Найти тему
zoom-spb

Ростов Великий. Часть 2: Кремль

Строго говоря, ключевой ансамбль Ростова является не Кремлём, а резиденцией митрополита, однако визуально разница практически неуловима: перед нашими очами предстаёт отличный допетровский архитектурный ансамбль с оборонительными сооружениями.

Можно также почитать о других городах Центральной России:

Смоленск || Коломна || Тверь|| Торжок || Тула. Часть 1|| Тула. Часть 2 || Орёл || Курск|| Белгород || Старый Оскол || Новый Оскол || Воронеж || Рамонь || Елец|| Углич || Ярославль. Часть 1|| Ярославль. Часть 2 || Кострома. Часть 1|| Кострома. Часть 2 || Иваново-Вознесенск || Шуя || Владимир. Часть 1|| Владимир. Часть 2 || Владимир. Часть 3|| Боголюбово || Юрьев-Польский. Часть 1 || Юрьев-Польский. Часть 2 || Гороховец || Нижний Новгород. Часть 1 || Нижний Новгород. Часть 2 || Рыбинск. Часть 1 || Рыбинск. Часть 2 || Ростов. Часть 1

1. Как один из самых древних русских городов, Ростов стал центром церковной епархии, что тогда считалось важным фактором. Комплекс был построен приблизительно в 1650-1680-х годах для резиденции местного митрополита, когда, в общем, влияние города уже находилось на спаде, активность смещалась в соседние Ярославль и Кострому. Имя зодчего, на жаль, неизвестно, а вот вдохновителем такого масштабного строительства был митрополит Иона III (руководил кафедрой в 1652-1690).

Самый впечатляющий, буквально сказочный вид на кремль снаружи открывается от южного конца Соборной площи. На переднем плане - Одигитриевская башня:

2. Общий концепт заключался в создании прототипа райского сада внутри первоклассной фортеции. Монастыри вплоть до XVII века действительно выполняли ещё и оборонительную функцию - достаточно вспомнить 1,5-годичную осаду Троице-Сергиевой лавры во время Смуты, тем не менее, не очень понятно, от кого собирались обороняться в центре страны уже в конце "бунтарского" столетия.

Вид на Григорьевскую башню и ограду Митрополичьего сада:

-2

3. В 1787 году епархия переехала в Ярославль, и после этого огромная резиденция быстро обветшала - её использовали в качестве складских помещений. Пустовали даже храмы.

Во второй половине XIX века на средства местного купечества и при поддержке властей была проведена музеефикация и реставрация комплекса. В этом виде его подробно отснял в цвете в 1911 году Прокудин-Горский.

Башенка ограды и церква Григория Богослова (1680):

-3

4. Весь ансамбль делится на три части: площа с Успенским собором, который старше собственно резиденции на столетие, сам Митрополичий двор и сад. Суммарная длина стен составляет около 650 метров при 10 башнях.

Всё это я покажу ниже, а пока время оглянуться назад - на главный вход с двумя симпатичными башенками и надвратной церквой Иоанна Богослова (1683):

-4

5. 24 августа 1953 года на, казалось бы, спокойную Ярославщину пришла настоящая стихия - смерч. Дальше цитирую источник с сокращениями:

