последствии - и купил.
Всем удачи!