... В 16 часов 40 минут смерч прошел по городу Ростову. С утра на небе плыли грозовые тучи, весь день парило. Вечером ничего не предвещало, что стихия разыграется с такой силой.
Предположительно, смерч возник на окраине деревни Дарцово Ростовского района в 5 километрах от города. По железнодорожной линии прошел на улицу Достоевского, затем — на Февральскую. От ул. Свердлова (ныне ул. Окружная) он уклонился немного вправо, прошел к Дому пионеров. Затем переместился на территорию кремля и кремлевского сада и повернул к озеру. Там превратился в водяной столб.
Ураган затронул 22 улицы города. Больше всего пострадали ул. Февральская, ул. Сакко, ул. Достоевского, ул. Коммунаров, площадь Октябрьской революции, Толстовская набережная, кремль. Общий путь, пройденный смерчем в черте города - около 2,8 км. По опросам очевидцев и по результатам исследования местности, где прошел ураган, ростовский смерч имел ширину подошвы в разных местах от 30 до 77 м, диаметр воронки — около 300 м, над озером — 100-150 м, высоту столба от 150 до 300 м.
По данным Ростовской метеостанции смерч промчался за 2 минуты со скоростью 82 км/ч, но ущерб и разрушения, которые он нанес городу за такое короткое время, были довольно масштабные.
44% зданий на территории Ростова получили значительные повреждения. Частично был разрушен и древний архитектурный памятник — Ростовский кремль. Вот как описал прохождение смерча в кремле старший научный сотрудник музея-заповедника И. А. Морозов: "...Я работал в служебном помещении музея. Мне показалось, что по мостовой (дороги в Ростове еще не были заасфальтированы) идет обоз. Шум усилился и напоминал уже не обоз, а звук танковой колонны на марше. Я подошел к окну. Солнце скрылось, а в потемневшем ревущем воздухе понеслись, как листья, кровельное железо и доски. Рев нарастал. Я отскочил в простенок и вовремя: окно разлетелось от удара. В грохоте урагана посыпались стекла, падала мебель. Оглохший и ослепший я очнулся в соседней комнате, держась за ручку поломанной двери...Закончилось. Это длилось несколько секунд... "На кремлевских зданиях не осталось ни одной кровли. Из 25 церковных глав уцелели поврежденными три. Железный крест на северо-западной главе Успенского собора — помятой и сдвинутой — был согнут жгутом...»
Всего по городу подверглось разрушению 318 домовладений.
От последствий смерча пострадали не только здания и сооружения Ростовского кремля, но и 15 предприятий, 20 складов, 10 контор организаций, 4 воинских здания, 3 детских учреждения, 1 школа, школа медсестер, стадион. Ураганом уничтожено более 500 многолетних деревьев. Нарушена электросеть, радио, телеграфная и телефонная сети.
Смерч принес не только много разрушений, были и человеческие жертвы. При проверке работниками отдела социального обеспечения состояния жилищ выявлено, что <…> пять человек умерли от тяжелых ушибов и увечий. Тяжело раненых — 20-25 человек, легкие травмы получили около 200 человек.

Источник: https://www.yararchive.ru/publications/details/893/

Видок на кремль со стороны озера Неро:

-5

6. Ну а теперь проходим внутрь комплекса:

-6

7. Площа перед Успенским собором (он слева) с трёх сторон огорожена торговыми лавками, а с юга к ней примыкает резиденция митрополита. Чуть правее собора по кадру его отдельно стоящая звонница, а ещё правее - ворота с двумя башнями и Воскресенская церква:

-7

8. До чего же солидно выглядит кремль! Капитальность построек явно не соответствует их необходимости в конце XVII века в уже прошедшем свой расцвет Ростове. Интересно, каким образом митрополит Иона убедил царя Алексея Михайловича дать денег на строительство.

-8

9. Как я уже говорил, Успенский собор старше стоящего рядом кремля, он был возведён в 1508-1512 годах на месте более древних храмов. К сожалению, внутрь я не зашёл из-за цайтнота (приехал в город вечером и еле успел попасть во внутренний двор кремля).

Собор довольно лаконичен, но красоты добавляют "ломбардские арки", уже ретро на той момент:

-9

10. Главный вход по кайфу, но больше всего впечатлили металлические плиты на площадке перед ним:

11. На другом фасаде обнаружился придел с великолепными фресками, понурое состояние которых легко объяснимо: они находятся на открытом воздухе. Может, стоит застеклить этот объём?

-11

12. Стильный проём с ажурной фальш-стойкой:

-12

13. Сюжеты великолепны, но мне, как не церковному человеку, не понятны:

14. Святые на колоннах:

15. Отмостка и колонны Успенского собора:

-15

16. Звонница (1682-1689) является здесь совершенно самостоятельной достопримечательностью.

Всего на ней 16 колоколов, из них 5- супертяжеловесы. Самый тяжёлый - "Сысой", весом 32 тонны (!!!), названный в честь отца митрополита Ионы. Удивительно, как при технологиях XVII века его смогли туда поднять и подвесить.

Такое количество металла не могло не вызывать интерес государства: утащить отсюда колокола порывались и Пётр I, и большевики, но, к счастью, культурное достояние удалось сохранить. Забавно, что те же большевики издали пластинку "Ростовские звоны" на фирме "Мелодия" в 1960-х, когда уже набирало популярность "Золотое Кольцо".

-16

17. Роскошная входная группа митрополичьей резиденции. Касса уже закрывалась, но я таки успел войти внутрь!

18. И вот что открывается взору вошедшего - действительно почти райский сад:

-18

19. Красная палата (1670-е - 1680-е) предназначалась для размещения царей и их семей:

-19

20. Голубь удачно оформил кадр крыльца, состояние которого оставляет желать лучшего:

-20

21. Напротив - Белая палата (1675) и церква Спаса на Сенях (1675), а в зелёную плёнку упакован реставрируемый Самуилов корпус (середина XVIII века). Здание названо в честь местного архиепископа Самуила (занимал должность в 1776-1783 годах).

-21

22. Церковь Иоанна Богослова (1683) со двора (её вид снаружи - см. фото 4):

-22

23. А через этот вход с надвратной Вознесенской церквой (1670-е) я только что вошёл на двор:

-23

24. Общий вид в северную сторону. Множество серых лемеховых куполов, ярко-зелёный газон и голубое небо - кайфовое сочетание.

-24

25. Яка красота! Это, безусловно, одни из самых красивых русских видов.

В той момент я действительно на несколько минут почувствовал себя будто в раю. Сильнейшее впечатление.

26. Как вы заметили, территория вокруг ставка располагает к созерцанию идеального сочетания архитектуры и природы. Митрополит Иов, фундатор комплекса, явно что-то знал…

-26

27. Вид с Одигидриевской церквой (слева) и отражением. Может, это и есть таинственный и желанный Китеж-град?

-27

28. Кадр с голубем:

-28

29. Ещё отражения в воде:

30. Одигитриевская церква (1692-1693), последняя по времени постройка кремля, понравилась мне больше всего из-за отделки фасадов.

Посвящение её неочевидно и, как мне кажется, требует пояснений. Здесь имеется ввиду икона Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы в переводе с греческого. Этот один из самых известных образов Девы Марии был написан ещё евангелистом Лукой. Оригинал долгое время хранился в Константинополе и сгинул, вероятно, во время крушения Византии под ударами османов.

Хоть на главке и водружён крест, храм не действует как религиозное заведение.

-30

31. Чудовые колонны и оконные проёмы:

32. Но главная изюминка - псевдорустовка с чередованием голубого, бежевого, тёмно- и светло-коричневого цветов. Такая отделка была нанесена значительно позже собственно строительства храма, думаю, в конце XIX или в начале XX века:

-32

33. Именно в Ростове Леонид Гайдай снимал свой великий фильм «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), не нуждающийся в представлении - на YouTube его посмотрели 68 миллионов раз. Этот факт обыгрывается с помощью многочисленных стендов с фотографиями съёмочного процесса:

-33

34. Участки стен:

35. Закоулки бывшей резиденции:

-35

36.

-36

37. Судебный приказ (1660-е):

-37

38. Вход в Митрополичий сад низковат по современным меркам (сейчас дверные проёмы обычно делают 2,1 метра от пола), 350 лет назад люди явно были в среднем ниже:

-38

39. Последний взгляд на прекрасный архиерейский двор:

-39

40. Этюд с цветком:

-40

41. В саду стройными рядами растут плодовые деревья (насколько я понимаю, яблони, сливы и груши), а самая примечательная постройка - так называемая Палатка, по сути просто хозяйственное помещение:

42. Нет ничего лучше лета!

-42

43. Постепенно вечерело, и мне нужно было отправляться на ночлег в Ярославль, чтобы на следующий ранок посетить место, куда я мечтал попасть три года с момента первого посещения областного центра.

Что касается Ростова, то Кремль, безусловно, классный, но кроме него смотреть тут особо не на что - обычный, но приятный провинциальный городок Европейской России.

-43

........

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание